Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи по теме: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие связной речи через познавательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zimuyushchie_ptitsy.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи
по теме: «Зимующие птицы»
воспитатель Щербинина Ольга Владимировна
Цель:
- Развивать связную речь через познавательную деятельность.
Образовательные задачи:
- совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительного падежа, изменение существительных и прилагательных при помощи суффиксов, согласование их в роде и числе);
- расширять, уточнять и активизировать словарь по теме;
- закреплять умение отвечать на вопросы;
- продолжать развивать интонационную выразительность речи;
- упражнять в подборе родственных слов;
- продолжать знакомить детей со словообразованием;
- закреплять знание признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы".
- формировать умение выражать свои эмоции.
Развивающие задачи:
-развивать логическое мышление, память, воображение;
- развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание;
-развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- развивать умение устанавливать элементарные связи;
- развивать воображение, подражательность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе,
-воспитывать формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
- воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.
Предварительная работа:
- Чтение рассказа Г.Снегирёва «Как птицы и звери к зиме готовятся»,
- чтение произведений о птицах: Г. Скребицкий «Исчезли на зиму»,
Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги…», Е. Чарушин «Сороки», и др.,
помочь ребенку в понимании текста;
- поиск информации о птицах в энциклопедиях;
- знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме;
- придумывание загадок о птицах;
- разгадывание загадок о зимних явлениях, о птицах;
- беседы о птицах, наблюдения за птицами;
- рассматривание альбомов о птицах, как выглядят, чем питаются.
-рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, зимних развлечениях;
- прогулка в парк, сквер (наблюдение, фотографирование, угощение птиц); - закрепление правил поведения в природе;
- изготовление кормушек;
- разучивание физминутки «Снегири».
- разучивание подвижной игры «Совушка – сова»
Музыкальное сопровождение:
- Запись «Как трещит сорока», «Пение птиц».
Интеграция областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- физическое развитие.
Методические приёмы:
- Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова: морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая.
- игровые – п/и «Совушка-сова», физминутки;
- сюрпризный момент – снеговичок;
- наглядные – иллюстрации птиц;
- практические – отгадывание загадок.
Демонстрационный материал:
-дерево с зимующими птицами, конверт с загадками, картинки зимующих птиц, презентация «Зимующие птицы».
Раздаточный материал: птицы из оранжевого картона на каждого ребенка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель:
-Какое прекрасное утро. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к чувствам друг друга на целый день. И давайте пожелаем, друг другу доброго утра (дети встают в круг и читают стихотворение).
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем.
С добрым утром, с новым днем!
Вот как весело живем.
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
Воспитатель:
-Ребята, когда я шла в детский сад ко мне подлетела сорока, передала
конверт и попросила, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит
в лесу, животных совсем не видно, нет ласточек, скворцов, грачей. Неужели пришла в лес беда?
- Ребята, поможем сороке понять, в чем же дело?
Воспитатель:
Вот опять пришла зима,
Снег укутал все дома.
Есть у нас надежный друг,
Он протянет сотни рук.
Там шумят дубы и клены,
Бывает летом он зеленый,
Всегда полон он чудес,
Как зовется друг наш? (Лес)
Воспитатель:
-Ребята, чтобы ответить на вопрос сороки нам надо отправиться в зимний лес…и выполнить задания.
Ритмическая разминка
По тропинке мы пойдем
Друг за дружкою гуськом,
Мы в сугробах утопаем,
Ноги выше поднимаем. (ходьба с высоким подниманием коленей)
Осторожней все шагайте,
Только веток не ломайте.
Ветки хрупкие сейчас,
Просят: «Берегите нас!»
Дети подходят к ковру (наброшена голубая простыня), присаживаются.
Воспитатель:
Все снег да снег,
Все снег да сугробы
Весь лес и все поле в снегу....
Сквозь снег проступает лесная дорога,
Вот и птичьи следы на снегу.
