Конспект "Ознакомление с малыми фольклорными формами" в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Давыдова Светлана Ивановна

Конспект занятия «Ознакомление с малыми фольклорными формами» в средней группе
 

Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством: загадками.

Задачи:

• Познакомить с жанром загадки,

• Формировать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

• Придумывать небольшие загадки;

• В:оспитывать любовь к устному народному творчеству.

Материалы: коробка с ёлочными игрушками, ёлка, картинки для мнемотаблицы.  

Ход занятия:

Организационный моментВоспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга при помощи мяча. Дети передают мяч по кругу и произносят слова.

Покатился, покатился мячик по дорожке,

Прыг –скок, прыг-скок к ребятам в ладошки.

«С добрым утром, Ваня!»

Саша берет мяч и передает его своему соседу, приветствует его по имени.

 Воспитатель -А теперь скажите мне, ребята, вы умеете отгадывать загадки? (да)

- Я хочу проверить. Загадаю вам две загадки:

1) Хвост с узорами                                    2) Мягкие лапки,

Сапоги со шпорами,                                  А в лапках – царапки.

Золотистый гребешок.                                       (кошка)

Кто же это? (петушок)

Воспитатель - Я поняла, эти загадки для вас уже очень просты. Хотите научиться отгадывать трудные (да). Тогда, пожалуйста, рассаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно

Воспитатель - Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (зима)

Воспитатель - Зима, ребята, любит дарить подарки и преподносить сюрпризы. Вот и сегодня она оставила в группе красивый сундучок! Это не простой сундучок, он волшебный. Хотите узнать, что в нем лежит? (да)

Воспитатель Слушайте внимательно.

  1. Круглый родился, хвост появился,

 На елке повис, с высоты смотрю я вниз.

 Ответ ребенка( Елочный шар)

Воспитатель - Давайте проверим, правильно, вы отгадали загадку. ( Ребенок открывает сундучок и достает шар, рассматриваем, обсуждаем, украшает им ёлку)

  1. Нашу елочку украсят новогодние шары,

 Бусы, яркие гирлянды, Не хватает…

Ответ детей (Мишуры)

Открываем сундучок, достаем мишуру, украшаем елку

  1. За окном ее сестрички

 Удивляются: она –

 На руке без рукавички,

А растаять бы должна.

Ответ детей ( Бумажная снежинка)

Открываем сундучок, достаем снежинку, рассматриваем, обсуждаем из чего сделана,  украшаем елку.


4.  Возле кедра бурый мишка
Ходит, собирает … .

Ответ детей (шишки)

Открываем сундучок и достаем шишку, внимательно рассматриваем и вешаем на елку

  1. Он под шапочкой сидит,

Не тревожишь он молчит.

Стоит только в руки взять

И немного раскачать,

Слышен будет перезвон:

Дин-дон.

Ответ детей (Колокольчик)

Открываем сундучок, достаем колокольчик рассматриваем его,  вешаем на ёлку.

 

 

 

  1. Не померкнет никогда

       В новогодний день…

Ответ детей (Звезда)

Достаем из сундучка звездочку и украшаем ёлочку.          

Физминутка:

А сейчас мы с вами превратимся в снежинки.

(Музыкальное сопровождение – спокойная музыка, метель.)

В воздухе морозном падают снежинки.

Вот поднялся ветерок, и теперь метель метёт

И ещё сильнее ветер, закружила вьюга тут

Ветер стих, снежинки плавно опускаются на земли.

Всё вокруг бело и тихо, словно в сказке.

 

Молодцы ребята, все загадки разгадали, а хотите сами придумать загадку?

(Да)

Воспитатель: —А вы Дедушку Мороза ждёте?

Дети: Да!

Воспитатель: Кто знает, где живёт Дедушка Мороз?

Дети: Живёт Дедушка Мороз в лесу, в красивом тереме.

Дед Мороз — главный гость на Новогоднем празднике, а помощница у Деда Мороза, внучка - Снегурочка.

Воспитатель: давайте придумаем загадку про Деда Мороза, а вечером загадаем ее родителям.

Воспитатель:- кто мне скажет во что одет Дед мороз?

Дети: шуба, валенки

Воспитатель: правильно, а что держит в руках дедушка?

Дети: мешок, посох

Воспитатель:  молодцы, а ка мы с вами отличим дедушку Мороза от простого дедушки?

Дети: У деда Мороза большая белая борода и красный нос.

Воспитатель:  мы с вами описали Дедушку Мороза и почти составили загадку. Осталось только

Упорядочить слова и записать.

Кто мне подскажет, как мы можем записать загадку?

Дети: с помощью мнемотаблицы и картинок.

Воспитатель: правильно.  ( Составляют мнемотаблицу)

У нас получилась замечательная загадка!

Шуба теплая, мешок

Валенки и посошок,

Борода и красный нос!

Кто же это? 

Дети: Дед мороз

Сегодня вечером обязательно загадайте загадку маме с папой.

 

Воспитатель:  Что мы с вами сегодня делали на занятие? (отгадывали и составляли  загадки). О ком и о чём сегодня вы узнали из загадок? (ответы детей)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры малой подвижности Младшая – средняя группа, старшая- подготовительная группа

Игры малой подвижности Младшая – средняя  группа «Тишина» (Младшая - средняя группа)Тишина у пруда,Не колышется вода,Не шумят камыши,Засыпайте малыши. Ход игры: дети идут в колонне...

Конспект НОД «Моя малая Родина» в средней группе

Конспект НОД  «Моя малая Родина»  в средней группе направлен на формирование патриотических чувст дошкольников...

Конспект НОД на тему «Моя малая Родина» в средней группе

Уточнить знания детей о родном городе, об основных достопримечательностях родного города....

проект "Моя малая родина" в средней группе

Проект «Моя  Родина»Тип проекта: исследовательский, долгосрочный (декабрь - февраль)По количеству участников: Воспитанники средней группы, воспитатель, родители;Цель...

Формирование связной речи дошкольников через малые фольклорные формы в группе

Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему ...