Влияние потешек на развитие речи детей среднего и старшего возраста.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Влияние потешек на развитие речи детей среднего и старшего возраста.
Потешка-это жанр устного народного творчества. В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видишь мир таким, каким он предстает перед взором ребенка. Малые фольклорные произведения-это удивительное ожидание радости, добра, добра и только добра.Потешкаразвлекает и развивает детей. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест. Влияние небольших по объему произведений устного народного творчества, обусловлено, прежде всего, особенностями изобразительно-выразительных средств, используемых в песенках, потешках, пестушках, и заключенным в них содержанием.
Потешки- созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней их жизни, близок их миропониманию, и очень конкретен, отражает действия ребенка, приобретенные через опыт. Поэтому небольшие стишки, созданные народом для маленьких, читаются им по несколько раз и сочетаются с определенной ситуацией, Что позволяет соотносить хорошо знакомые сочетания слов с конкретной действительностью. В этом заключается влияние народной поэзии на умственное и познавательное развитие ребенка.
Ценность фольклорных произведений, обуславливается их высокой интонационной выразительностью. Поскольку, именно интонация проявляет смысл высказывания и имеет первостепенное значение в формировании мысли.
Активизирующее воздействие на ребенка дошкольного возраста оказывает наличие в них повторяющихся звукосочетаний и слов: «Чики-чики, чикалочки…», «ладушки, ладушки…»; простая рифма, восклицания и эмоциональное обращение. Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который очень хорошо развивает связную речь: при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий: « ай,ля-ля-ля…». Использование в народных песенках, потешках, пестушках уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк,-ечк, -очк, иньк, ичкит.д. благоприятно влияет на формирование грамматического строя у детей среднего и старшего возраста. Эти произведения заключают в себе огромный потенциал в развитии воображения, закрепляются формы общения. Они способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Потешки- замечательный материал для развития речевого слуха. Они забавны, лаконичны, ритмичны и очень выразительны. Развитие речевого слуха- составляющая будущей грамотности ребенка. Если ребенок хорошо различает звуки, хорошо их произносит, улавливает интонацию, у него будет гораздо меньше проблем с орфографией и пунктуацией.
Потешки выполняют многие методические задачи, помогая развитию речевого слуха ребенка: Умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, управлять на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность, плавность речи, темп, интонационную выразительность.
Потешки способствуют накоплению словарного запаса. В них рифмуются слова, различные по смыслу, но отличающиеся только одним звуком: Наташа-Маша, еду к деду, на улочку-булочку и т.д..
Обратите внимание, как много в потешках трудных сочетаний согласных: -жки,- шки, -зки,-чки, -сме, -сте,- кра,-гра,-хва и т.д.. Чтобы такие звукосочетания произносить правильно, их надо хорошо расслышать. Читать потешки следует, вначале, не торопясь, четко, выразительно. В средней группе у детей с нарушением звукопроизношения и нарушением в слоговой структуре или грамматическом строе речи на материале потешек очень хорошо добиваться четкого произношения гласных звуков, на материале звукоподражания.
Чтение потешек и стишков вырабатывает у ребенка чувство ритма. При рассматривании картинок ребенок учится задавать вопросы, а взрослые должны помочь увидеть сходства и различия, увидеть действия персонажей.
При чтении потешек следует чаще делать паузы, чтобы дать возможность ребенку сказать или договорить нужное слово(совместная деятельность взрослого и ребенка). Этот прием позволяет лучше почувствовать мелодику речи на слух, дети закрепляют правильное, четкое произношение гласных звуков: а, э, у, о, и.
На материале потешек очень хорошо уточнять и закреплять произношение звуков: М, П, Б, В, Ф, Т, Д, Н, К, Г, Х.