-О чем это стихотворение, о каком времени года в нём говорится?
Дети: о зиме.
- Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с) Произнесите его протяжно: С-с-с-с-с
-Придумайте слова связанные с зимой, которые начинаются со звука «С» (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат, сосулька, снежок....)
- Ребята, смотрите, на лесной тропинке нам встретился снеговичок, и просит вас назвать признаки зимы.
Игровое упражнение с игрушкой "Назови признаки зимы".
- Давайте, ребята, «подарим» снеговичку признаки зимы.
3има какая,
*если снег - снежная
*если мороз - морозная
*если ветер - ветреная
*если вьюга- вьюжная
*если лёд- ледяная
*если стужа- студёная
*если как сказка – сказочная
*если холод- холодная
Воспитатель:
- Ребята, наш друг снеговичок хочет с вами поиграть.
- Вставайте полукругом.
Физминутка. Речь с движением «Зима»
Раз — зима, (хлопок, руки на пояс, топнуть правой ногой)
Два — зима, (хлопок, руки на пояс, топнуть левой ногой)
Вьюги да метели- (руки вверх, раскачивать)
Птицы улетели. («крылья»)
(дети проходят на стульчики - пеньки)
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами слушали рассказ Григория Яковлевича Снегирёва
«Как птицы и звери к зиме готовятся»
- Скажите, пожалуйста, как дрозды-рябинники готовятся к зиме?
(Дрозды-рябинники собираются в стаи и откармливаются)
- Где проводят зиму?
(в тёплых краях)
- Кто раньше всех тронулся в путь? (Коростель)
- Почему? (потому что он на юг то летит, то пешком идёт)
-Как готовилась сойка к зиме? (она зарывает жёлуди про запас, выбирает самые спелые)
- Где зимуют журавли? (в тёплой Африке)
- Когда улетают на юг гуси? (самые последние, когда первые снежинки закружились в воздухе)
Воспитатель:
- Ребята, сорока сказала, что птицы из леса пропали, и она осталась совсем одна. Куда же делись скворцы, ласточки, грачи? А все ли птицы улетели из леса? Может быть она ошибается? (ответы детей)
- Мы совсем забыли про конверт. Что же в нём?
1 задание (презентация)
- отгадайте загадки в игре «Угадай-ка» и подскажите, какие птицы зимуют в лесу.
Воспитатель читает загадки, показывает слайды с отгаданными птицами.
Загадки
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются …
(Синички)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок.
(Воробей)
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...(сорока)
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая.
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Кто она?
(Ворона)
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?
(Клёст)
Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели как свирели.
(свиристель)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком,
Глаз пятачком?
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята! Отгадали все загадки и вспомнили, какие птицы живут зимой в лесу. Пока мы по лесу гуляли, немного замёрзли. Давайте поиграем в игру «Совушка-сова». (В центре круга - водящий, дети идут по кругу,
в конце игры дети должны замереть на месте, водящий смотрит, кто шевелится, называет имя).
Совушка-сова,
Большая голова.
На пеньке сидит,
Головой вертит.
Глазками — хлоп-хлоп,
Лапками — топ-топ.
По лесу летала,
Мышек, птичек искала.
Воспитатель:
-Ой, ребята, посмотрите, в лесу столько разных жителей! Садитесь на свои места. Давайте посмотрим внимательно и скажем, кто это в нашем лесу живёт? (рассматривают изображения птиц на доске)
- Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
- По каким признакам вы это определили?
Воспитатель:
- О птицах нам сейчас расскажет Егор К.
- Назовите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей...).
- Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
- Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
- Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
- Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
- Все эти птицы какие? (Зимующие).
- Почему мы их так называем?
2 задание. Игра «Скажи правильно»
У дятла длинный клюв, поэтому его можно назвать… длинноклювый
У снегиря красная грудка, поэтому он … красногрудый
У сороки длинный хвост, поэтому она … длиннохвостая
У вороны черные крылья, поэтому она… чернокрылая
У синицы желтая грудка, поэтому она… желтогрудая
У сороки белые бока, поэтому она… белобокая
звонкий голос, поэтому она… звонкоголосая.
