План-конспект занятия "Зима"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Куликовская Анастасия Дмитриевна

 

Тема: «Зима».

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.Обобщить и уточнить знания детей о зиме и её приметах.

2. Расширить словарь за счёт слов-действий, слов-признаков.

3. Развивать языковое чутьё путём образования родственных слов.  

4. Совершенствовать грамматический строй речи

5.Формировать навык словоизменения и словообразования (образование  прилагательных; образование глаголов)

Коррекционно – развивающие:

1.Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

2.Развивать диалогическую речь.

3.Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, развивать способность к самооценке и самоанализу.

4.Развивать универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно – воспитательные:

1. Воспитывать интерес к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Словарная работа:

активизация: ветреная, студёная, вьюжная, снегокат, снегопад

обогащение: пороша, запорошила

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта:

1.     Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

2.     Использование игровой ситуации на протяжении всей деятельности.

3.     Внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Методы и приёмы:

Наглядные (наблюдение, демонстрация, использование компьютера).

Словесные (рассказ воспитателя, объяснение, беседа).

Практические (экспериментирование, игровые).

Развивающая среда: ноутбук, проектор, презентация, картинки с изображением букв и цифр,  макет с изображением зимней природы, трубочки, «волшебный снежок», шкатулка, замок с кодом.

Организационный момент:

Вход под музыку «Кабы не было зимы».

- Чтобы вежливыми быть,
Нужно «Здравствуй» говорить.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Рафитовна. Я очень рада вас видеть, улыбнемся друг другу.

- Ребята, вы любите приключения. Что такое «приключение»?

Ход образовательной деятельности:

- Сегодня нас ждёт необычное приключение, а какое вы узнаете, посмотрев на экран (показ отрывка из мультфильма «Снеговик»).

- Снеговик попал в беду.  Но ко мне попал конверт с письмом. Я его прочитала, но не поняла, что нужно сделать, потому что снеговик не умеет составлять предложения.  Вы поможете составить предложения? Для того чтобы красиво произнести все слова в предложении, нам необходимо подготовить наш язычок.  Присаживайтесь на пеньки.

Зимним ясным деньком
Погуляем с язычком. 

- Поможет нам волшебный язычок.

- Наденьте рукавичку на руку.

Посмотрел язык в окно,
А на улице бело! (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, «Иголочка»)
Справа – снег, 
Слева - сугроб ( «Часики», поочерёдное движение языка вправо-влево)
И вокруг метёт снежок. (язычок облизывает губы по кругу, «Варенье»)
Взял лопатку язычок ( «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.)
И пошёл кидать снежок. ( «Качели» движение языка вверх-вниз)
По дорожке поскакал ( «Лошадка»)
И на горку забежал. ( «Горка» кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)
Стал на саночках кататься, (Зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)
Веселиться, ( « Улыбка» показываем зубы)
Улыбаться. ( «Улыбочка», зубы не видны, кончики губ тянутся к ушам)
Потом слепил снежки он вмиг, (кончик языка упирается за щёку, сначала в правую, потом в левую)
Получился снеговик.

- Что же произошло с нашим снеговиком, сейчас мы узнаем:

очень вам к спешил Я. В пути беду попал в. Лиса подарки спрятали и волк. Замка от нужно код разгадать.

(Я очень к вам спешил. В пути попал в беду. Лиса и волк спрятали подарки. Нужно разгадать код от замка).

- Ребята, кто спрятал конверт с письмом? Куда? Чтобы достать конверт, необходимо подобрать код. Посмотрите, сколько цифр нам нужно собрать? К приключениям готовы? Тогда в путь. Мы отправляемся в Уральский зимний лес, на поиски нужных цифр.

(Звучит музыка)

Покружились, покружились,

И в лесу мы очутились.

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полон сказок и чудес.

Все открой, не утаи.

Ты же знаешь, мы свои.

- Вот мы и в зимнем Уральском лесу.

Проходите, присаживайтесь на пеньки.

- Ребята, вы знаете какая зима на Урале? Посмотрите, у меня волшебный снежок, к кому он в руки попадёт, тот  назовёт какая зима:

Если на улице идёт снег, то зима… 

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная);

Вьюга – (вьюжная);

Метель – метельная;

Долгая, веселая

- Молодцы, вот и первая цифра. 7

- Ребята, как вы думаете, во всем мире зима такая же, как на Урале? В Африке зимой жарко, а на Урале …  холодно

(Дети передают «Волшебный снежок» и отвечают).