В среднем возрасте хорошо использовать следующие звукоподражания: корова мычит - МУУУ…
Мышка пищит - ПИИИ…
Лягушка квакает – КВА, КВА, КВА…
Собака лает – ГАВ, ГАВ…
Дятел стучит – тук, тук…
Звонок звенит – динь, динь…
Дудка дудит – ду, ду ,ду…
Покатаемся на лошадке – НО, НО, НО…
Курица кудахчет – КО,КО,КО…
Гусь гогочет – ГА,ГА,ГА…
Малыш смеется - ХА, ХА, ХА…
Большая собака лает громко, а маленькая тихо.
ПЫ-ПЫ-ПЫ- у розы шипы
УП-УП-УП – мама варит суп
ИП-ИП-ИП – в саду много лип
БА-БА-БА – у Вовы труба
БУ-БУ-БУ – сидит ворон на дубу
БЫ-БЫ-БЫ – собираем мы грибы
БЕ-БЕ-БЕ – горит лампа на столбе
БИ-БИ-БИ – деревья не губи
Следите, чтобы ребенок повторял не просто ГА-ГА-ГА, а именно так, как задает стихотворный ритм. Следует подобрать картинки с изображением предметов, в которых есть сходные по звучанию звуков: САПОГ-ЗАМОК, САНКИ – ЗАЙКИ, КОСА – СТРЕКОЗА.
Предлагайте ребенку поочередно воспроизводить то « песню водички», то « песню комарика».Потешки содержат в себе очень много глагольных форм, которые сопровождают движения ребенка. Заучивая потешки, дети расширяют свой словарный запас:
Сорока-сорока,
Где была?
Далеко
.Кашу варила,
Детушек кормила…
На порог скакала,
Гостей созывала,
Гости услыхали,
Быть обещали.
Маша, Маша маленька,
Машенька удаленька.
Пройди, Маша, горенькой,
Топни, Маша, ноженькой.
На двери висит замок
Кто его открыть бы мог?
Повернули, покрутили,
Постучали и открыли.
Вышел козлик погулять,
Свои ножки поразмять.
Козлик ножками стучит,
По козлиному кричит:
Бе-бе-бе-е-е…!
Мышка, Мышка, что не спишь?
Что соломою шуршишь?
Я боюсь уснуть, сестрица;
Кот усатый мне приснится!
Потешки в изобилии содержат в себе прилагательные:
Уж я Танюше пирог испеку,
Уж я внученьке румяненький.
На нем корочка пшеничная,
А начиночка медовая,
Моя внученька бедовая!
Малые фольклорные формы просты. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Когда ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка очень выручает в таких случаях. Потешки помогают ребенку настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.
Потешки по темам:
- Утренние потешки
- Знакомство с телом
- Готовимеду
- Едим с потешкой
- Купание
- Потягушки
- Ладушки, пальчиковая гимнастика
- Массаж с потешкой
- О дождике, о солнышке
- На огороде
- Зимние потешки
- Весенние потешки
- Летние потешки
- О насекомых птицах.
Утренние потешки
Ой, люшеньки-люшки!
Нашему Илюшеньке-
Доброе утро.
Доброе утро!
Утро с шутками, прибаутками.
-Мы проснулись, мы проснулись.
-Сладко, сладко потянулись.
-Маме с папой улыбнулись.
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушеньки!
Потягушеньки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними.
Солнышко,солнышко,
Загляни в окошко.
Загляни в окошко,
Разбуди Сереженьку.
Чтоб денек чуть-чуть был дольше,
Чтобы мы узнали больше,
Чтоб игрушки не скучали,
А с Сереженькой играли.
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем.
От водички, от водицы
Все улыбками искриться!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!
Знакомство с телом
Глазки улыбаются,
Глазки просыпаются,
Потягушки - ножки,
Потягушки- пяточки,
Ручки, ладошки,
Сладкие ребяточки!
Дай-ка локоточек
Мама поцелует!
Просыпайся, дочка! (Славный мой сыночек!)
Как тебя люблю я.
Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песенку дочурочке (сынулечке):
Вот проснулся петушок ,
Встала курочка,
Поднимайся мой дружок,
Встань, моя дочурочка. (Вставай, мой сынок).
Солнышко встало,
Утро настало.
Давай, сынок,
Буди друзей!
Вставай,Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Ай,лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся,лейся,лейся
Посмелей,
Катя умывайся веселей!
Ротик мой умеет кушать,
Нос- дышать, а ушки –слушать,
Глазоньки - моргать, моргать,
Ручки - все хватать, хватать.
(Водя пальчиком ребенка по называемым частям)
Носик, носик, лобик
Щечки, подбородок
.Ушки, глазки,
Мишенькины сказки.
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин носик.
А вот это глазки, ушки,
Щечки- толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочим твой бочок,
Пощекочим твой бочок.
Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягкие да сладкие?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик,песик,
Аню хвать за носик.
Бегемотик, ,бегемотик,
Аню хвать за животик.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечик, кузнечики,
Аню хвать за плечики.
Готовим еду. Едим с потешкой
Лепим мы куличики,
Круглые- как личико.
Достаем из печи,
Вкусные калачи.
Мели, мели мельница,
Мели, мели, не ленись!
Намели мы крупки-
Ребятам на кашку,
На блины - оладья,
На сладкую ватрушку.
Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.
Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки.
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород.
Там собрался весь народ,
Вот котенку пирожок,
Вот утенку пирожок,
И Сережке на зубок.
В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для Машеньки калачи,
Для Машеньки горячи.
На столе витушки,
На столе витушки,
А в печи ватрушки.
Витушки, ватрушки
Нашему Андрюшке.
Ай, тата, тата, тата!
Пожалуйте решета:
Мучки просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеялиоладушки.
Испечем блинка,
Покормимсынка!
Варись, варись,кашка,
В голубой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка
Сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки.
Тушки, тутушки,
Пекла мама ватрушки,
Пекла мама ватрушки
Для любимого Ванюшки.
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
На печи калачи нашел.
На - печи калачи
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
Якова жена
Калачи пекла:
Калачи горячи,
За окошком мечи.
Прилетали грачи,
Похвалили калачи
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку.
Это - ложка,
Это – чашка,
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало.
Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай ,хоть немножечко.
Пышка, лепешка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.
Наш Сережка непосед,
Не доест никак обед.
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели.
Ой,люли, люли, люли,
В море плыли корабли,
Насте кашу привезли,
Кашенькамолочненька
Для любимой доченьки.
Настя, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай.
А кто кашку кушает,
Маму, папу слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым.
Я обед съедаю сам.
Открываю рот – и АМ!
Чтобы силы были
Супчик мы сварили.
Мой хороший аппетит
В животе один сидит.
Ножкамитопочет,
Он обедать хочет!
Вот несет мне ложка
Супчик из горошка.
И котлетку прямо в рот
Вилка шустрая несет.
Шепчет тихо аппетит:
Сыт, сыт, сыт, сыт.
Кастрюля-хитруля
Славе кашку сварила
Платочком накрыла.
И ждет, пождет,
Слава первым придет?
Тили-час, тили-час
Вот обед у нас сейчас
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко,
Дай ложечку и мне…
Вот и кончился обед.
Люли,люли, люленьки.
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет; «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком»,
И румяным пирожком.
Ай, ту-ту, ай ту -ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
Ванечка, Ванюша,
Кашку всю ты скушай,
Стукни ложкой,
Топни ножкой,
Хлопни в ладошки.
У котенка в чашке
Было много кашки.
Две тетери прилетели,
Две тетери кашку съели.
И кричат они котенку:
-Ротозей ты, ротозей!
Если дали тебе кашку,
Съесть ее скорей.
Кто у нас любимый самый?
-Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
-Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
-За веселую матрешку,
Съешь за бабу, Съешь за деду,
За мальчишку – за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий
За гостей и за подарки,
За котенка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
Глубоко – не мелко,
Корабли в тарелке.
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, картошка,
Крупки немножко.
Вот кораблики плывут
Заплывают прямо в рот!
Пошел котик по дорожке,
Купил Машеньке сапожки,
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.
Купаемся с потешкам
Мы пойдем купаться
Ив воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки.
Маленькой Настенке –
Спинку и животик,
Личико и ротик.
Чистая какая
Доченька родная!
Буль, буль, буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата, рыбки и утята.
Полоскальная.
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С Даши Худоба.
Водичка вниз,
А Дашенька вверх!
Кто тут будет куп-куп-куп?
По водичке – хлюп-хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг, прыг,
В ванной ножкой – дрыг, дрыг, дрыг.!
Будет мыло пенится,
И грязь куда-то денется.
Ай,лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода-
С дитя худоба,
Вода книзу,
А дитя кверху.
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесьсразу,
Оба глаза!
Мойтесь, ушки
Мойся, шейка!
Шейка мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
Море-морюшко,
Серебряное донышко,
Золотой бережок стужон!
Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!
Ах, водичка, хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, смывайся!
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты ручки измазала?
-Я на солнышке лежала,
Кверху ручки держала,
Вот они и загорели.
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты ножки измазала?
- Я на солнышке лежала,
Кверху ножки держала,
Вот они и загорели.
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты личико измазала?
- Я на солнышке лежала,
Кверху личико держала,
Вот оно и загорело.
Ах. Ты, девочка чумазая,
Где ты спинку измазала?
- Я на солнышке лежала,
Кверху спинку держала,
Вот она и загорела.
Огородные потешки
Иван, Иван вырывай бурьян,
Чтоб росла морковка,
Большая как мутовка,
Чтоб росла репка,
Сладкая да крепкая,
Чтоб вырос огурец,
Длинноусый молодец.
Ой, доли-долинка,
Упадет малинка,
Упадет малинка
В ротик Катеринке.
Сладкую малинку,
Соберет в корзинку
Катя-Катеринка.
Капуста виласта,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пудаста.
Матушка-репка,
Уродилась крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
Сей, сей горох,
Посевай горох!
Уродись ,горох!
И крупен, и бел,
На потеху всем;
И сам тридесят-
Для всех ребят.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.
Уродились, бобы,
Велики и круты,
В поле густы,
На столе вкусны.
Зимние потешки
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмем,
Сядем в саночки-
Самокаточки.
Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать, ни пройти.
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Как по снегу, по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят
Колокольчики звенят.
В первых саночках-дедушка,
В других-бабушка,
В третьих-тетушка.
Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперала,
В нову горенку вела.
Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка.
Падай, падай белый снег!
Радуй, радуй всюду всех!
Падай, падай на село,
На гусиное крыло.
Поле белым укрывай-
Будет летом каравай.
-Почему так хороши в нашем доме малыши:
Губки – алы,
Зубки – белы,
Щечки – розовы?
-Да с мороза мы!
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок,
Ваняехал поспешал,
С доброй лошади упал,
Он упал, упал, лежит-
Никто к Ване не бежит,
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбегали,
На коня Ваню сажали,
Путь – дорогу указали.
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Весенние потешки
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший!
Приди, весна, с радостью!
С великой милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
Весна –весна, на чем пришла?
На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаномколосочку,
На пшеничномзернышку.
Вот пришла весна,
Весна красная.
Принесла весна
Золотые ключи,
Ай, люли – люли,
Золотые ключи.
Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
Ай,люли-люли,
Тепло летечко.
Прилетели три грача,
Принесли три ключа,
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!
Жаворонки, прилетайте,
Красну весну приносите.
Принесите весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
Ласточка, ласточка,
Где была,
С чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну – красну!
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять – пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
Летние потешки.
Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
Носит одуванчик
Белый сарафанчик.
