Виды детской деятельности:
коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-ритмичная.
Цель:
формировать у детей представления о зиме; учить детей следить за рассказом воспитателя о зиме, добавлять слова, заканчивать фразы; учить различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса, белка; формировать умение выделять их характерные особенности (у зайца длинные уши, лиса рыжая, у нее длинный, пушистый хвост; медведь зимой спит в берлоге; белочка любит шишки и орешки); стимулировать добрые чувства по отношению к ним; развивать понимание речи и активизировать словарь (названия одежды, игрушек-животных, величины елок); способствовать развитию речевого дыхания: приучать детей постепенно, медленно выдыхать через рот (сдуем снежинку); упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста, развивать моторику рук; стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи; индивидуальная работа с Мишей, Исламом и Андреем способствовать проявлению активности на занятии; воспитывать у детей умение наблюдать за красотой природных явлений; способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе.
Используемая методическая литература:
Программа под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе
Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами
Используемое оборудование:
проектор, экран, ноутбук, презентация PowerPoint «Зимний лес» на диске(прилагается), игрушка поезд, «зимний лес» - елочки разной высоты в снегу, игрушки-животные (заяц, белка, лиса, медведь);
сюрпризный момент (конфеты Рафаэлло).
Краткое описание:
Занятие Путешествие в зимний лес разработано с учетом задач Программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (разделы Ребенок и окружающий мир, Развитие речи).
На занятие дети учатся различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса, белка; выделять их характерные особенности; у детей формируются связные предложения о зиме.
В конспект включены двигательно-речевые игры, упражнения, сюрпризные и игровые моменты, художественное слово. К занятию разработана презентация в виде слайд-шоу. В конспекте есть навигация по слайдам.
Ход занятия: І. Воспитатель: ребятки, давайте посмотрим в окошко и вспомним какое сейчас время года.
Ответы детей.
Воспитатель. Почему вы так считаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете стихотворения про Зимушку-зиму? А мне его расскажете?
Ребенок 1 рассказывает стихотворение
Уж ты Зимушка-зима,
Все дороги замела.
Все дороги, все пути,
Не проехать, не пройти!
Воспитатель. Молодец, какое красивое стихотворении.
Сейчас на улице зима
Наступили холода.
Но нам морозы нипочем.
С вами мы гулять пойдем
Игра «Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой | Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам
| Но мы пойдем гулять с тобой
| «Пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам
| Я надену шубку
| Проводят ладонями от плеч по груди вниз
| Я надену шапку
| Двумя руками поглаживает голову
| Я надену шарфик
И еще платок
| Поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью
| А потом красивые,
Теплые, пушистые,
Крошки-рукавички
На ручки натяну
| Поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы
| И хотя я маленькая
У меня есть валенки | Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую
|
Воспитатель. Ребятки, а давайте отправимся в путешествие в лес! Только на чем же мы поедем?
Ответы детей
Воспитатель. До леса ехать далеко, давайте поедем на поезде. (звучит музыка Е. Железновой «поезд» дети собираются в «паровозик» и «едут» по группе под музыку)
Воспитатель. Ребятки, посмотрите, паровоз привез нас в лес. Давайте сядем на полянку. ( дети усаживаются на ковер).
ІІ.
Рассказ воспитателя о зиме. (просмотр слайдов)
(слайд №1) - Посмотрите, как красиво в зимнем лесу
(слайд №2) - На земле, на деревьях лежит … (снег). Снег какой? (белый, холодный)
(слайд №3)– Из снега можно лепить. Что можно слепить? (снеговика, горку)
(слайд №4)– По снегу можно кататься на …(санках, лыжах)
(слайд №5)- Смотрите, снова пошел снег. Ой, на мою ладонь снежинка села, большая, красивая (воображаемая ситуация). И на ваши ладошки опустились снежинки. Видите их. Давайте сдуем снежинки с ладошек. Дуйте легко, долго. Вот как хорошо зимой в лесу.
Слайд №5
Небо ярко-синее,
Ели, сосны в инее,
Снег сверкает под ногами.
Эй, ребята, кто за нами?
Посмотрите, как много деревьев в лесу - высоких и низких.
- Ой, ребята, посмотрите, мы зашли с вами в самую глубь, в самую чащу леса
Здравствуй дремучий лес,
Полный сказок и чудес,
Что в глуши твоей таится?
Что за звери, какая птица?
Все открой не утаи! Ты же видишь мы свои!
