План-конспект занятия "Зима"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: «Зима».
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1.Обобщить и уточнить знания детей о зиме и её приметах.
2. Расширить словарь за счёт слов-действий, слов-признаков.
3. Развивать языковое чутьё путём образования родственных слов.
4. Совершенствовать грамматический строй речи
5.Формировать навык словоизменения и словообразования (образование прилагательных; образование глаголов)
Коррекционно – развивающие:
1.Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.
2.Развивать диалогическую речь.
3.Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, развивать способность к самооценке и самоанализу.
4.Развивать универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать интерес к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Словарная работа:
активизация: ветреная, студёная, вьюжная, снегокат, снегопад
обогащение: пороша, запорошила
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта:
1. Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
2. Использование игровой ситуации на протяжении всей деятельности.
3. Внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
Методы и приёмы:
Наглядные (наблюдение, демонстрация, использование компьютера).
Словесные (рассказ воспитателя, объяснение, беседа).
Практические (экспериментирование, игровые).
Развивающая среда: ноутбук, проектор, презентация, картинки с изображением букв и цифр, макет с изображением зимней природы, трубочки, «волшебный снежок», шкатулка, замок с кодом.
Организационный момент:
Вход под музыку «Кабы не было зимы».
- Чтобы вежливыми быть,
Нужно «Здравствуй» говорить.
Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Рафитовна. Я очень рада вас видеть, улыбнемся друг другу.
- Ребята, вы любите приключения. Что такое «приключение»?
Ход образовательной деятельности:
- Сегодня нас ждёт необычное приключение, а какое вы узнаете, посмотрев на экран (показ отрывка из мультфильма «Снеговик»).
- Снеговик попал в беду. Но ко мне попал конверт с письмом. Я его прочитала, но не поняла, что нужно сделать, потому что снеговик не умеет составлять предложения. Вы поможете составить предложения? Для того чтобы красиво произнести все слова в предложении, нам необходимо подготовить наш язычок. Присаживайтесь на пеньки.
Зимним ясным деньком
Погуляем с язычком.
- Поможет нам волшебный язычок.
- Наденьте рукавичку на руку.
Посмотрел язык в окно,
А на улице бело! (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, «Иголочка»)
Справа – снег,
Слева - сугроб ( «Часики», поочерёдное движение языка вправо-влево)
И вокруг метёт снежок. (язычок облизывает губы по кругу, «Варенье»)
Взял лопатку язычок ( «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.)
И пошёл кидать снежок. ( «Качели» движение языка вверх-вниз)
По дорожке поскакал ( «Лошадка»)
И на горку забежал. ( «Горка» кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)
Стал на саночках кататься, (Зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)
Веселиться, ( « Улыбка» показываем зубы)
Улыбаться. ( «Улыбочка», зубы не видны, кончики губ тянутся к ушам)
Потом слепил снежки он вмиг, (кончик языка упирается за щёку, сначала в правую, потом в левую)
Получился снеговик.
- Что же произошло с нашим снеговиком, сейчас мы узнаем:
очень вам к спешил Я. В пути беду попал в. Лиса подарки спрятали и волк. Замка от нужно код разгадать.
(Я очень к вам спешил. В пути попал в беду. Лиса и волк спрятали подарки. Нужно разгадать код от замка).
- Ребята, кто спрятал конверт с письмом? Куда? Чтобы достать конверт, необходимо подобрать код. Посмотрите, сколько цифр нам нужно собрать? К приключениям готовы? Тогда в путь. Мы отправляемся в Уральский зимний лес, на поиски нужных цифр.
(Звучит музыка)
Покружились, покружились,
И в лесу мы очутились.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полон сказок и чудес.
Все открой, не утаи.
Ты же знаешь, мы свои.
- Вот мы и в зимнем Уральском лесу.
Проходите, присаживайтесь на пеньки.
- Ребята, вы знаете какая зима на Урале? Посмотрите, у меня волшебный снежок, к кому он в руки попадёт, тот назовёт какая зима:
Если на улице идёт снег, то зима…
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Стужа – (студёная);
Холод – (холодная);
Вьюга – (вьюжная);
Метель – метельная;
Долгая, веселая
- Молодцы, вот и первая цифра. 7
- Ребята, как вы думаете, во всем мире зима такая же, как на Урале? В Африке зимой жарко, а на Урале … холодно
(Дети передают «Волшебный снежок» и отвечают).