У птицы быстрые крылья, поэтому она… быстрокрылая
У птицы громкий голос, поэтому она… громкоголосая.
Воспитатель:
Вы птицы, а я человек.
Я буду говорить о себе, а вы — о птице.
У меня голова. — И у меня голова.
У меня нос. — У меня клюв.
У меня руки – у меня крылья.
У меня дети – у меня птенцы.
Динамическая пауза «Снегири».
Вот на ветках, посмотри, (опущенными руками показывают грудку)
В красных майках снегири
Распустили пёрышки (хлопают себя по бокам)
Греются на солнышке
Головой вертят,
Улететь хотят
Улетели! Улетели! (бегут по кругу взмахивая руками)
За метелью, за метелью.
Затем дети садятся на места.
Воспитатель:
- Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы.
Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами.
3 задание. Игра «Назови ласково»
птица – птичка,
синица – синичка,
снегирь – снегирек,
голубь – голубка,
сова – совушка,
воробей – воробышек.
перо – пёрышко,
крыло – крылышко,
хвост – хвостик,
гнездо – гнёздышко
4 задание. «Четвёртый лишний» (презентация)
Воспитатель:
- Следующее задание на внимание
«Угадай, кого не стало»
Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает картинку, открыв глаза, дети должны назвать какой птицы не стало.
Воспитатель: (включает запись «Треск сороки»)
-Ой, ребята, сорока говорит вам
«Большое спасибо, я теперь поняла почему так тихо в лесу. Ведь лес зимой спит, и перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие постоянно ищут корм».
-Все задания мы с вами выполнили. Давайте возвращаться в детский сад.
Закрывайте глазки, поворачивайтесь вокруг себя
- 1, 2, 3, 4, 5 вот мы в садике опять.
Воспитатель:
Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?
Дети: Мы сегодня говорили о зимующих птицах.
Ребята, а вы знаете, чем страшна птицам зима? (ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята, зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Зимой птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)
- У нас тоже на участке есть кормушки.
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по – прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Воспитатель: Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.
- Ребята, птицы услышали наши ласковые, добрые слова, как много мы знаем о них и радуют нас своим пением.
(звучит запись « Голоса птиц»)
Воспитатель:
- Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам. У меня такое прекрасное настроение. А у вас?
Когда у людей хорошее настроение его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательная область:«Познавательное развитие » Ребенок и окружающий мир в средней группе компенсирующей направленности Лексическая тема:"Зимующие птицы"
Лексическая тема:"Зимующие птицы" Образовательная задача1. Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах; формировать понятие «зимующие птицы»; познакомить с условиями жизни птиц; расшири...
Конспект интегрированного занятия с детьми второй младшей группы. Интеграция областей – познание и художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема: «Зимующие птицы»
Тема "Зимующие птицы"Программные задачи:Формирующие задачи:Закрепить представление детей о птицах; о сезонных явлениях природы.Закрепление правильного произношения звуков «А», «У», «Х»Воспринима...
Конспект интегрированного занятия с детьми второй младшей группы. Интеграция областей – познание и художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема: «Зимующие птицы»
Тема "Зимующие птицы"Программные задачи:Формирующие задачи:Закрепить представление детей о птицах; о сезонных явлениях природы.Закрепление правильного произношения звуков «А», «У», «Х»Воспринима...
Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на неделю по теме "Зимующие птицы"
Методическая разработка предназначена для воспитателей и узких специалистов дошкольных образовательных учереждений. Данная разработка может предлагаться в качестве ресурса самообразования для развития...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию на тему "Зимующие птицы"
Здесь представлен конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в разделе "Ручной труд" (в частности, оригами) на тему "Зимующие птицы". Это интегрированное занятие, кот...
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»
Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...