" Путешествие по зимнему лесу."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Яшина Елена Владимировна.

конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие речи (конспект занятия)24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя «Зимующие птицы» в подготовительной к школе группе.

Яшина Е.В воспитатель в к.к

Алюкова Г.Д учитель-логопед

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Цель: Обобщить, закрепить и систематизировать знания детей о зимующих и кочующих птицах.

Задачи:

- Образовательные: уточнить, обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах, их образе жизни;

Коррекционно – развивающие: развивать артикуляционную моторику; расширять словарный запас детей понятиями: зимующие птицы, кочующие птицы, названиями птиц; формирование связной речи и грамматического строя речи; развитие общей и мелкой моторики, изготовление экокормушек

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к птицам; любовь к природе.

Предварительная работа: тематические беседы; наблюдения в природе; чтение произведений о птицах; разучивание стихотворений и загадок; рассматривание иллюстраций и картин с изображением птиц; дидактические игры: «Кого не стало?», «Угадай птицу по описанию».

Ход занятия

Учитель-логопед:Ребята, сегодня такое замечательное зимнее утро! Так и хочется прогуляться по зимнему лесу. Я предлагаю Вам отправиться на прогулку в зимний лес. А чтобы нам не замерзнуть, потеплее одеваемся и отправляемся.

(Музыкальное сопровождение)

- Друг за другом становитесь,

Крепко за руки беритесь.

Правой, левой, правой, левой

Мы идем вперед, вперед.

По дорожкам, по тропинкам,

Не спешим, не отстаем.

А теперь остановись, и вокруг ты оглянись.

С помощью больших чудес мы попали в зимний лес.

Ребята, посмотрите, куда мы попали? (Лес, деревья) Как красив лес зимой: кругом заснеженные деревья, пушистые мягкие сугробы, тишина, а какой воздух чистый!

Учитель-логопед: Дыхательная гимнастика

- Ой, ребята, замерзаем, плечи дружно обнимаем!

Зиму радостно встречаем, свежий воздух мы вдыхаем.

- Ребята, вы слышите? Кто-то щебечет?...Чьи это голоса? (голоса птиц). Давайте споем песенки зимующих птиц.

Снегирь - фью, фью, фью.

Синица – кик, кик, кик.

Воробей – чик-чи-рик.

А чтобы губки не замерзали проведем артикуляционную гимнастику.

Снегири радуются снегу и морозу

(надуть щеки, веселое выражение глаз)

Грустные снегири от мороза

(опустить уголки губ вниз, передать печальный взгляд)

Клюв вороны

(Высунуть «острый язык как можно дальше изо рта и удержать его в таком положении под счет до 6-8)

Воробьи пьют водичку

(опустить голову, потом откинуть ее назад и раскрыть рот, при этом почувствовать напряжение шеи)

Синички клюют зернышки

(вытянуть губы вперед узкой «трубочкой», смыкать и размыкать губы

Сердитый дятел (д-д-д-д)

II. Основная часть.

1. Беседа о зимующих птицах

Воспитатель( Лесная фея) появляется из-за заснеженного дерева: -Здравствуйте ребята. Я- хранительница этого леса .Сегодня вы пришли ко мне в гости,в мои владения. Я живу тут уже очень много лет и знаю всё обо всех жителях леса. Ребята,а вы знаете как нужно вести себя в лесу? ( ответы детей). А кого можно встретить в лесу? ( ответы детей).  А разве птицы не улетели на юг? (Это зимующие птицы)!

Совершенно верно ребята, это зимующие птицы. Каких зимующих птиц вы знаете, назовите? (Снегири, синицы, воробьи и т.д.)

Молодцы! Зимующие птицы не боятся морозов, много летают и сами стараются добывать еду. Они отыскивают плоды и  семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопада, метелей и сильных морозов, птицы голодают и даже погибают. Поэтому они прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы с вами можем помочь пережить зиму нашим пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? Как вы думаете? (подкармливать, развешивать кормушки).

- Ребята, на веточке кто-то спрятался…Отгадайте, кто?

«Прыгнет раз, прыгнет два,

Почирикает слегка,

Крошки подбирает,

Сразу улетает.» (Воробей)

- Правильно, молодцы! (на ветке «сидит воробей» - картинка). Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Это самые распространенные в России птицы. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Бойкая, энергичная, задиристая птичка. Держатся воробьи стайками. Питается семенами.

«Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять.» (Снегирь)

- Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, обрывая ягоды и расклевывая семена. Посмотрите, ребята, а вот и снегирь к нам прилетел.

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь – кружат 20 пар

И кричат – кар! Кар! Кар (ворона)

- Зимой вороны живут в городе или деревне, около человека. Кормятся днем на свалках, а вечером с шумом и карканьем собираются в большие стаи, усаживаются на деревья, тесно прижавшись друг к другу, и так согреваются.

Покрупнее воробья,

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня (синичка).

- Синицы – очень подвижные и ловкие птицы. Зимой они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и сала, которыми подкармливает их человек.

- Ребята, давайте немного согреемся.

Физкультминутка:

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

Дети делают взмахи руками как крыльями,

Кружатся на месте

И к зиме не улетает

На далекий знойный юг.

Берутся за руки с соседом, делают «лодочку»; меняются местами

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь -

Присаживаются, встают и тянутся к потолку руками

Раз красавец прилетел к нам,

Житель Севера…(снегирь).

Делают взмахи руками как крыльями,

Кружатся на месте

Слушайте следующую загадку:

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой! (дятел)

- Наверное, не раз приходилось слышать, что дятел лечит деревья. В наших лесах живет множество жуков – дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Они разрушают его изнутри. Только дятел своим крепким и длинным языком может достать жуков и их личинок из убежищ.