В Африке зимой идет дождь, а на Урале … ?
В Африке зимой дует теплый ветер, а на Урале … ?
В Африке зимой земля покрыта травой, а на Урале … ?
В Африке зимой люди носят легкую одежду, а на Урале … ?
В Африке зимой катаются на велосипедах, а на Урале … ?
В Африке зимой носят босоножки, а на Урале … ?
В Африке зимой дети строят замки из песка, а на Урале … ?
В Африке зимой можно купаться в реке, а на Урале …?
Вот и следующая цифра. 6
- Мы идем дальше.
Физминутка
По сугробам мы шагаем,
мы шагаем, мы шагаем.
Мы зимой в снежки играем,
Мы играем, мы играем.
И на лыжах мы бежим
Мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим
Мы летим, мы летим.
- На нашем пути следующее препятствие – снежинка. Но что - то с ней не так. Подскажите, ребята, что не так? Верно, у неё не хватает лучиков.
- Ребята, от какого слова образовалось слово снежинка? Слово снежинка является родственником слова снег. Чтобы лучики выросли нам нужно ещё придумать родственников слова снег.
(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).
Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил (снег)
На снегу то, посмотри,
С красной грудкой (снегири)
На хороший снежный скат
Нужен быстрый (снегокат)
Ком на ком поставлен ловко,
Рот — дуга, и нос морковка,
Из снежинок он возник,
Кто же это (снеговик)
Внучка с дедушкой приходит,
В хоровод ребят заводит,
С тоненькой фигурочкой
Девочка... (Снегурочка)
Все резные, кружевные –лёгкие пушинки,
С неба прилетели к нам белые …(снежинки)
С неба все скользят пушинки – серебристые снежинки
Вот веселье для ребят, все сильнее (снегопад)
- Посмотрите, снежинка снова стала красивой. Наверное, она приведет нас к подсказке. Подойдите к столу, присаживайтесь. Внимательно следите за ней глазами. Старайтесь голову не поворачивать.
Зрительная гимнастика.
Снежинка – пушинка кружится, летает,
Снежинка – пушинка не тает, не тает.
Вот вниз опустилась почти до земли,
Вот вверх поднялась, поскорее смотри.
Вот слева кружится и справа кружится
То, в небо летит, то на землю ложится
Ну, а теперь смотри не зевай,
скорее снежинки ты раздувай.
Закрутим снежинки в зимнем танце.
- Под снежным сугробом спряталась следующая цифра. 7
Работа в парах. Дыхательная гимнастика.
- Ребята, зима пришла не одна, а с помощниками.
Зима пришла с метелями и всё замела.
Зима пришла с морозами и всё заморозила.
Зима пришла с вьюгой и всё завьюжила.
Зима пришла со снежной порошей и всё запорошила.
- Вы знаете, что такое снежная пороша?
Пороша – это выпавший ночью и покрывший землю снег.
Под снежной порошей спряталась еще одна цифра.
Спинки выпрямили, носом вдохнули и плавно выдохнули. 5
- Вот мы и собрали четыре цифры. Осталось только помочь снеговику.
Практическая деятельность.
Перед вами картинки, на них нарисованы снеговики. Все ли с ними в порядке? Скажите, чего не хватает у вашего снеговика и что ему нужно дорисовать. «У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»
Дорисовка фрагментов снеговика.
(На экране под музыку танцует снеговик)
- Ребята, спасибо, вы помогли снеговику, но нам нужно открыть шкатулку, код у нас уже есть. (Работа с цифрами и буквами). Открываем замок. В шкатулке лежат медали.
Нам пора возвращаться в детский сад.
Покружились, покружились,
И в саду мы очутились.
Награждение.
Итог.
Молодцы. Вы все были активны, отвечали на вопросы полным ответом. Справились со всеми заданиями. Что вам понравилось в нашем приключении? Какое задание показалось трудным?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: Речевое развитие
Тема: «Зима».
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1.Обобщить и уточнить знания детей о зиме и её приметах.
2. Расширить словарь за счёт слов-действий, слов-признаков.