В Африке зимой идет дождь, а на Урале … ?

В Африке зимой дует теплый ветер, а на Урале … ?

В Африке зимой земля покрыта травой,  а на Урале … ?

В Африке зимой  люди носят легкую одежду, а на Урале … ?

В Африке зимой катаются на велосипедах, а на Урале … ?

В Африке зимой носят босоножки, а на Урале … ?

В Африке зимой дети строят замки из песка, а на Урале … ?

В Африке зимой можно купаться в реке, а на Урале …?

Вот и следующая цифра. 6

- Мы идем дальше.

Физминутка

По сугробам мы шагаем,

мы шагаем, мы шагаем.

Мы зимой в снежки играем,

Мы играем, мы играем.

И на лыжах мы бежим

Мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим

Мы летим, мы летим.

- На нашем пути следующее препятствие – снежинка. Но что - то с ней не так. Подскажите, ребята, что не так? Верно, у неё не хватает лучиков.

- Ребята, от какого слова образовалось слово снежинка? Слово снежинка является родственником слова снег. Чтобы лучики выросли нам нужно ещё придумать родственников слова снег.

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил (снег)

 

На снегу то, посмотри,

С красной грудкой (снегири)

 

На хороший снежный скат

Нужен быстрый (снегокат)

 

Ком на ком поставлен ловко,
Рот — дуга, и нос морковка,

Из снежинок он возник,

Кто же это (снеговик)

 

Внучка с дедушкой приходит,
В хоровод ребят заводит,
С тоненькой фигурочкой
Девочка... (Снегурочка)

 

Все резные, кружевные –лёгкие пушинки,
С неба прилетели к нам белые …(снежинки)

 

С неба все скользят пушинки – серебристые снежинки

Вот веселье для ребят, все сильнее (снегопад)

 

- Посмотрите, снежинка снова стала красивой. Наверное, она приведет нас к подсказке. Подойдите к столу, присаживайтесь. Внимательно следите за ней глазами. Старайтесь голову не поворачивать.

Зрительная гимнастика.

Снежинка – пушинка кружится, летает,

Снежинка – пушинка не тает, не тает.

Вот вниз опустилась почти до земли,

Вот вверх поднялась, поскорее смотри.

Вот слева кружится и справа кружится

То, в небо летит, то на землю ложится

Ну, а теперь смотри не зевай,

скорее снежинки ты раздувай.

Закрутим снежинки в зимнем танце.

- Под снежным сугробом спряталась следующая цифра. 7

Работа в парах. Дыхательная гимнастика.

- Ребята, зима пришла не одна, а с помощниками.

Зима пришла с метелями и всё замела.

Зима пришла с морозами и всё заморозила.

Зима пришла с вьюгой и всё завьюжила.

Зима пришла со снежной порошей и всё запорошила.

- Вы знаете, что такое снежная пороша?

Пороша – это выпавший ночью и покрывший землю снег.

Под снежной порошей спряталась еще одна цифра.

Спинки выпрямили, носом вдохнули и плавно выдохнули. 5

- Вот мы и собрали четыре цифры. Осталось только помочь снеговику.

Практическая деятельность.

Перед вами картинки, на них нарисованы снеговики. Все ли с ними в порядке? Скажите, чего не хватает у вашего снеговика и что ему нужно дорисовать. «У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

Дорисовка фрагментов снеговика.

 (На экране под музыку танцует снеговик)

- Ребята, спасибо, вы помогли снеговику, но нам нужно открыть шкатулку, код у нас уже есть. (Работа с цифрами и буквами). Открываем замок. В шкатулке лежат медали.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Покружились, покружились,

И в саду мы очутились.
Награждение.

Итог.

Молодцы. Вы все были активны, отвечали на вопросы полным ответом. Справились со всеми заданиями. Что вам понравилось в нашем приключении?  Какое задание показалось трудным?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: Речевое развитие

Тема: «Зима».

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.Обобщить и уточнить знания детей о зиме и её приметах.

2. Расширить словарь за счёт слов-действий, слов-признаков.

