Роль речевых игр в развитии речи детей с ОВЗ старшего возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakt_igr.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль речевых игр в развитии речи детей с ОВЗ старшего возраста
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО предъявляются требования к созданию условий для развития дошкольников, в том числе и к условиям развития коммуникативной компетентности:
- обеспечение социальной ситуации развития ребенка;
- формирование потребности в общении со взрослыми и сверстниками;
Речь у большинства детей с ОВЗ спонтанно, самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления словаря, процесс отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности, процесс динамической структуризации слов.
Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком с ограниченными возможностями здоровья действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть.
Известно, что игра - основной вид деятельности дошкольников, следовательно, высока и потребность детей в игре.
Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.
В своей работе использую разные речевые игры. И сегодня я предлагаю вам каталог дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и звуко – буквенного анализа
Игра «Поймай звук»
Цель: развивать слуховое внимание и слуховое восприятие
Описание:
Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
Игра «Шутки – минутки»
Цель: развивать слуховое восприятие.
Описание:
Прочитать детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети должны найти ошибку в стихотворении и исправить её. Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Игра «Цепочка слов»
Цель: формировать умение определять первый и последний звук в слове, развивать слуховое внимание
Описание: Дети встают в круг и один из играющих, называет любое слово – существительное в единственном числе, второй придумывает слово на его последний звук и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: гриб – белка – абрикос –сова – арбуз и т.д.
Игра «Живые звуки»
Цель: Формировать умение определять последовательность и количество звуков в слове
Описание: Детям предлагается отгадать слово, которое загадали. Взрослый произносит звуки, спрашивает у детей какой первый, второй, третий звук они услышали. Какое слово получилось. Например: «н», «о», «с» -нос, «м», «а», «к»- мак, «у», «х», «о»- ухо и тд.
Игры на совершенствование грамматического строя речи и расширение словарного запаса
Игра «Подбери слова — «родственники» (тема «Зима»).
Цель: Формировать умение образовывать однокоренные слова
Оборудование: картинка «Зима»
Описание:
На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.
- А теперь подберите слова — «родственники» к слову «зима». Каким, словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»?» (Зимующие.) Итак, какие же вы вспомнили слова-«родственники» к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро).
- Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит... (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова-«родственники» мы подобрали к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник).
Игра «Назови ласково»
Цель: Формировать умение согласовывать прилагательные с существительным, образовывать уменьшительно – ласкательные формы прилагательных.
Оборудование: предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Описание:
Взрослый показывает предметную картинку, называет большой и маленький предмет. Затем начинает называть большой предмет, а должен образовать слово для маленького предмета с уменьшительно – ласкательным значением. Например:
Цветок красный, а цветочек (красненький).
Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка (синенькая).
Груша желтая, а грушка (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек (пушистенький).
Дом низкий, а домик (низенький).
Игра «Кто у кого?»
Цель: закрепить названия детенышей животных. Активизировать словарь детей.
Оборудование: картинки животных и их детенышей.
Описание: Вначале взрослый задает детям загадку про животного. Например:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее
... Кто это? (Это лиса)
А как называют детеныша лисы? (Лисенок)
— Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия
детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)
Взрослый показывает картинку и задает вопрос: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т. д.
Игра «Что из чего»
Цель: Упражнять детей в образовании относительных прилагательных.
Оборудование: карточки с изображением различных предметов, фишки
Описание: Взрослый называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети находят изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть изображение этого предмета, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.
Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.
Игра « Кто, что умеет делать»
Цель: научить ребенка согласовывать глагол с существительным
Оборудование: картинки с изображением людей различных профессий.
Описание:
Взрослый предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.
Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижет, чертежник чертит, плотник рубит топором, пилит, стругает, строитель строит дома, шофер водит машину, продавец продает, покупатель покупает, портной шьет.
Игра «Угадай, кому нужны эти вещи»
Цель: Закрепить формы дательного падежа существительных
Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий и необходимые им предметы и инструменты.
Описание:
Взрослый показывает картинки, на которых изображены люди разной профессии, ребенок выбирает из разложенных на столе картинок нужные предметы и инструменты к соответствующей картинке.
Например: Указка — учителю,
весы — продавцу,
термометр — доктору,
кисть — художнику,
шприц — медсестре,
Игра «Считай и называй»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными
Оборудование: картинки с изображением одного, двух, трех, четырех пяти предметов.
Описание: Взрослый называет число и показывает картинку с соответствующим количеством предметов и просит ребенка назвать этот предмет в сочетании с этим числом. Например: один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов; одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.
Игра «Помоги Незнайке»
Цель: Обучать грамотному построению предложений, расширять словарный запас детей.
Оборудование: предметные картинки, фишки, картинка с изображением Незнайки.
Описание: Ребенок сидит за столом, на котором лежат предметные картинки. Взрослый показывает Незнайку и говорит, что он перепутал все слова в предложениях, а теперь просит ему помочь расставить их по своим местам. Взрослый читает предложение. Ребенок называет правильный вариант и расставляет картинки в нужном порядке, за что получает фишку. Например: «на, белка, зиму, запасает грибы»
Игра «Почини предложение»
Цель: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.
Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова – существительные в именительном падеже, глаголы – в начальной форме.
Описание: Воспитатель читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение. Например: «Мама, ваза, конфеты, класть» и «Мама кладет конфеты в вазу»; «муха, на, стекло, сидеть» в «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» в «Я читаю интересную книгу».
Игры на развитие связной речи
Игра «Что с начало, что потом»
Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало и конец действия и правильно называть их.
Оборудование: картинки с изображением двух последовательных действий (мама стирает и вешает белье, девочка обедает и моет посуду и т.д.)
Описание: Взрослый показывает картинку, а ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
Игра «Опиши игрушку»
Цель: Учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Оборудование: игрушка
Описание: Взрослый показывает игрушку и просит рассказать о ней, какая, она. Если ребенок затрудняется можно задавать наводящие вопросы. Например: - Кто это? (кукла Катя). Какая она? (красивая, нарядная). Что умеет делать? (рисовать, петь, играть). Давай теперь расскажем про Катю.
Игра «Закончи сам»
Цель: Развивать у детей воображение, связную речь детей
Описание: Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.
Игра « Составь рассказ»
Цель: развивать связную речь детей
Оборудование: серия картинок, связанная единым сюжетом
Описание: Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать рассказ.
Игра «Моя семья»
Цель: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.
Описание: Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т.д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т.д.).
Литература
- Васильева С. А. Соколова Н. В. «Логопедические игры для детей» -М: Школьная Пресса 2004
- Корнеева «Логопедические игры для детей». Ростов-на-Дону. Феникс-2015
- Селиверстов ВВ.И. «Речевые игры с детьми».-М : ВЛАДОС,1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны
Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...
Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС ...
Влияние потешек на развитие речи детей среднего и старшего возраста.
Влияние потешек на развитие речи детей среднего и старшего возраста.Потешка-это жанр устного народного творчества. В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видишь мир таким,...
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» ...
Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»
Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...