Программа кружка «Мир Театра»
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Иконникова Елена Владимировна

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка сказывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma_kruzhka.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 4 с. Екатеринославка» «Аленушка»

Принята

на педагогическом совете

МДОБУ ДС № 4 с. Екатеринославка

Протокол № __ от «___» ___ 2020 г.                          

Утверждаю

заведующая МДОБУ ДС №

____________ Н.В. Воробьева

Приказ № ___от «___» ______ 2020г.

Программа кружка

«Мир Театра»

2 младшая группа

Воспитатель

Иконникова Елена Владимировна

2024г

Пояснительная  записка:

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка сказывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития.

Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенность сказок.

Цель программы:

1.Развитие диалогической и монологической речи;

2.Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

Задачи:

  1. Донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
  2. Воспитание любви ко всем людям и природе;
  3. Расширение кругозора;
  4. Закладывание нравственных основ и начал;
  5. Развитие связной речи.

Взаимодействие с родителями:

Совместное формирование нравственно-этического словаря детей ;

Индивидуальные беседы. 

Особенности программы. 

Особенность программы: это интеграция развития речи с художественной литературой, фольклором.

         Дошкольный возраст специалисты называют  «библиотечным»  -  за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра. В перечень произведений для чтения в подготовительной к школе группе входят фольклор народов мира, произведения писателей России. Беседуя с дошкольниками по содержанию художественных произведений, педагог предусматривает более сложные, чем раньше, вопросы и одобряет более продуманные, аргументированные ответы.

Особенность возрастной группы

В ходе работы с детьми седьмого года жизни особое внимание должно уделяться развитию  желания и умения будущих дошкольников проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний. Для этого необходимо создавать эффективную речевую среду.

Детей учат понимать объяснения педагога и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой и т.д.

Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребенок может лишь в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и сложные  грамматические конструкции, имеет достаточно богатый активный словарь. 

Способы и формы работы с детьми

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня в рамках кружка по развитию речи. Общее количество занятий  32 в год  , 16 часов. Время занятий 30 - 35 минут.

Программа ориентирована на работу на один год.

Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.

В процессе проведения использовали различные методы и приемы: словесные ( дидактические игры, сказки и т.д), наглядные (пальчиковые игры), практические, игровые.

Форма занятий – совместная деятельность педагога и детей в форме кружковой  работы.

Основные методики:

Сказки на обогащение и уточнение словаря, логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей. Эта «семантическая микросистема» (определение А.Леонтьева) имеет тенденцию к постоянному расширению и уточнению.

Скороговорки с целью развития звукопроизношения. Как  справедливо отмечает З.Савкова: «Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа…»

Лексическо-грамматические игры и упражнения формируют умения правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа, согласовывать слова в предложении в роде, числе,

образовывать существительные при помощи суффиксов, глаголы при помощи приставок.

Предполагаемые результаты

В процессе игр, занятий активизируется познавательно-речевая, игровая, оздоровительная деятельность, повысится компонент устной речи детей, практическое овладение нормами речи.

Учебно-тематический план

кружок «Сказка»

месяц

                                 содержание

   кол-во

    часов          

октябрь

Р.Н.сказка «Как коза избушку построила»

Сказка «Колосок»

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Сказка «Маша и медведь»

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

ноябрь

Сказка «Волк и козлята»

Сказка «Зимовье зверей»

 Р.Н.сказка «Морозко»

Р.Н.сказка «Снегурочка»

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

декабрь

Сказка « Лисичка сестричка и волк»

Сказка «Колобок»

Сказка «Два жадных медвежонка»

Р.Н.сказка «Хвосты»

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

январь

Р.Н.сказка « Заяц-хваста»

Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Ш.Перро «Золушка»

Р.Н.сказка «Репка»

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

февраль

Р.Н.сказка «Байка о щуке зубастой»

Р.Н. сказка «Лиса и журавль»

Сказка «Три медведя»

В.Сутеев «Разные колеса»

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

март

Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Сказка «Теремок»

Сказка «Заюшкина избушка»

Р.Н.Сказка «Мужик и медведь»

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

апрель

Р.Н.сказка «мужик и медведь»

М.Михайлов «Лесные хоромы»

Ш.Перро «Красная Шапочка»

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

май

Р.Киплинг «Слоненок»

Сказка «Никита Кожемяка»

Р.Н.сказка «Бычок – смоляной бочок»

Бр.Гримм «Бременские музыканты»

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

Итого:

32 занятия

16 часов

Литература:

1. «Развитие монологической речи детей 6-7 лет». Занятия на основе сказок.

А.А. Гуськова., Изд. «Учитель»2013г.

2. «Обучаем дошкольников пересказыванию» А.А. Гуськова ,Изд. «Сфера»2013г.

Диагностическая карта.

Высокий уровень (18-21 балл) – ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею (литературного произведения). Способен сопереживать героям и передавать эмоциональные состояния, самостоятельно находить выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественно-творческой деятельности.
Средний уровень (11-17 баллов) – проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе с помощью воспитателя. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов) – мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театров. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения.