3. Развивать языковое чутьё путём образования родственных слов.  

4. Совершенствовать грамматический строй речи

5.Формировать навык словоизменения и словообразования (образование  прилагательных; образование глаголов)

Коррекционно – развивающие:

1.Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

2.Развивать диалогическую речь.

3.Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, развивать способность к самооценке и самоанализу.

4.Развивать универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно – воспитательные:

1. Воспитывать интерес к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Словарная работа:

активизация: ветреная, студёная, вьюжная, снегокат, снегопад

обогащение: пороша, запорошила

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта:

1.     Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

2.     Использование игровой ситуации на протяжении всей деятельности.

3.     Внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Методы и приёмы:

Наглядные (наблюдение, демонстрация, использование компьютера).

Словесные (рассказ воспитателя, объяснение, беседа).

Практические (экспериментирование, игровые).

Развивающая среда: ноутбук, проектор, презентация, картинки с изображением букв и цифр,  макет с изображением зимней природы, трубочки, «волшебный снежок», шкатулка, замок с кодом.

Организационный момент:

Вход под музыку «Кабы не было зимы».

- Чтобы вежливыми быть,
Нужно «Здравствуй» говорить.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Рафитовна. Я очень рада вас видеть, улыбнемся друг другу.

- Ребята, вы любите приключения. Что такое «приключение»?

Ход образовательной деятельности:

- Сегодня нас ждёт необычное приключение, а какое вы узнаете, посмотрев на экран (показ отрывка из мультфильма «Снеговик»).

- Снеговик попал в беду.  Но ко мне попал конверт с письмом. Я его прочитала, но не поняла, что нужно сделать, потому что снеговик не умеет составлять предложения.  Вы поможете составить предложения? Для того чтобы красиво произнести все слова в предложении, нам необходимо подготовить наш язычок.  Присаживайтесь на пеньки.

Зимним ясным деньком
Погуляем с язычком. 

- Поможет нам волшебный язычок.

- Наденьте рукавичку на руку.

Посмотрел язык в окно,
А на улице бело! (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, «Иголочка»)
Справа – снег, 
Слева - сугроб ( «Часики», поочерёдное движение языка вправо-влево)
И вокруг метёт снежок. (язычок облизывает губы по кругу, «Варенье»)
Взял лопатку язычок ( «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.)
И пошёл кидать снежок. ( «Качели» движение языка вверх-вниз)
По дорожке поскакал ( «Лошадка»)
И на горку забежал. ( «Горка» кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)
Стал на саночках кататься, (Зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)
Веселиться, ( « Улыбка» показываем зубы)
Улыбаться. ( «Улыбочка», зубы не видны, кончики губ тянутся к ушам)
Потом слепил снежки он вмиг, (кончик языка упирается за щёку, сначала в правую, потом в левую)
Получился снеговик.

- Что же произошло с нашим снеговиком, сейчас мы узнаем:

очень вам к спешил Я. В пути беду попал в. Лиса подарки спрятали и волк. Замка от нужно код разгадать.

(Я очень к вам спешил. В пути попал в беду. Лиса и волк спрятали подарки. Нужно разгадать код от замка).

- Ребята, кто спрятал конверт с письмом? Куда? Чтобы достать конверт, необходимо подобрать код. Посмотрите, сколько цифр нам нужно собрать? К приключениям готовы? Тогда в путь. Мы отправляемся в Уральский зимний лес, на поиски нужных цифр.

(Звучит музыка)

Покружились, покружились,

И в лесу мы очутились.

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полон сказок и чудес.

Все открой, не утаи.

Ты же знаешь, мы свои.

- Вот мы и в зимнем Уральском лесу.

Проходите, присаживайтесь на пеньки.

- Ребята, вы знаете какая зима на Урале? Посмотрите, у меня волшебный снежок, к кому он в руки попадёт, тот  назовёт какая зима:

Если на улице идёт снег, то зима… 

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная);

Вьюга – (вьюжная);

Метель – метельная;

Долгая, веселая

- Молодцы, вот и первая цифра. 7

- Ребята, как вы думаете, во всем мире зима такая же, как на Урале? В Африке зимой жарко, а на Урале …  холодно

(Дети передают «Волшебный снежок» и отвечают).

