Программа кружка «Риторика плюс театр» в подготовительной группе.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Программа «Риторика плюс театр» разработана как интегрированный курс, совмещающий в себе формы и методы, понятие и содержание таких дисциплин, как риторика и театр. В программе используются идеи обучения детей актёрскому мастерству, драмопедагогика и социоигровой стиль в обучении. Программа направлена на личностно - ориентированное обучение и воспитание.
В основе программы лежат:
-концепция самоценности дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребёнка – обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими психику, что предполагает не ускорение развития ребёнка с помощью обучения, а расширение его возможностей в сферах дошкольной жизнедеятельности;
-теория деятельности для развития ребёнка в процессе игры, становление и развитие форм которой происходит к концу дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ritorika_plyus_teatr.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Причулымский д.сад
Программа
кружка «Риторика плюс театр»
в подготовительной группе.
Воспитатель Лапшина А.Н.
2017 – 2018 учебный год.
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Регламент занятий кружка.
- Условия реализации программы.
- Структура и содержание программы.
- Методы, приёмы и организация занятий.
- Содержание программы «Риторика плюс театр» в табличной форме.
- Используемая литература.
Пояснительная записка.
Программа «Риторика плюс театр» разработана как интегрированный курс, совмещающий в себе формы и методы, понятие и содержание таких дисциплин, как риторика и театр. В программе используются идеи обучения детей актёрскому мастерству, драмопедагогика и социоигровой стиль в обучении. Программа направлена на личностно - ориентированное обучение и воспитание.
В основе программы лежат:
-концепция самоценности дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребёнка – обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими психику, что предполагает не ускорение развития ребёнка с помощью обучения, а расширение его возможностей в сферах дошкольной жизнедеятельности;
-теория деятельности для развития ребёнка в процессе игры, становление и развитие форм которой происходит к концу дошкольного детства.
Риторика рассматривается как общественная потребность, а речь определяется как инструмент развития общества.
Задачами риторики, продиктованными спецификой современного информационного общества, является умение быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давая себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу; умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам: это значит уметь создавать монологи, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции.
В решении этих задач нужно опираться на культуру речи определённого общества. В этом состоит риторическая грамотность. Методика обучения риторике выстроена, исходя из закономерностей развития речи детей. Способностью подражания и перевоплощения наделены все дети. Особенно ярко эти способности проявляются в игре, которая является основным и важнейшим видом деятельности дошкольника. Уже в самой игре заключён элемент театра, основа актёрской игры – подражание.
Риторика общения учит жизни в социуме, учит эффективному общению. Театральная деятельность позволяет детям накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт и со-переживания, и со-чувствия, и со-творчества. Эффективность действия и разнообразие влияния делают театр привлекательным в качестве средства обучения.
Грамотно организованная театральная деятельность способна стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе у детей. Психотерапевтическое воздействие театра строится на качествах сценической игры. Участники игры осознают нереальность тех событий, которые они изображают. То, что эти события не имеют к ним никакого отношения, повествуют не о них, позволяет актёрам почувствовать себя раскованно и быть более естественными в проявлении собственных чувств и мыслей. Таким образом, театр позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, занять более активную жизненную позицию. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни.
Театр позволяет развиться творческому потенциалу личности ребёнка. Эстетическое воздействие театрального искусства огромно и многопланово. Природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение, которое инсценируется, и выразительные средства сценической игры, и художественное оформление спектакля, и музыка, используемая в спектакле.
Перевоплощение, действие на сцене в образе того или иного персонажа требует от актёра знаний текста, характера героя, причины его поступков, создание в воображении максимально подробной обстановки. Предстоящая драматизация выступает как действенный мотив аналитической работы всех участников.
В процессе театральной деятельности детей получается обладающим качеством видимости продукт, что само по себе важно для всех людей и значимо для дошкольников, не умеющих читать и писать.
Использование сценической игры как основного вида игровой деятельности, как средства обучения на занятиях риторикой будет и логично, и естественно, и желательно. Интеграция риторики и театра позволяет создать такие условия обучения, при которых ребёнок будет заниматься с удовольствием, в атмосфере творческой игры, искусства.
Условия реализации программы.
Кружок «Риторика плюс театр» включён в качестве дополнительного курса в образовательную программу ДОУ.
Занятия проводятся один раз в неделю и непосредственно связано с планированием учебной деятельностью на год, с подготовкой и проведением календарных праздников, в процессе непосредственной образовательной деятельности - при обучении детей грамоте, развитию речи и т.д. Фрагменты риторической подготовки детей можно проводить и в режимных моментах – на прогулке, в играх, музыкальных занятиях…
Для успешной работы по программе необходимо создать такую атмосферу, в которой ребёнок будет чувствовать себя в безопасности, то есть достаточно защищённым психологически. Занятия могут проводиться индивидуально, в парах (для диалога), малочисленной группой по числу персонажей постановки или всеми участниками одновременно.
Для реализации программы предусмотрено участи не только педагога и музыкального руководителя, но и включение в процесс подготовки театрализации родителей. Это, прежде всего, помощь педагогу в изготовление реквизитов и атрибутов к спектаклям, пошив костюмов.
Основные задачи курса:
-способствовать развитию речи детей;
-воспитывать у детей отношение к слову, как эффективному средству общения; учить дошкольников пользоваться этим средством успешно и уместно;
-развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;
-- развивать умения слышать собеседника;
- учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию;
-учить правилам речевого этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей;
-выработать у детей чёткую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей отношение к чёткой и ясной речи как обязательной составляющей успешного общения;
-развивать актёрские способности детей, работая над их выразительностью речи, пластики, мимики.
