Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;
— развивать память, слуховое и зрительное внимание;
— учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
— учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_razvitiyu_rechi_na_temu.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему «Зима».
Цель: Систематизирование и закрепление знаний детей о зиме.
Задачи:
—уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;
— развивать память, слуховое и зрительное внимание;
— учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
— учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.
Тип занятия: Обобщение пройденного материала.
Форма занятия: Коллективное.
Продолжительность: 30 минут
Участники: Дети
Возраст: 6-7 лет
Оборудование и материалы: схематичные картинки с изображениями зимы; доска; раздаточный материал – ребусы; композиция А.Вивальди «Зима», композиция «Белые снежинки» Детский хор.
Предварительная подготовка: Рассматривание иллюстраций, картин с изображением зимнего пейзажа. Чтение стихотворения о зиме.
Методы и приему работы с детьми: игровой, наглядный, словесный, практический.
Ход занятия
Ход занятия
Воспитатель: (приглашает детей в круг.)
Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой,
И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.
- Давайте поприветствуем друг друга.
- Доброе утро, мои дорогие!
Желаю вам дружно и весело провести этот день.
I. Интеллектуальная разминка
Воспитатель вместе с ребятами стоит на ковре. Воспитатель предлагает детям быстро, правильно и полным ответом ответить на вопросы: Какое сейчас время года? Месяц? День недели? Что бывает перед зимой, а что за ней? Сколько зимних месяцев? Назовите их.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.
II. Основная часть занятия
- Сообщение темы.
Ребята садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Ответ детей: Зимой.
Воспитатель: Совершенно верно, ребята! Мы сегодня с вами поговорим о самом загадочном времени года – о зиме.
- Проведение словесно-логических игр.
Игра «Исправь ошибку».
- «Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу надевают: шортики, платья, сарафаны, сандали.
- Зимой дети катаются на велосипеде, самокате, купаются в море, загорают, готовятся к празднику – Маминому дню.
- Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.
- Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.
- Первый зимний месяц называется Сентябрь».
Дети: Нет.
Игра: «Подбери признак».
Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные. Например: Зима какая? Морозная. Благодаря этому мы с вами узнаем, какая же бывает зима:
Зима (какая?) - …(холодная, снежная).
Снег (какой?) - …(мокрый, холодный, пушистый).
Сосулька (какая?) - …(ледяная, холодная).
Мороз (какой?) - …(холодный, сильный).
Горка (какая?) - …(снежная, ледяная).
Дорожка изо льда (какая?) - ... (ледяная, скользкая).
Игра: «Назови ласково».
Лед - …(ледок)
Мороз - …(морозец)
Санки - …(саночки)
Холод - …(холодок)
Метель - …(метелица)
Зима - …(зимушка)
Снег - …(снежок)
Солнце - …(солнышко)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей).
Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговика».
- Опыт «Почему снег хрустит?»
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Соль –это тоже кристаллы. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но, когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Воспитатель: А теперь проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).
Опыт 1. Рассматривают, определяют цвет. Возьмите цветную картонку положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный)
Опыт 2. Видно через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный)
Опыт 3. Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий)
Потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый)
Опыт 4. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)
В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды).
Опыт 5. Что происходит со снегом в тепле? Со льдом? (Тает, превращаются в воду)
Воспитатель: А что мы сейчас делали? (опыты)
А теперь ребята, немного передохнем:
Физкультминутка
Зимняя зарядка
Не боимся мы пороши –
Ловим снег.
(Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам )
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу!
Носом - вдох,
А выдох ртом,
Дышим глубже…
А потом марш на месте,
Не спеша.
Как погода, – хороша?
Мы теперь мечтатели:
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой –
Бросок!
Прямо в цель
Летит снежок!
Дополнительный материал
- Пальчиковая гимнастика. (Дети выполняют движения по тексту)
1,2,3,4
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем снежок не сладкий…
1 – Подбросим,
2 – Поймаем,
3 – Уроним,
И сломаем!
- Игра «Закончи предложение». Воспитатель предлагает детям закончить предложение, подобрав подходящее слово.
Зимой метель (что делает?) … (метет).
Мороз щеки и нос (что делает?) … (щиплет).
Зимой вода в реке (что делает?) … (замерзает).
Заяц на зиму шубку (что делает?) … (меняет).
Мороз узоры на окнах (что делает?) … (рисует).
- Игра «Подружим слова». Воспитатель предлагает детям составить предложения из трех наборов слов:
Выпал, снег, белый. (Выпал белый снег.)
Наступил, зима, холод. (Наступила холодная зима.)
Щеки, мороз, за, щиплет. (Мороз щиплет за щеки.)
Подводим итог занятия. (Рефлексия).
-Скажите ребята, о чём мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Вспомните, какое настроение было у вас в начале занятия? Какое настроение сейчас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект занятия, в подготовительной группе, по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»
План конспект занятия, в подготовительной группе,по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зима".
улучшить активность детей на занятии...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Зима».
- активизация словаря по теме «Зима»;- повторение материала по теме «Зима»;- учить образовывать единственное и множественное число имён существительных;- учить подбирать ...
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи по теме: «Зимующие птицы»
Развитие связной речи через познавательную деятельность....
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме: «Зимушка – зима».
laquo;Зимушка – зима»....
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи на тему "Зима"
Конспект по развитию речи на тему :"Зима" в подготовтельной к школе группе...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему "Зима"
Составление рассказа о зиме с помощью мнемотехники....