«Трещала с самого утра:

Пор-ра! Пор-ра!

А что пора? Такая всем морока,

Когда трещит…(сорока)

- Посмотрите, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев. А вот «воровкой» сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки.

В красненьком беретике, с рыжим хохолком.

В оперенье праздничном вслед за ветерком

С севера далекого птахи прилетели,

Лакомиться ягодами на рябину сели. (свиристель)

- Это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Название птицы «Свиристель» означает громко кричать, «свистеть».

Раздается звук упавшей с дерева шишки, поднимает шишку.

- Откуда она? Кто ее сбросил?

- Я кажется догадалась. Это дает о себе знать еще одна удивительная лесная птица». (на ветке вывешена картинка с изображением птицы).Это клест.

Что же в ней удивительного? А вот посмотрите на ее клюв. Он у нее крестом.

Таким клювом удобно семечки из шишек доставать. А еще эта птица удивительна тем, что птенцы у нее пявляются не летом, как у всех птиц, а зимой, когда трещат сильные морозы.

- Ребята, а чем все птицы похожи? (У них есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями). А чем они отличаются  друг от друга (расцветкой оперения и размером, по – разному подают голос).

- Молодцы, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, дятел, сорока, ворона, синичка, снегирь, свиристель, клест).

- Ребята, давайте отдохнем.

Учитель - логопед: Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (нам каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.  ( сжимают и разжимают кулачки).

- Посмотрите, у нас под елочкой лежит снежок, мы с ним сейчас и поиграем.

Игра: «Назови ласково» со снежком.

Птица – птичка, синица – синичка

Воробей – воробышек – воробьишко

Снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

Голубь – голубка – голубок

А сейчас интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

Логическая игра: «Добавь слово» со снежком.

- Воровьи, голуби, снегири – это …(птицы)

- Звери бегают, а птицы -… (летают)

- У зверей – шерсть, у птицы - …. (перья)

- У человека – нос, у птицы - … (клюв)

- У человека – руки, у птицы - … (крылья)

- Воробей – зимующая птица, а журавль - … (перелетная)

- У человека – ребенок, у птицы - … (птенец)

- У человека – ногти, у птицы - … (когти)

- Рыба в реке, птица в -… (небе)

- У курицы – курятник, у воробья -… (гнездо)

Воспитатель: - Мы уже с вами выяснили, как помочь птицам – надо мастерить кормушки и подкармливать их. А чем же мы будем угощать наших пернатых друзей?

- Ребята, а как вы думаете, чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила? Послушайте, какие:

1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

2. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

3. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

- Запомнили? Давайте повторим некоторые правила.

- Молодцы, а теперь давайте поиграем в еще одну игру и погреем наши ладошки.

III. Заключительный этап.

- А теперь, ребята, мы все уже замерзли и нам пора возвращаться в детский сад из зимнего леса:

Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаем,

В детский сад мы все пойдем.

- Вот мы и вернулись обратно в свой детский сад.

- Где мы побывали сегодня? Кого видели? Что интересного узнали?

- О каких птицах мы сегодня с вами разговаривали?

- Понравилась вам наша прогулка?

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы,

И чтоб они жили по – прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Воспитатель: А теперь ,чтобы помочь нашим пернатым друзьям, мы с вами изготовим эко кормушки.

Детям раздаются заготовки из картона в виде пряников, с дырочкой сверху. Тарелочки с  клейстером(заранее приготовленным),тарелочки с ( пшеном, различными семечками (подсолнечника, тыквы), кисти,салфетки, тесёмка для того, чтоб повесить экокормушку на дереве на участке детского сада.

Воспитатель: А теперь , ребята,приступаем к работе. Провздеваем тесёмку в дырочку,завязываем. Наносим клейстер на наши заготовки и сверху посыпаем « кормом для птиц».Ждём.пока подсохнет одна сторона. Далее тоже самое делаем на обратной стороне.Ну и когда наша кормушка высохнет,то на прогулке мы развесим наши экокормушки на деревьях нашего участка.

- Помните, ребята, птицы наши друзья. Берегите их. Особенно зимой, когда им очень тяжело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное тематическое занятие во 2-ой младшей группе на тему: « Путешествие в зимнем лесу».

Программные   задачи:1.Закреплять  знание  о   зиме, ее  приметах;2. продолжать  ходить  стайкой   за  воспитателем, перешагивать...

Занятие "Путешествие по зимнему лесу".

Занятие проводилось в целях расширения знаний детей о жизни животных в лесу в зимнее время....

Конспекты занятий: "Викторина по сказкам К. И. Чуковского," "Путешествие по зимнему лесу", "У осени в гостях"

1. Использовала мультемедийный материал с  портала "Социальная сеть работников образования".2. Тематический досуг. Интеграция с музыкальным руководителем. Лексическая тема: "Дикие животные и их д...

Путешествие по зимнему лесу

Путешествие по зимнему лесу...

Конспект открытого комплексного занятия: «Путешествие в зимнем лесу»

Программные задачи: Образовательные– упражнять в счете в пределах 5;- закрепить знания о геометрических фигурах. Развивающие- совершенствовать двигательные умения и навыки  детей,...

Путешествие по зимнему лесу

НОД в средней группе...

Конспект открытого логопедического занятия "Волшебное путешествие по зимнему лесу"

Конспект открытого логопедического занятияпо формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР III ур р. р. в подготовительной к школе группепо теме: «Волшебное пут...