Программа кружка «Риторика плюс театр» в подготовительной группе.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Анна Николаевна Лапшина

         Программа «Риторика плюс театр» разработана как интегрированный курс, совмещающий в себе формы и  методы, понятие  и содержание таких дисциплин, как риторика и театр. В программе используются идеи обучения детей актёрскому мастерству, драмопедагогика и социоигровой стиль в обучении. Программа направлена на личностно - ориентированное обучение и воспитание.

        В основе программы лежат:

-концепция самоценности  дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребёнка – обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими психику, что предполагает не  ускорение развития ребёнка с помощью обучения, а расширение  его возможностей  в сферах дошкольной жизнедеятельности;

-теория  деятельности для развития ребёнка в процессе игры, становление и развитие форм которой происходит к концу дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_ritorika_plyus_teatr.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         МКДОУ Причулымский д.сад

                              Программа

              кружка  «Риторика плюс   театр»

                   в подготовительной группе.

                                   Воспитатель Лапшина А.Н.  

                       2017 – 2018 учебный год.

Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Регламент занятий кружка.
  3. Условия реализации программы.
  4. Структура и содержание программы.
  5. Методы, приёмы и организация занятий.
  6. Содержание программы «Риторика плюс театр» в табличной форме.
  7. Используемая литература.

   Пояснительная записка.

         Программа «Риторика плюс театр» разработана как интегрированный курс, совмещающий в себе формы и  методы, понятие  и содержание таких дисциплин, как риторика и театр. В программе используются идеи обучения детей актёрскому мастерству, драмопедагогика и социоигровой стиль в обучении. Программа направлена на личностно - ориентированное обучение и воспитание.

        В основе программы лежат:

-концепция самоценности  дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребёнка – обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими психику, что предполагает не  ускорение развития ребёнка с помощью обучения, а расширение  его возможностей  в сферах дошкольной жизнедеятельности;

-теория  деятельности для развития ребёнка в процессе игры, становление и развитие форм которой происходит к концу дошкольного детства.

             Риторика рассматривается как общественная потребность, а речь определяется как инструмент развития общества.

           Задачами риторики, продиктованными спецификой современного информационного общества, является умение быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давая себя увлечь, сбить  на деятельность, невыгодную себе и обществу; умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам: это значит уметь создавать монологи, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции.

         В решении этих задач нужно опираться на культуру речи определённого общества. В этом состоит риторическая грамотность. Методика обучения риторике выстроена, исходя из закономерностей развития речи детей. Способностью подражания и перевоплощения наделены все дети. Особенно ярко  эти способности проявляются в игре, которая является основным и важнейшим  видом деятельности дошкольника. Уже в самой игре заключён элемент театра, основа актёрской игры – подражание.

        Риторика общения учит жизни в социуме, учит эффективному общению. Театральная  деятельность позволяет детям накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт и со-переживания,  и со-чувствия, и со-творчества. Эффективность действия и разнообразие влияния делают театр привлекательным в качестве средства обучения.

            Грамотно организованная театральная деятельность способна стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе у детей. Психотерапевтическое воздействие театра строится на качествах сценической игры. Участники игры осознают нереальность тех событий, которые они изображают. То, что эти события не имеют к ним никакого отношения, повествуют не о них, позволяет актёрам почувствовать себя раскованно и быть более естественными в проявлении собственных чувств и мыслей. Таким образом, театр позволяет ранимым и неуверенным  в себе детям стать смелее, решительнее, занять более активную жизненную позицию. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни.

           Театр позволяет развиться творческому потенциалу личности ребёнка. Эстетическое воздействие театрального искусства огромно и многопланово. Природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение, которое инсценируется, и выразительные средства сценической игры, и художественное оформление спектакля, и музыка, используемая в спектакле.