В Африке зимой идет дождь, а на Урале … ?

В Африке зимой дует теплый ветер, а на Урале … ?

В Африке зимой земля покрыта травой,  а на Урале … ?

В Африке зимой  люди носят легкую одежду, а на Урале … ?

В Африке зимой катаются на велосипедах, а на Урале … ?

В Африке зимой носят босоножки, а на Урале … ?

В Африке зимой дети строят замки из песка, а на Урале … ?

В Африке зимой можно купаться в реке, а на Урале …?

Вот и следующая цифра. 6

- Мы идем дальше.

Физминутка

По сугробам мы шагаем,

мы шагаем, мы шагаем.

Мы зимой в снежки играем,

Мы играем, мы играем.

И на лыжах мы бежим

Мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим

Мы летим, мы летим.

- На нашем пути следующее препятствие – снежинка. Но что - то с ней не так. Подскажите, ребята, что не так? Верно, у неё не хватает лучиков.

- Ребята, от какого слова образовалось слово снежинка? Слово снежинка является родственником слова снег. Чтобы лучики выросли нам нужно ещё придумать родственников слова снег.

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил (снег)

 

На снегу то, посмотри,

С красной грудкой (снегири)

 

На хороший снежный скат

Нужен быстрый (снегокат)

 

Ком на ком поставлен ловко,
Рот — дуга, и нос морковка,

Из снежинок он возник,

Кто же это (снеговик)

 

Внучка с дедушкой приходит,
В хоровод ребят заводит,
С тоненькой фигурочкой
Девочка... (Снегурочка)

 

Все резные, кружевные –лёгкие пушинки,
С неба прилетели к нам белые …(снежинки)

 

С неба все скользят пушинки – серебристые снежинки

Вот веселье для ребят, все сильнее (снегопад)

 

- Посмотрите, снежинка снова стала красивой. Наверное, она приведет нас к подсказке. Подойдите к столу, присаживайтесь. Внимательно следите за ней глазами. Старайтесь голову не поворачивать.

Зрительная гимнастика.

Снежинка – пушинка кружится, летает,

Снежинка – пушинка не тает, не тает.

Вот вниз опустилась почти до земли,

Вот вверх поднялась, поскорее смотри.

Вот слева кружится и справа кружится

То, в небо летит, то на землю ложится

Ну, а теперь смотри не зевай,

скорее снежинки ты раздувай.

Закрутим снежинки в зимнем танце.

- Под снежным сугробом спряталась следующая цифра. 7

Работа в парах. Дыхательная гимнастика.

- Ребята, зима пришла не одна, а с помощниками.

Зима пришла с метелями и всё замела.

Зима пришла с морозами и всё заморозила.

Зима пришла с вьюгой и всё завьюжила.

Зима пришла со снежной порошей и всё запорошила.

- Вы знаете, что такое снежная пороша?

Пороша – это выпавший ночью и покрывший землю снег.

Под снежной порошей спряталась еще одна цифра.

Спинки выпрямили, носом вдохнули и плавно выдохнули. 5

- Вот мы и собрали четыре цифры. Осталось только помочь снеговику.

Практическая деятельность.

Перед вами картинки, на них нарисованы снеговики. Все ли с ними в порядке? Скажите, чего не хватает у вашего снеговика и что ему нужно дорисовать. «У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

Дорисовка фрагментов снеговика.

 (На экране под музыку танцует снеговик)

- Ребята, спасибо, вы помогли снеговику, но нам нужно открыть шкатулку, код у нас уже есть. (Работа с цифрами и буквами). Открываем замок. В шкатулке лежат медали.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Покружились, покружились,

И в саду мы очутились.
Награждение.

Итог.

Молодцы. Вы все были активны, отвечали на вопросы полным ответом. Справились со всеми заданиями. Что вам понравилось в нашем приключении?  Какое задание показалось трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Музыкальная сказка «Как Медведя поворачивали»: план-конспект итогового события (в рамках реализации тематического плана «Музыкальная капель»)

Музыкальная сказка экспромт расчитана на возраст 4-5 лет. В ней дети превращаются в сказочных героев и пытаются разбудить медведя, чтобы наступила весна.Цель:  включить детей в музыкально-театрал...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии

Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...