- В лесу живет много животных. И некоторые из них меняют цвет шкурки в зависимости от времени года. Вот посмотрите
Слайд №9
- Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Дети: Белка
Слайд 10-11
-Правильно белка. Посмотрите шубка у белки лета рыженькая, а зимой серая. Белка живет высоко на дереве в дупле. Чем питается белка.
Дети: Грибами, орехами, шишками
-Правильно ребята. Следующая загадка:
Слайд № 12
Летом- беленький,
Зимой- серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится?
-Кто это ребята?
Дети: Заяц
- Правильно ребята, это заяц. Какого цвета шубка у зайца летом?
Дети: Серая
-А зимой?
Дети: Белая
- Молодцы ребята. А для чего ему менять шубки?
Дети: Что бы заяц был не такой заметный для хищников и охотников.
- Какие меня умные ребята. Вот вам следующая загадка:
Слайд № 13
На овчарку он похож,
Что не зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть!
-Кто это?
Дети: Волк!
Слайд № 14
- Конечно волк. А волк не меняет свою шубку.
Слайд № 15
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост- краса,
Кто это?
Дети: Лиса.
Слайд № 16
- Лиса. Посмотрите какая она красивая, быстрая и хитрая.
Слайд № 17
-Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Слайд 18
Спит в берлоге снеговой?
- Про кого эта загадка?
Дети: Про медведя.
-А вы знаете, как охотники определяют кто прошел по тропинки? По следам. Давайте посмотрим у кого какие следы.
Слайды 20-23
Обсудить с детьми как отличаются следы: с когтями- без, большие- маленькие и т.д.
Слайд № 24
-Молодцы ребята, а теперь поиграем в игру - кто здесь лишний? Посмотрите на экран.
Дети: коза-это домашнее животное
Слайд№25
Дети : Белый медведь- он живет на севере, а бурый медведь, лиса и волк у нас ( в средней полосе) в лесу
Слайд №26
Дети: Рысь
Слайд № 27
Дети: Заяц. Остальные животные хищники.
- какие молодцы, все знаете! Ребята, а давайте с зайчиком поиграем
Игра «Зайка беленький»
1.Зайка беленький сидит (дети сидят на корточках()
И ушами шевелит. (машут руками над головой)
Вот так, вот так и ушами шевелит.
2.Зайке холодно сидеть (дети встают)
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп надо лапочки погреть. (хлопают в ладоши)
3. Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать (дети прыгают)
Прыг, скок, прыг, скок - надо зайке поскакать.
4. Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг и ускакал... (дети бегают в рассыпную).
- Кого зайка испугался? Кто это? (воспитатель показывает игрушку-лису )
- Лисичка рыжая. А хвост какой у лисички? (длинный, пушистый)
Лисонька-лисичка,
Рыжая сестричка.
Хвост пушистый – краса.
Ай-да лисонька-лиса.
- Кто это? (воспитатель показывает игрушку-белку)
- Что любит белочка?(шишки, орешки)
- Расскажем белочке потешку «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Зайчику усатому,
Мишке косолапому.
- Ребята, а вы знаете что делает мишка зимой? Ответы детей.
- Правильно мишка спит в берлоге. Домик у медведя называется берлога.
Воспитатель обращает внимание детей на «сугроб», приподнимает белую ткань и показывает как игрушечного спящего медведя
А в берлоге спит медведь.
Тише, тише, не шуметь!
-А вы знаете, почему нельзя шуметь в лесу? Ответы детей
- Для ёжиков, волков, лисичек и белок Лес – это дом родной. Они живут там смело И летом и зимой,
Живут себе тихонько,
Детей своих растят,
И никакого шума у себя в доме не хотят!
Не шумите, ребята, в лесу У леса музыка своя… Её послушайте друзья! Вот птичьи трели раздались, Вот белка скачет вверх и вниз, А вот кузнечик затрещал, По ветке дятел застучал… Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам: Нельзя шуметь, галдеть, кричать И громко музыку включать!
-Ой, ребятки, вы слышите паровоз гудит, нам пора уже возвращаться в детский сад, наше путешествие в лесу подошло к концу:
Лес дремучий до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могущий лес!
Полон сказок и чудес!
Садитесь, ребятки в паровоз, поехали, обратно в детский сад.
Дети имитируют поезд, делают несколько кругов на ковре под музыку Е.Железновой.
ІІІ.
Итог: вам понравилось в лесу?
Что понравилось? Оценка деятельности детей.
Сюрпризный момент (конфеты Рафаэлло). |