         Перевоплощение, действие на сцене в образе того или иного персонажа требует от актёра знаний текста, характера героя, причины его поступков, создание в воображении максимально подробной обстановки. Предстоящая драматизация выступает как действенный мотив аналитической работы всех участников.

          В процессе театральной деятельности детей получается обладающим качеством видимости продукт, что само по себе важно для всех людей и значимо для дошкольников, не умеющих читать и писать.

         Использование сценической игры как основного вида игровой деятельности, как средства обучения на занятиях риторикой будет и логично, и  естественно, и желательно. Интеграция риторики и театра позволяет создать такие условия обучения, при которых ребёнок будет заниматься с удовольствием, в атмосфере творческой игры, искусства.

                                  Условия реализации программы.

        Кружок «Риторика плюс театр» включён в качестве дополнительного курса в образовательную программу ДОУ.

        Занятия проводятся один раз  в неделю и непосредственно связано с планированием учебной деятельностью на год, с  подготовкой и проведением календарных праздников, в процессе непосредственной образовательной деятельности - при  обучении детей грамоте, развитию речи и т.д. Фрагменты риторической  подготовки детей можно проводить и в режимных моментах – на прогулке, в играх, музыкальных занятиях…

                Для успешной работы по программе необходимо создать такую атмосферу, в которой ребёнок будет чувствовать  себя в безопасности, то есть достаточно защищённым психологически. Занятия могут проводиться индивидуально, в парах (для диалога), малочисленной группой по числу персонажей постановки или всеми участниками одновременно.

  Для реализации программы предусмотрено участи не только педагога и музыкального руководителя, но и включение в процесс подготовки театрализации  родителей. Это, прежде всего, помощь педагогу в изготовление реквизитов и атрибутов к спектаклям, пошив костюмов.

Основные задачи курса:

-способствовать развитию речи детей;

-воспитывать у детей отношение к слову, как эффективному средству общения; учить дошкольников пользоваться этим средством успешно и уместно;

-развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;

-- развивать умения слышать собеседника;

- учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию;

-учить правилам речевого  этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей;

-выработать у детей чёткую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей  отношение к чёткой и ясной речи как обязательной составляющей успешного общения;

-развивать актёрские способности детей, работая над их выразительностью речи, пластики, мимики.

Это общие задачи, реализуемые в течение годичного курса, который является логическим продолжением работы предшествующих двух лет кружка «Логопедия».

                              Структура и содержание программы.

 Программа включает в себе две части.

Первая часть «Путешествие по стране Красноречия».

Вторая часть – «Когда оживают сказки».

Чёткого разграничения в частях программы не предусмотрено. «Путешествие по стране Красноречия»  происходит в рамках освоения образовательной программ. «Когда оживают сказки» построена  на игре в «оживление сказок». Все сказки (сочинённые или подобранные) превращаются в сюжетно-ролевые игры или игры-драматизации. В такой форме происходит процесс закрепления новых знаний и отработка умений.

  Содержание программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний и умений в разделах:

1.Общение.

2.Речевой этикет.

3.Техника речи, слушание.

4.Речевая деятельность.

5.Театральная деятельность.

                                 Методы, приёмы и организация занятий.

             Все качества инсценирования, театральная деятельность понимаются как сюжетно-ролевая игра, развитие которой  идёт по законам театрального искусства и с использованием средств театрального   вида творчества. Педагог, родители, дети являются организаторами и участниками игры.  Игра направлена против автоматизма и заурегулированности. Это самоценное действие. Дети в игре не нацелены на результат, им достаточно того, что они играют. В игре-драматизации важен процесс «оживления» сказок. Игра-драматизация по сказке включает от трёх до десяти занятий в зависимости от характера и длины произведения.

Этапы игры-драматизации:

-знакомство со сказкой;

-освоение материала сказки по эпизодам;

-проигрывание сказки целиком;

-показ сказки зрителям.

Используемая литература.

Программа для ДОУ «Риторика плюс Театр», автор Светлана Машевская.