Согласно результатам данной диагностики в начале занятий дети имели следующие результаты усвоения театральных навыков:

высокий – 4 %

средний – 57%

низкий уровень – 39%

Согласно результатам данной диагностики в начале занятий дети имели следующие результаты усвоения театральных навыков:

высокий – 54 %

средний – 46%

низкий уровень – 0%

Аналитический отчет

 по кружковой работе «Мир театра»

воспитателя средней группы

Чудаковой Ольги Владимировны

за 2020 уч.г.-2021уч.г.


Цель:

 1.Развитие диалогической и монологической речи детей;

2.Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

Задачи:

1. Донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;

2. Воспитание любви ко всем людям и природе;

3. Расширение кругозора;

4.Развитие связной речи.

Предполагаемые умения и навыки детей:

1.Ориентироваться в пространстве.

2. Уметь запоминать заданные педагогом слова и действия

3. Свободно и естественно выполнять простые действия.

4. Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Ожидаемый результат:

Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы).
Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
В самые первые дни занятий кружка, мною была проведена диагностика детей, которая включала в себя следующие параметры:
Диагностическая карта.

Высокий уровень (18-21 балл) – ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею (литературного произведения). Способен сопереживать героям и передавать эмоциональные состояния, самостоятельно находить выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественно-творческой деятельности.

Средний уровень (11-17 баллов) – проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе с помощью воспитателя. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов) – мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театров. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения.

Согласно результатам данной диагностики в начале занятий дети имели следующие результаты усвоения театральных навыков:

высокий – 25 %

средний – 50%

низкий уровень – 25%

Согласно результатам данной диагностики в начале занятий дети имели следующие результаты усвоения театральных навыков:

высокий – 70 %

средний – 30%

Разнообразили и дополнили развивающую среду группы новыми играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности. РППС пополняем исходя из комплексно – тематического планирования (тематика) и учитываем различные виды театров.

В группе имеются следующие виды театров:
Пальчиковый театр:
Сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок»
Настольный театр:
Сказки: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок», «Колобок», «Кто, петух и лиса», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка». 
Театр масок 
Сказки: «Теремок», «Три медведя».
Тетра топотушки «Два весёлых гуся»
Театр живой руки 
«Заюшкина избушка», «Жихарка»

Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», « «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», было проведено анкетирование родителей: « Формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение их в театральную деятельность».

В процессе кружковой работы мы познакомились с понятием «мимика», «жест», и путем разыгрывания несложных этюдов, дети овладели простейшими навыками работы с данными актерскими принципами. Так же были проведены ряд занятий, на которых дети узнали о том, что такое театр, актёрское мастерство.

В первую очередь, согласно плану работы на данный период времени, я познакомила детей с такими видами кукольных театров как: настольный, пальчиковый, театр масок. Познакомила с театральной настольной ширмой.
Следующий ряд занятий я посвятила работе с пальчиковым театром. Принцип работы с данным видом театра дети усвоили быстро. Пальчиковый театр, подразумевает работу на театральной ширме. С удовольствием разыгрывали небольшие монологи, тем самым закрепляя умения работы с пальчиковым театром. Данный вид театра наиболее прост в изучении и в обучении принципам работы с ним.

Следующий вид театра, которому мы посвятили не одно занятие – настольный. Хочу заметить, что техника работы с данным видом театра сложна тем, что дети с трудом ориентируются на плоскости стола по отношению к зрителям. Первоначально я учила владению техники работы с данным видом театра способом личного примера, а потом и подгрупповым способом. По 4 человека садились за стол и разыгрывали сказки.

Тем самым я решила две задачи одновременно:
- построение диалогов от простых к сложным;
- постепенное овладение навыками работы с настольным театром.
Проводили игру «Узнай настроение по мимике и жестам», тем самым показав основы актерского мастерства.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомились с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляли их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я стараюсь учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал. Э.Г. Чурилова выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем, которыми я руководствуюсь:
- Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
- Поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов, декораций и костюмов.

- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен.

- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), музыкальным оформлением.

- Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

- Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

- Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.
Вывод: 

В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков.

Занятия театром помогают детям справиться с комплексами, неуверенностью в себе, со стрессами. Они способствуют у детей развитию диалогической речи, развитию мелкой моторики. Занятия в театральном кружке доставляют детям эстетическое удовольствие, получение знаний в области театральной культуры. Результаты диагностики тому подтверждение.

В дальнейшем планирую работать над этой темой, т.к. считаю ее актуальной. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для кружка музыкального театра "Звездочки в саду"

В настоящей рабочей программе представлена  методическая разработка и календарное планирование по месяцам....

рабочая программа кружка "Музыкальный театр"

Программа кружка в рамках ООП с воспитанниками старшего дошкольного возраста (5-7 лет)по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)«Музыкальный театр».(На основе програм...

Рабочая программа Кружка «Волшебный мир театра» в младшей группе

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Т...

ПРОГРАММА кружка «Мир театра»

Социально-коммуникативное и речевое развитие детей посредством театральной деятельности...

Программа кружка «Риторика плюс театр» в подготовительной группе.

       Программа «Риторика плюс театр» разработана как интегрированный курс, совмещающий в себе формы и  методы, понятие  и содержание таких дисциплин,...

Рабочая программа кружка"Студия театр+"-дополнительное образование

       Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр &ndash...