Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рамазанова Алиса

уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;

— развивать память, слуховое и зрительное внимание;

— учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;

— учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему «Зима».

Цель: Систематизирование и закрепление знаний детей о зиме.

Задачи:

—уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;

— развивать память, слуховое и зрительное внимание;

— учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;

— учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.

Тип занятия: Обобщение пройденного материала.

Форма занятия: Коллективное.

Продолжительность: 30 минут

Участники: Дети

Возраст: 6-7 лет

Оборудование и материалы: схематичные картинки с изображениями зимы; доска; раздаточный материал – ребусы; композиция А.Вивальди «Зима», композиция «Белые снежинки» Детский хор.

Предварительная подготовка: Рассматривание иллюстраций, картин с изображением зимнего пейзажа. Чтение стихотворения о зиме. 

Методы и приему работы с детьми: игровой, наглядный, словесный, практический.

Ход занятия

Ход занятия

Воспитатель: (приглашает детей в круг.)

Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой,
И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

- Давайте поприветствуем друг друга.

- Доброе утро, мои дорогие!

Желаю вам дружно и весело провести этот день.

I. Интеллектуальная разминка

Воспитатель вместе с ребятами стоит на ковре. Воспитатель предлагает детям быстро, правильно и полным ответом ответить на вопросы: Какое сейчас время года? Месяц? День недели? Что бывает перед зимой, а что за ней? Сколько зимних месяцев? Назовите их.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Декабрь, январь, февраль

Проходят чередой

С морозом, со снежком,

С Рождественской звездой.

II. Основная часть занятия

  1. Сообщение темы.

Ребята садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответ детей: Зимой.

Воспитатель: Совершенно верно, ребята! Мы сегодня с вами поговорим о самом загадочном времени года – о зиме.

  1. Проведение словесно-логических игр.

Игра «Исправь ошибку».

- «Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу надевают: шортики, платья, сарафаны, сандали.

- Зимой дети катаются на велосипеде, самокате, купаются в море,  загорают, готовятся к празднику – Маминому дню.

- Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.

- Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

- Первый зимний месяц называется Сентябрь».

Дети: Нет.

Игра: «Подбери признак».

Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные. Например: Зима какая? Морозная. Благодаря этому мы с вами узнаем, какая же бывает зима:

Зима (какая?) - …(холодная, снежная).

Снег (какой?) - …(мокрый, холодный, пушистый).

Сосулька (какая?) - …(ледяная, холодная).

Мороз (какой?) - …(холодный, сильный).

Горка (какая?) - …(снежная, ледяная). 

Дорожка изо льда (какая?) - ... (ледяная, скользкая). 

Игра: «Назови ласково».

Лед - …(ледок)

Мороз - …(морозец)

Санки - …(саночки)

Холод - …(холодок)

Метель - …(метелица)

Зима - …(зимушка)

Снег - …(снежок)

Солнце - …(солнышко)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей).

Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговика».

  1. Опыт «Почему снег хрустит?»

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Соль –это тоже кристаллы.  Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но, когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Воспитатель: А теперь проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).

Опыт 1. Рассматривают, определяют цвет. Возьмите цветную картонку положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный)

Опыт 2. Видно через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный)

Опыт 3. Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий)

Потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый)

Опыт 4. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)

В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды).

Опыт 5. Что происходит со снегом в тепле? Со льдом? (Тает, превращаются в воду)

Воспитатель: А что мы сейчас делали? (опыты)

А теперь ребята, немного передохнем:

Физкультминутка

Зимняя зарядка

Не боимся мы пороши –

Ловим снег.

(Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам )

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу!

Носом - вдох,

А выдох ртом,

Дышим глубже…

А потом марш на месте,

Не спеша.

Как погода, – хороша?

Мы теперь мечтатели:

Бьем по неприятелю!

Размахнись рукой –

Бросок!

Прямо в цель

Летит снежок!

Дополнительный материал

  1. Пальчиковая гимнастика. (Дети выполняют движения по тексту)

1,2,3,4

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем снежок не сладкий…

1 – Подбросим,

2 – Поймаем,

3 – Уроним,

И сломаем!

  1. Игра «Закончи предложение». Воспитатель предлагает детям закончить предложение, подобрав подходящее слово.

Зимой метель (что делает?) … (метет).

Мороз щеки и нос (что делает?) … (щиплет).

Зимой вода в реке (что делает?) … (замерзает).

Заяц на зиму шубку (что делает?) … (меняет).

Мороз узоры на окнах (что делает?) … (рисует).

  1. Игра «Подружим слова». Воспитатель предлагает детям составить предложения из трех наборов слов:

Выпал, снег, белый. (Выпал белый снег.)

Наступил, зима, холод. (Наступила холодная зима.)

Щеки, мороз, за, щиплет. (Мороз щиплет за щеки.)

Подводим итог занятия. (Рефлексия).

-Скажите ребята, о чём мы сегодня говорили? Что нового узнали?  Что больше всего понравилось? Вспомните, какое настроение было у вас в начале занятия? Какое настроение сейчас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект занятия, в подготовительной группе, по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»

План конспект занятия, в подготовительной группе,по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Зима».

- активизация словаря по теме «Зима»;- повторение материала по теме «Зима»;- учить образовывать  единственное и множественное число имён существительных;- учить подбирать ...

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи по теме: «Зимующие птицы»

Развитие связной  речи через познавательную деятельность....

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи на тему "Зима"

Конспект по развитию речи на тему :"Зима" в подготовтельной к школе группе...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему "Зима"

Составление рассказа о зиме с помощью мнемотехники....