Подрастет-нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное
Ветерку послушное.
Ягодка красна,
Земляничка спела.
Ой, люли, ой,
Люли,
Земляничка спела.
От чего ж она красна?
На пригорочке росла,
На теплом солнце цвела.
Как на нашем , на лугу,
Стоит чашка творогу.
Прилетели три тетеи,
Наклевались, улетели.
Козонька рогатая,
Козонька богатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками коза
Топ – топ!
Глазками коза
Хлоп – хлоп!
Кукушка, кукушка,
Серое брюшко,
Прокукуй мне: ку, ку
Сколько лет жить на веку.
Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка!
Дай ты мне яичко.
Пчелы гудят-
В поле летят.
С поля идут-
Медок несут.
Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
- Мы видели волка:
Унес волк гусенка,
Да самого лучшего,
Да самого большого!
- Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка-
Спасайте гусенка!
На воротах сорока,
На заборе ворона,
На дороге воробей-
Клюет конопель.
Птичка-птичка,
Вот тебе водичка.
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Паучок – паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На лапки поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
.
Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
С раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно любознательным и активным является ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной активности и интереса ребенка формируется в процессе дошкольного образования.
Познавательная активность способствует развитию субъектной позиции ребенка в ознакомлении с окружающим миром. Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний и продуктов детского творчества.
Важным в использовании метода экспериментирования в работе с дошкольниками является то, что в процессе эксперимента дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой; у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного; формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; также развивается эмоциональная сфера дошкольника, его творческие способности.
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Систематическая работа, направленная на развитие детской экспериментальной деятельности, способствует приобретению данных навыков у детей. При правильном построении деятельности у детей формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на них ответы. Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Детскую экспериментальную деятельность нужно рассматривать как успешный пусть по знакомству детей с окружающим их миром и эффективный способ в развитии интеллектуальных процессов. Опыты дают возможность объединения всех видов деятельности и все стороны воспитания. Достоинством экспериментирования является способность детям дать реальные знания об изучаемых объектах. В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями.
С целью изучения физических свойств магнита, определения областей применения его в повседневной жизни, развития познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и явлениями был разработан и реализован познавательно-исследовательский проект «Удивительный магнит» с детьми среднего дошкольного возраста.
При ознакомлении детей с понятием «магнит», с удивительной способностью магнита притягивать к себе железные предметы, передавать свою силу через разные среды, важной задачей педагогов было обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей в экспериментально-исследовательской деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате оборудован уголок экспериментирования. Изготовлены разнообразные игровые пособия, атрибуты для игр-опытов с магнитами. В группе отведено место, где разложены магниты и дидактические игры «Волшебная сосуд Алладина», «Морская регата», «Гонки автомобилей», «Катание с горки», «Цветы и бабочки», «Полет в космос» и др. Был разработан цикл бесед, картотека игр, опытов с магнитами.
Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Дети с огромным интересом, подолгу могут играть, рассматривать, думать, рассуждать, экспериментировать с предметами, делать выводы. Расположение игр в группе обеспечивает свободный доступ детей к находящимся там материалам, тем самым детям самостоятельно предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой, что способствует воспитанию уверенности в себе, развитию эмпатии и доброжелательного отношения к сверстникам.
В ходе реализации проекта дошкольники приобрели способность осуществлять экспериментирование, получили знания и представления о магните и его свойствах, освоили первичные навыки проектно-исследовательской деятельности, самостоятельно научились организовывать и проводить игры-опыты с магнитами, расширили речевую и познавательную активность.
Мы не стремились преподнести готовые истины, готовые выводы и обобщения, а предоставили ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить и получать какой-либо результат. Практика показала, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности.
Литература
Поддьяков, Н.Н. Обучение дошкольников экспериментированию/А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — №4. — с. 31.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2003. — 64 с.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2008. — 128 с.