Это общие задачи, реализуемые в течение годичного курса, который является логическим продолжением работы предшествующих двух лет кружка «Логопедия».
Структура и содержание программы.
Программа включает в себе две части.
Первая часть «Путешествие по стране Красноречия».
Вторая часть – «Когда оживают сказки».
Чёткого разграничения в частях программы не предусмотрено. «Путешествие по стране Красноречия» происходит в рамках освоения образовательной программ. «Когда оживают сказки» построена на игре в «оживление сказок». Все сказки (сочинённые или подобранные) превращаются в сюжетно-ролевые игры или игры-драматизации. В такой форме происходит процесс закрепления новых знаний и отработка умений.
Содержание программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний и умений в разделах:
1.Общение.
2.Речевой этикет.
3.Техника речи, слушание.
4.Речевая деятельность.
5.Театральная деятельность.
Методы, приёмы и организация занятий.
Все качества инсценирования, театральная деятельность понимаются как сюжетно-ролевая игра, развитие которой идёт по законам театрального искусства и с использованием средств театрального вида творчества. Педагог, родители, дети являются организаторами и участниками игры. Игра направлена против автоматизма и заурегулированности. Это самоценное действие. Дети в игре не нацелены на результат, им достаточно того, что они играют. В игре-драматизации важен процесс «оживления» сказок. Игра-драматизация по сказке включает от трёх до десяти занятий в зависимости от характера и длины произведения.
Этапы игры-драматизации:
-знакомство со сказкой;
-освоение материала сказки по эпизодам;
-проигрывание сказки целиком;
-показ сказки зрителям.
Используемая литература.
Программа для ДОУ «Риторика плюс Театр», автор Светлана Машевская.
Методическая литература для работы в ДОУ:
«Говорю красиво» для детей 6-7 лет, автор Н.В.Володина, Ломоносовская школа; « Уроки правильной речи и правильного мышления», автор Н.С.Жукова части 1 и 2;
«Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников», автор Вострухина Т.Н., занятия, досуги, игры;
«Риторика для малышей», автор Л.А.Баландина;
«Поиграем в слова», автор Леонид Каминский;
«Первая после букваря книга для чтения», автор Н.С.Жукова.
Содержание программы «Риторика плюс Театр».
(табличная форма).
№ | «Путешествие по стране Красноречия». Содержание. |
«Когда оживают сказки». Театральная деятельность. | |
09 | Слово веселит, слово утешает, слово огорчает. Результат зависит от каждого. Вместе мы команда. «Давайте говорить, друг другу улыбаясь!» | Инсценирование сказки В.Сутеевой «Под грибом». | Общение. Речевой этикет. |
10 | Разнообразие и уместное использование форм приветствия и прощания. Уместное обращение. «Секреты твоего успеха». | Театральная постановка «Ярмарка». | Общение. Речевой этикет. |
11 | Игры на развитие логики, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти. «Мы в слова играем -вместе дружно сочиняем. | Театрализация сказки «В гостях у ёлочки». | Речевая деятельность. Техника речи. |
12 | Правила эффективной просьбы. Правила разговора по телефону. Как подарить подарок и как его принять «Секреты твоего успеха». | Инсценировка по сказке « Зимовье зверей». | Общение. Речевой этикет. |
01 | Навыки чёткой, ясной речи, Регуляция силы голоса и скорости речи в зависимости от коммуникативного намерения. «Секреты твоего успеха». | Импровизация «Снежинки», «Метелица», « Морозный день». | Техника речи. |
02 | Сочинение писем сказочным героям «Слово- мостик понимания между людьми». | Русские народные сказки для малышей. Театрализация сказки «Колобок», Теремок». | Техника речи. Речевая деятельность. |
03 | Я говорю – ты слушаешь, ты говоришь – я слушаю. «Это – ты, а это –я, вместе мы с тобой – друзья». | Импровизация на тему весны «Ручеёк», «Камень у дороги», «Дождевые черви», «Первый росток». | Речевой этикет. |
04 | Истории с продолжением. Учимся сочинять. «Мы в слова играем, вместе дружно сочиняем». | Театральная постановка «Как царевна Несмеяна в школу собиралась». | Техника речи. Речевая деятельность. |
05 | Описание предметов, героев без опоры на изображение. «Поиграем в слова». | Театральная постановка «Как Емеля на царской дочке женился». | Техника речи. Речевая деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе «Как дошколята цифру 5 спасли»
Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе«Как дошколята цифру 5 спасли» Воспитатель Свинцова Елена Александровна - I квалификационная категорияМКДОУ...
1. Проект недели книги и театра в подготовительной группе «Сказки Дедушки Корнея» (02.01.2013)
Проект недели театра для детей старшего дошкольного возраста. Содержит цель, задачи и порядок работы по проекту....
"Неделя театра" в подготовительной группе с ОНР.
Цели, задачи, ежедневные мероприятия....
Сюжетно - ролевая игра "Театр" в подготовительной группе
Сюжетно - ролевая игра "Театр" была проведена как итог работы по одноименному проекту (краткосрочному)....
Проект "Неделя театра" для подготовительной группы
Проект- еделя театра,который заканчивается новогодним утренником....
Реализация творческого проекта «Театр » в подготовительной группе детского сада. Из опыта работы воспитателя.
Статья будет интересна всем работающим с детьми воспитателям. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт ...
Рабочая программа Кружка «Волшебный мир театра» в младшей группе
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Т...