 Методическая литература для работы в ДОУ:

                «Говорю красиво» для детей 6-7 лет, автор Н.В.Володина, Ломоносовская школа; « Уроки правильной речи и правильного мышления», автор Н.С.Жукова части  1 и 2;

 «Художественная литература в развитии творческих способностей  старших дошкольников», автор Вострухина Т.Н., занятия, досуги, игры;

 «Риторика для малышей», автор Л.А.Баландина;

 «Поиграем в слова», автор Леонид Каминский;

«Первая после букваря книга для чтения», автор Н.С.Жукова.

               Содержание программы «Риторика плюс   Театр».

                                                            (табличная форма).

          «Путешествие по стране  

                 Красноречия».

Содержание.            

           

         «Когда оживают сказки».

          Театральная деятельность.

09

Слово веселит, слово утешает, слово огорчает. Результат зависит от каждого. Вместе мы команда.

«Давайте говорить, друг другу улыбаясь!»

Инсценирование сказки В.Сутеевой «Под грибом».

Общение. Речевой этикет.

10

Разнообразие и уместное использование форм приветствия и прощания. Уместное обращение.

«Секреты твоего успеха».

Театральная постановка «Ярмарка».

Общение.

Речевой этикет.

11

Игры на развитие логики, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти.

«Мы в слова играем -вместе дружно сочиняем.

 Театрализация сказки «В гостях у ёлочки».

Речевая деятельность.

Техника речи.

12

Правила эффективной просьбы. Правила разговора по телефону. Как подарить подарок и как его принять

«Секреты твоего успеха».

Инсценировка по сказке « Зимовье зверей».

Общение. Речевой этикет.

01

Навыки чёткой, ясной речи, Регуляция силы голоса и скорости речи в зависимости от коммуникативного намерения.

«Секреты твоего успеха».

Импровизация  «Снежинки», «Метелица», « Морозный день».

Техника речи.

02

Сочинение писем сказочным героям

«Слово- мостик понимания между людьми».

Русские народные сказки для малышей. Театрализация сказки «Колобок», Теремок».

Техника речи.

Речевая деятельность.

03

Я говорю – ты слушаешь, ты говоришь – я слушаю.

 «Это – ты, а это –я, вместе мы с тобой – друзья».

Импровизация на тему весны «Ручеёк», «Камень у дороги», «Дождевые черви», «Первый росток».

Речевой этикет.

04

Истории с продолжением. Учимся сочинять.

«Мы в слова играем, вместе дружно сочиняем».

Театральная постановка «Как царевна Несмеяна в школу собиралась».

Техника речи.

Речевая деятельность.

05

Описание предметов, героев без опоры на изображение.

«Поиграем в слова».

Театральная постановка «Как Емеля на царской дочке женился».

Техника речи.

Речевая деятельность.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе «Как дошколята цифру 5 спасли»

Интегрированное занятие (математика + театр)   в подготовительной группе«Как дошколята цифру 5 спасли» Воспитатель Свинцова Елена Александровна - I квалификационная категорияМКДОУ...

1. Проект недели книги и театра в подготовительной группе «Сказки Дедушки Корнея» (02.01.2013)

Проект недели театра для детей старшего дошкольного возраста. Содержит цель, задачи и порядок работы по проекту....

"Неделя театра" в подготовительной группе с ОНР.

Цели, задачи, ежедневные мероприятия....

Сюжетно - ролевая игра "Театр" в подготовительной группе

Сюжетно - ролевая игра "Театр" была проведена как итог работы по одноименному  проекту (краткосрочному)....

Проект "Неделя театра" для подготовительной группы

Проект- еделя театра,который заканчивается новогодним утренником....

Реализация творческого проекта «Театр » в подготовительной группе детского сада. Из опыта работы воспитателя.

Статья будет интересна всем работающим с детьми воспитателям. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт ...

Рабочая программа Кружка «Волшебный мир театра» в младшей группе

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Т...