Методика детского экспериментирования/ Под ред. Л.В. Рыжовой. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 208 с.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
С раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно любознательным и активным является ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Развитие познавательной активности и интереса ребенка формируется в процессе дошкольного образования.
Познавательная активность способствует развитию субъектной позиции ребенка в ознакомлении с окружающим миром. Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний и продуктов детского творчества.
Важным в использовании метода экспериментирования в работе с дошкольниками является то, что в процессе эксперимента дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой; у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного; формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; также развивается эмоциональная сфера дошкольника, его творческие способности.
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Систематическая работа, направленная на развитие детской экспериментальной деятельности, способствует приобретению данных навыков у детей. При правильном построении деятельности у детей формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на них ответы. Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Детскую экспериментальную деятельность нужно рассматривать как успешный пусть по знакомству детей с окружающим их миром и эффективный способ в развитии интеллектуальных процессов. Опыты дают возможность объединения всех видов деятельности и все стороны воспитания. Достоинством экспериментирования является способность детям дать реальные знания об изучаемых объектах. В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями.
С целью изучения физических свойств магнита, определения областей применения его в повседневной жизни, развития познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и явлениями был разработан и реализован познавательно-исследовательский проект «Удивительный магнит» с детьми среднего дошкольного возраста.
При ознакомлении детей с понятием «магнит», с удивительной способностью магнита притягивать к себе железные предметы, передавать свою силу через разные среды, важной задачей педагогов было обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей в экспериментально-исследовательской деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате оборудован уголок экспериментирования. Изготовлены разнообразные игровые пособия, атрибуты для игр-опытов с магнитами. В группе отведено место, где разложены магниты и дидактические игры «Волшебная сосуд Алладина», «Морская регата», «Гонки автомобилей», «Катание с горки», «Цветы и бабочки», «Полет в космос» и др. Был разработан цикл бесед, картотека игр, опытов с магнитами.
Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Дети с огромным интересом, подолгу могут играть, рассматривать, думать, рассуждать, экспериментировать с предметами, делать выводы. Расположение игр в группе обеспечивает свободный доступ детей к находящимся там материалам, тем самым детям самостоятельно предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой, что способствует воспитанию уверенности в себе, развитию эмпатии и доброжелательного отношения к сверстникам.
В ходе реализации проекта дошкольники приобрели способность осуществлять экспериментирование, получили знания и представления о магните и его свойствах, освоили первичные навыки проектно-исследовательской деятельности, самостоятельно научились организовывать и проводить игры-опыты с магнитами, расширили речевую и познавательную активность.
Мы не стремились преподнести готовые истины, готовые выводы и обобщения, а предоставили ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить и получать какой-либо результат. Практика показала, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности.
Литература
Поддьяков, Н.Н. Обучение дошкольников экспериментированию/А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — №4. — с. 31.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2003. — 64 с.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2008. — 128 с.
Методика детского экспериментирования/ Под ред. Л.В. Рыжовой. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние потешек на развитие речи детей
Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь и грамматическиц строй. Все эти составные части закономерно связаны друг с другом, поэтому речевое развитие ребенка является ...
Влияние потешек на развитие речи детей среднего- старшего возраста
Русское народное творчество - это основа развития речи у детей раннего возраста. Через потешки ребенок накапливает словарный запас, у ребенка формируются грамматические навыки, связная речь. Ребенок у...
Дидактические игры для формирования и развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Для формирования и обогащения словаря используются дидактические игры, как распространенный метод словарной работы....
"Игры для развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста."
Словесные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста в целях эффективного развития речи, а также пополнение и закрепление знаний детей об окружающем мире....
Влияние театрализованных игр в развитие речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Влияние театрализованной музыкальной деятельности на развитие ребенка дошкольного возраста....
«Влияние потешек на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из сложнейших изобретений человечес...
Консультация для педагогов «Влияние потешек на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Влияние потешек на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на...