3. Развивать языковое чутьё путём образования родственных слов.
4. Совершенствовать грамматический строй речи
5.Формировать навык словоизменения и словообразования (образование прилагательных; образование глаголов)
Коррекционно – развивающие:
1.Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.
2.Развивать диалогическую речь.
3.Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, развивать способность к самооценке и самоанализу.
4.Развивать универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать интерес к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Словарная работа:
активизация: ветреная, студёная, вьюжная, снегокат, снегопад
обогащение: пороша, запорошила
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта:
1. Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
2. Использование игровой ситуации на протяжении всей деятельности.
3. Внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
Методы и приёмы:
Наглядные (наблюдение, демонстрация, использование компьютера).
Словесные (рассказ воспитателя, объяснение, беседа).
Практические (экспериментирование, игровые).
Развивающая среда: ноутбук, проектор, презентация, картинки с изображением букв и цифр, макет с изображением зимней природы, трубочки, «волшебный снежок», шкатулка, замок с кодом.
Организационный момент:
Вход под музыку «Кабы не было зимы».
- Чтобы вежливыми быть,
Нужно «Здравствуй» говорить.
Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Рафитовна. Я очень рада вас видеть, улыбнемся друг другу.
- Ребята, вы любите приключения. Что такое «приключение»?
Ход образовательной деятельности:
- Сегодня нас ждёт необычное приключение, а какое вы узнаете, посмотрев на экран (показ отрывка из мультфильма «Снеговик»).
- Снеговик попал в беду. Но ко мне попал конверт с письмом. Я его прочитала, но не поняла, что нужно сделать, потому что снеговик не умеет составлять предложения. Вы поможете составить предложения? Для того чтобы красиво произнести все слова в предложении, нам необходимо подготовить наш язычок. Присаживайтесь на пеньки.
Зимним ясным деньком
Погуляем с язычком.
- Поможет нам волшебный язычок.
- Наденьте рукавичку на руку.
Посмотрел язык в окно,
А на улице бело! (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, «Иголочка»)
Справа – снег,
Слева - сугроб ( «Часики», поочерёдное движение языка вправо-влево)
И вокруг метёт снежок. (язычок облизывает губы по кругу, «Варенье»)
Взял лопатку язычок ( «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.)
И пошёл кидать снежок. ( «Качели» движение языка вверх-вниз)
По дорожке поскакал ( «Лошадка»)
И на горку забежал. ( «Горка» кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)
Стал на саночках кататься, (Зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)
Веселиться, ( « Улыбка» показываем зубы)
Улыбаться. ( «Улыбочка», зубы не видны, кончики губ тянутся к ушам)
Потом слепил снежки он вмиг, (кончик языка упирается за щёку, сначала в правую, потом в левую)
Получился снеговик.
- Что же произошло с нашим снеговиком, сейчас мы узнаем:
очень вам к спешил Я. В пути беду попал в. Лиса подарки спрятали и волк. Замка от нужно код разгадать.
(Я очень к вам спешил. В пути попал в беду. Лиса и волк спрятали подарки. Нужно разгадать код от замка).
- Ребята, кто спрятал конверт с письмом? Куда? Чтобы достать конверт, необходимо подобрать код. Посмотрите, сколько цифр нам нужно собрать? К приключениям готовы? Тогда в путь. Мы отправляемся в Уральский зимний лес, на поиски нужных цифр.
(Звучит музыка)
Покружились, покружились,
И в лесу мы очутились.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полон сказок и чудес.
Все открой, не утаи.
Ты же знаешь, мы свои.
- Вот мы и в зимнем Уральском лесу.
Проходите, присаживайтесь на пеньки.
- Ребята, вы знаете какая зима на Урале? Посмотрите, у меня волшебный снежок, к кому он в руки попадёт, тот назовёт какая зима:
Если на улице идёт снег, то зима…
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Стужа – (студёная);
Холод – (холодная);
Вьюга – (вьюжная);
Метель – метельная;
Долгая, веселая
- Молодцы, вот и первая цифра. 7
- Ребята, как вы думаете, во всем мире зима такая же, как на Урале? В Африке зимой жарко, а на Урале … холодно
(Дети передают «Волшебный снежок» и отвечают).
В Африке зимой идет дождь, а на Урале … ?
В Африке зимой дует теплый ветер, а на Урале … ?
В Африке зимой земля покрыта травой, а на Урале … ?
В Африке зимой люди носят легкую одежду, а на Урале … ?
В Африке зимой катаются на велосипедах, а на Урале … ?
В Африке зимой носят босоножки, а на Урале … ?
В Африке зимой дети строят замки из песка, а на Урале … ?
В Африке зимой можно купаться в реке, а на Урале …?
Вот и следующая цифра. 6
- Мы идем дальше.
Физминутка
По сугробам мы шагаем,
мы шагаем, мы шагаем.
Мы зимой в снежки играем,
Мы играем, мы играем.
И на лыжах мы бежим
Мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим
Мы летим, мы летим.
- На нашем пути следующее препятствие – снежинка. Но что - то с ней не так. Подскажите, ребята, что не так? Верно, у неё не хватает лучиков.
- Ребята, от какого слова образовалось слово снежинка? Слово снежинка является родственником слова снег. Чтобы лучики выросли нам нужно ещё придумать родственников слова снег.
(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).
Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил (снег)
На снегу то, посмотри,
С красной грудкой (снегири)
На хороший снежный скат
Нужен быстрый (снегокат)
Ком на ком поставлен ловко,
Рот — дуга, и нос морковка,
Из снежинок он возник,
Кто же это (снеговик)
Внучка с дедушкой приходит,
В хоровод ребят заводит,
С тоненькой фигурочкой
Девочка... (Снегурочка)
Все резные, кружевные –лёгкие пушинки,
С неба прилетели к нам белые …(снежинки)
С неба все скользят пушинки – серебристые снежинки
Вот веселье для ребят, все сильнее (снегопад)
- Посмотрите, снежинка снова стала красивой. Наверное, она приведет нас к подсказке. Подойдите к столу, присаживайтесь. Внимательно следите за ней глазами. Старайтесь голову не поворачивать.
Зрительная гимнастика.
Снежинка – пушинка кружится, летает,
Снежинка – пушинка не тает, не тает.
Вот вниз опустилась почти до земли,
Вот вверх поднялась, поскорее смотри.
Вот слева кружится и справа кружится
То, в небо летит, то на землю ложится
Ну, а теперь смотри не зевай,
скорее снежинки ты раздувай.
Закрутим снежинки в зимнем танце.
- Под снежным сугробом спряталась следующая цифра. 7
Работа в парах. Дыхательная гимнастика.
- Ребята, зима пришла не одна, а с помощниками.
Зима пришла с метелями и всё замела.
Зима пришла с морозами и всё заморозила.
Зима пришла с вьюгой и всё завьюжила.
Зима пришла со снежной порошей и всё запорошила.
- Вы знаете, что такое снежная пороша?
Пороша – это выпавший ночью и покрывший землю снег.
Под снежной порошей спряталась еще одна цифра.
Спинки выпрямили, носом вдохнули и плавно выдохнули. 5
- Вот мы и собрали четыре цифры. Осталось только помочь снеговику.
Практическая деятельность.
Перед вами картинки, на них нарисованы снеговики. Все ли с ними в порядке? Скажите, чего не хватает у вашего снеговика и что ему нужно дорисовать. «У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»
Дорисовка фрагментов снеговика.
(На экране под музыку танцует снеговик)
- Ребята, спасибо, вы помогли снеговику, но нам нужно открыть шкатулку, код у нас уже есть. (Работа с цифрами и буквами). Открываем замок. В шкатулке лежат медали.
Нам пора возвращаться в детский сад.
Покружились, покружились,
И в саду мы очутились.
Награждение.
Итог.
Молодцы. Вы все были активны, отвечали на вопросы полным ответом. Справились со всеми заданиями. Что вам понравилось в нашем приключении? Какое задание показалось трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»
План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...
Музыкальная сказка «Как Медведя поворачивали»: план-конспект итогового события (в рамках реализации тематического плана «Музыкальная капель»)
Музыкальная сказка экспромт расчитана на возраст 4-5 лет. В ней дети превращаются в сказочных героев и пытаются разбудить медведя, чтобы наступила весна.Цель: включить детей в музыкально-театрал...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии
Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...