" Путешествие по зимнему лесу."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие речи (конспект занятия) | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя «Зимующие птицы» в подготовительной к школе группе.
Яшина Е.В воспитатель в к.к
Алюкова Г.Д учитель-логопед
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Цель: Обобщить, закрепить и систематизировать знания детей о зимующих и кочующих птицах.
Задачи:
- Образовательные: уточнить, обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах, их образе жизни;
- Коррекционно – развивающие: развивать артикуляционную моторику; расширять словарный запас детей понятиями: зимующие птицы, кочующие птицы, названиями птиц; формирование связной речи и грамматического строя речи; развитие общей и мелкой моторики, изготовление экокормушек
- Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к птицам; любовь к природе.
Предварительная работа: тематические беседы; наблюдения в природе; чтение произведений о птицах; разучивание стихотворений и загадок; рассматривание иллюстраций и картин с изображением птиц; дидактические игры: «Кого не стало?», «Угадай птицу по описанию».
Ход занятия
Учитель-логопед:Ребята, сегодня такое замечательное зимнее утро! Так и хочется прогуляться по зимнему лесу. Я предлагаю Вам отправиться на прогулку в зимний лес. А чтобы нам не замерзнуть, потеплее одеваемся и отправляемся.
(Музыкальное сопровождение)
- Друг за другом становитесь,
Крепко за руки беритесь.
Правой, левой, правой, левой
Мы идем вперед, вперед.
По дорожкам, по тропинкам,
Не спешим, не отстаем.
А теперь остановись, и вокруг ты оглянись.
С помощью больших чудес мы попали в зимний лес.
Ребята, посмотрите, куда мы попали? (Лес, деревья) Как красив лес зимой: кругом заснеженные деревья, пушистые мягкие сугробы, тишина, а какой воздух чистый!
Учитель-логопед: Дыхательная гимнастика
- Ой, ребята, замерзаем, плечи дружно обнимаем!
Зиму радостно встречаем, свежий воздух мы вдыхаем.
- Ребята, вы слышите? Кто-то щебечет?...Чьи это голоса? (голоса птиц). Давайте споем песенки зимующих птиц.
Снегирь - фью, фью, фью.
Синица – кик, кик, кик.
Воробей – чик-чи-рик.
А чтобы губки не замерзали проведем артикуляционную гимнастику.
Снегири радуются снегу и морозу
(надуть щеки, веселое выражение глаз)
Грустные снегири от мороза
(опустить уголки губ вниз, передать печальный взгляд)
Клюв вороны
(Высунуть «острый язык как можно дальше изо рта и удержать его в таком положении под счет до 6-8)
Воробьи пьют водичку
(опустить голову, потом откинуть ее назад и раскрыть рот, при этом почувствовать напряжение шеи)
Синички клюют зернышки
(вытянуть губы вперед узкой «трубочкой», смыкать и размыкать губы
Сердитый дятел (д-д-д-д)
II. Основная часть.
1. Беседа о зимующих птицах
Воспитатель( Лесная фея) появляется из-за заснеженного дерева: -Здравствуйте ребята. Я- хранительница этого леса .Сегодня вы пришли ко мне в гости,в мои владения. Я живу тут уже очень много лет и знаю всё обо всех жителях леса. Ребята,а вы знаете как нужно вести себя в лесу? ( ответы детей). А кого можно встретить в лесу? ( ответы детей). А разве птицы не улетели на юг? (Это зимующие птицы)!
Совершенно верно ребята, это зимующие птицы. Каких зимующих птиц вы знаете, назовите? (Снегири, синицы, воробьи и т.д.)
Молодцы! Зимующие птицы не боятся морозов, много летают и сами стараются добывать еду. Они отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопада, метелей и сильных морозов, птицы голодают и даже погибают. Поэтому они прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы с вами можем помочь пережить зиму нашим пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? Как вы думаете? (подкармливать, развешивать кормушки).
- Ребята, на веточке кто-то спрятался…Отгадайте, кто?
«Прыгнет раз, прыгнет два,
Почирикает слегка,
Крошки подбирает,
Сразу улетает.» (Воробей)
- Правильно, молодцы! (на ветке «сидит воробей» - картинка). Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Это самые распространенные в России птицы. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Бойкая, энергичная, задиристая птичка. Держатся воробьи стайками. Питается семенами.
«Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять.» (Снегирь)
- Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, обрывая ягоды и расклевывая семена. Посмотрите, ребята, а вот и снегирь к нам прилетел.
Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь – кружат 20 пар
И кричат – кар! Кар! Кар (ворона)
- Зимой вороны живут в городе или деревне, около человека. Кормятся днем на свалках, а вечером с шумом и карканьем собираются в большие стаи, усаживаются на деревья, тесно прижавшись друг к другу, и так согреваются.
Покрупнее воробья,
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня (синичка).
- Синицы – очень подвижные и ловкие птицы. Зимой они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и сала, которыми подкармливает их человек.
- Ребята, давайте немного согреемся.
Физкультминутка:
От простуд он не страдает, Не страшится злобных вьюг | Дети делают взмахи руками как крыльями, Кружатся на месте |
И к зиме не улетает На далекий знойный юг. | Берутся за руки с соседом, делают «лодочку»; меняются местами |
Пусть покроют снега груды И пригорок, и пустырь - | Присаживаются, встают и тянутся к потолку руками |
Раз красавец прилетел к нам, Житель Севера…(снегирь). | Делают взмахи руками как крыльями, Кружатся на месте |
Слушайте следующую загадку:
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой! (дятел)
- Наверное, не раз приходилось слышать, что дятел лечит деревья. В наших лесах живет множество жуков – дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Они разрушают его изнутри. Только дятел своим крепким и длинным языком может достать жуков и их личинок из убежищ.
«Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? Такая всем морока,
Когда трещит…(сорока)
- Посмотрите, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев. А вот «воровкой» сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки.
В красненьком беретике, с рыжим хохолком.
В оперенье праздничном вслед за ветерком
С севера далекого птахи прилетели,
Лакомиться ягодами на рябину сели. (свиристель)
- Это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Название птицы «Свиристель» означает громко кричать, «свистеть».
Раздается звук упавшей с дерева шишки, поднимает шишку.
- Откуда она? Кто ее сбросил?
- Я кажется догадалась. Это дает о себе знать еще одна удивительная лесная птица». (на ветке вывешена картинка с изображением птицы).Это клест.
Что же в ней удивительного? А вот посмотрите на ее клюв. Он у нее крестом.
Таким клювом удобно семечки из шишек доставать. А еще эта птица удивительна тем, что птенцы у нее пявляются не летом, как у всех птиц, а зимой, когда трещат сильные морозы.
- Ребята, а чем все птицы похожи? (У них есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями). А чем они отличаются друг от друга (расцветкой оперения и размером, по – разному подают голос).
- Молодцы, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, дятел, сорока, ворона, синичка, снегирь, свиристель, клест).
- Ребята, давайте отдохнем.
Учитель - логопед: Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (нам каждое название птицы загибают по одному пальчику)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. ( сжимают и разжимают кулачки).
- Посмотрите, у нас под елочкой лежит снежок, мы с ним сейчас и поиграем.
Игра: «Назови ласково» со снежком.
Птица – птичка, синица – синичка
Воробей – воробышек – воробьишко
Снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
Голубь – голубка – голубок
А сейчас интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Логическая игра: «Добавь слово» со снежком.
- Воровьи, голуби, снегири – это …(птицы)
- Звери бегают, а птицы -… (летают)
- У зверей – шерсть, у птицы - …. (перья)
- У человека – нос, у птицы - … (клюв)
- У человека – руки, у птицы - … (крылья)
- Воробей – зимующая птица, а журавль - … (перелетная)
- У человека – ребенок, у птицы - … (птенец)
- У человека – ногти, у птицы - … (когти)
- Рыба в реке, птица в -… (небе)
- У курицы – курятник, у воробья -… (гнездо)
Воспитатель: - Мы уже с вами выяснили, как помочь птицам – надо мастерить кормушки и подкармливать их. А чем же мы будем угощать наших пернатых друзей?
- Ребята, а как вы думаете, чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила? Послушайте, какие:
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
2. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
- Запомнили? Давайте повторим некоторые правила.
- Молодцы, а теперь давайте поиграем в еще одну игру и погреем наши ладошки.
III. Заключительный этап.
- А теперь, ребята, мы все уже замерзли и нам пора возвращаться в детский сад из зимнего леса:
Крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам
Не спешим, не отстаем,
В детский сад мы все пойдем.
- Вот мы и вернулись обратно в свой детский сад.
- Где мы побывали сегодня? Кого видели? Что интересного узнали?
- О каких птицах мы сегодня с вами разговаривали?
- Понравилась вам наша прогулка?
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по – прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Воспитатель: А теперь ,чтобы помочь нашим пернатым друзьям, мы с вами изготовим эко кормушки.
Детям раздаются заготовки из картона в виде пряников, с дырочкой сверху. Тарелочки с клейстером(заранее приготовленным),тарелочки с ( пшеном, различными семечками (подсолнечника, тыквы), кисти,салфетки, тесёмка для того, чтоб повесить экокормушку на дереве на участке детского сада.
Воспитатель: А теперь , ребята,приступаем к работе. Провздеваем тесёмку в дырочку,завязываем. Наносим клейстер на наши заготовки и сверху посыпаем « кормом для птиц».Ждём.пока подсохнет одна сторона. Далее тоже самое делаем на обратной стороне.Ну и когда наша кормушка высохнет,то на прогулке мы развесим наши экокормушки на деревьях нашего участка.
- Помните, ребята, птицы наши друзья. Берегите их. Особенно зимой, когда им очень тяжело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное тематическое занятие во 2-ой младшей группе на тему: « Путешествие в зимнем лесу».
Программные задачи:1.Закреплять знание о зиме, ее приметах;2. продолжать ходить стайкой за воспитателем, перешагивать...
Занятие "Путешествие по зимнему лесу".
Занятие проводилось в целях расширения знаний детей о жизни животных в лесу в зимнее время....
Конспекты занятий: "Викторина по сказкам К. И. Чуковского," "Путешествие по зимнему лесу", "У осени в гостях"
1. Использовала мультемедийный материал с портала "Социальная сеть работников образования".2. Тематический досуг. Интеграция с музыкальным руководителем. Лексическая тема: "Дикие животные и их д...
Путешествие по зимнему лесу
Путешествие по зимнему лесу...
Конспект открытого комплексного занятия: «Путешествие в зимнем лесу»
Программные задачи: Образовательные– упражнять в счете в пределах 5;- закрепить знания о геометрических фигурах. Развивающие- совершенствовать двигательные умения и навыки детей,...
Путешествие по зимнему лесу
НОД в средней группе...
Конспект открытого логопедического занятия "Волшебное путешествие по зимнему лесу"
Конспект открытого логопедического занятияпо формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР III ур р. р. в подготовительной к школе группепо теме: «Волшебное пут...