Программа кружка "Удивительный мир театра"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Велигурина Лилия Алексеевна

Программа кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Солнышко»

Рассмотрено                                Согласовано                                Утверждено

на заседании методического         старший воспитатель                приказ № _________

совета МКДОУ д/с «Солнышко»         МКДОУ д/с «Солнышко»                 от ___ ___________ 20____г.

протокол № ___                         _________ Салманова С.К.                заведующий

от ___ ___________ 20____г.        ___ ___________ 20____г.                МКДОУ д/с «Солнышко»

                                                                                ___________ Токовенко Н.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

               Кружка «Удивительный мир театра»

                               

 

                                                                                

                                                                                                                           Составитель:

                                                                                Велигурина Л.А.

                


                                                                                                  На основе программы:

Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.

                                                                   Городовиковск

                                                                         

Пояснительная записка 

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

    В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

    Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

    Привычку к  выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
    Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

     Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

      Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста  - средняя группа, старшая группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду.

 Новизна

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

 Гипотеза

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.  



 Цель программы:    

Создание наиболее благоприятных условий для формирования у детей социальных норм поведения, как к одному из главных путей в достижении успеха. Развитие способностей детей средствами театрального искусства.
      


 Задачи

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.


2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.


3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.


4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).


5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.


6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.


7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 


8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

 

     9. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и                воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Продолжительность занятия – 20 минут.


Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, мае.

                                             Структура программы

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Организация театральной деятельности в детских садах.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 

 Программные задачи

 Развивать чуткость к сценическому искусству.

  • Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  • Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
  • Расширять представления детей об окружающей действительности.
  • Активизировать ассоциативное и образное мышление.
  • Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
  • Учить действовать на сценической площадке естественно.
  • Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
  • Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
  • Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.
  • Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.
  • Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
  • Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
  • Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
  • Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
  • Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в перессказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения. Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя тростевых кукол.
  • Изучать и совершенствовать правила манипуляции с тростевыми куклами.
  • Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказав из личного опыта с использованием театральных кукол.
  • Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
  • Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
  • Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.
  • Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
  • Поощрять стремление детей подбирать знакомые запевки  от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
  • Воспитывать желание играть с театральными куклами. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  • Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
  • Воспитывать зрительскую культуру.

    Календарно-тематическое планирование            

                                                          33 часа    

№п/п

Наименование мероприятия

Кол – во часов

1

Театральная игра.  Знакомство с разделами программы «Художественное слово»

1

2

Ритмопластика.

Свободная импровизация. Игры. Жесты.

Двигательные способности: ловкость, подвижность.

Упражнения в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.

1

3

Культура и техника речи

Речевое дыхание, правильная артикуляция, дикция, четкое произношение слов.

Веселые слова и фразы

1

4

Основы театральной культуры.

Виды театрального искусства: драматические, музыкальные

( опера, балет, оперетта) и кукольным  театром

1

5

Театральная игра. Знакомство со сказкой К. Чуковского «Муха - Цокотуха». Представление детьми главных героев. Распределение ролей.

1

6

Ритмопластика

Разнообразные жесты. Пластиковая импровизация.

1

7

Культура и техника речи. Техника речи. Дыхание. Громкость.  Тембр.

1

8

Основы театральной культуры.  Экскурсия в ЦДОД. Театр и профессии в нем.

1

9

Театральная игра. Изготовление костюмовРепетиция сказки «Муха-Цокотуха » на сцене.

1

10

Ритмопластика. Отработка движений и текста.

1

11

Культура и техника речи. Дикция. Скороговорки. Репетиция.

1

12

Основы театральной культуры.  Постановка сказки «Муха - Цокотуха».

1

13

Театральная игра. Сочинение этюдов по сказкам.

Импровизация игры - драматизации на темы знакомых сказок.

1

14

Ритмопластика. Пластическая импровизация

1

15

Культура и техника речи. Работа над дикцией и произношением. Стихи и скороговорки.

1

16

Основы театральной культуры. Экскурсия в библиотеку

Театральный словарь:

Сцена, занавес, кулисы, задник, партер,

амфитеатр, балкон, гардероб, фойе, буфет, антракт

1

17

Театральная игра. Творческие игры со словами.

1

18

Ритмопластика

Пластическая импровизация

1

19

Театральная игра. Знакомство со сказкой « Теремок». Обсуждение героев сказки. Представление детьми главных героев. Распределение ролей.

1

20

 Ритмопластика

Пластическая импровизация

1

21

Культура и техника речи. Дикция. Скороговорки. Репетиция.

1

22

Основы театральной культуры.  Правила поведения на концерте, в театре, в музее.

1

23

Театральная игра Репетиция сказки « Теремок».

1

24

Ритмопластика. Пластическая импровизация

1

25

Культура и техника речи. Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения

1

26

Основы театральной культуры. Инсценировка сказки « Теремок».

1

27

Театральная игра Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

1

28

Ритмопластика Образы главных героев рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

1

29

Культура и техника речи. Инсценировка рассказа.

1

30

Основы театральной культуры. Экскурсия в музей.

1

31

Театральная игра. Выступление перед дошкольниками школы раннего развития.

1

32

Ритмопластика. Свободная импровизация. Игры. Жесты.

Двигательные способности: ловкость, подвижность.

Упражнения в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.

1

33

Культура и техника речи. Чтение стихов на праздниках.

1



 Содержание программы:

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

 Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

 Ритмопластика 

включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

 Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

 Культура и техника речи. 

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

 Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

 Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

 Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

 Результатом практической деятельности можно считать следующее

        Готовность действовать

согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

  • Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц
  • Запоминать заданные позы

  • Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
  • Знать 5-7 артикуляционных упражнений
  • Уметь длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхания в середине фразы;
  • Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;
  • Знать и четко произносить 5-6 скороговорок с разной силой голоса
  • Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями
  • Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
  • Уметь строить простейший диалог, составлять предложения с заданными словами, сочинять этюды по сказкам.

Предполагаемые умения и навыки детей

 Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

  • Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
  • Умеют двигать в заданном ритме.
  • Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
  • Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
  • Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
  • Владеют комплексом артикуляционной гимнастики. 
  • Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
  • Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
  • Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  • Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
  • Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  • Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
  • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. 
  • Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. 
  • Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
  • Умеют подбирать рифму к заданному слову.
  • Умеют составлять диалог между сказочными героями.
  • Знают наизусть стих                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              отворения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Чистякова М.И. Психогимнастика

  1. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
  2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  3. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
  4. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
  5. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  6. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
  7. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ТЕАТР» По формированию театрально-игровой деятельности дошкольников.

Программа «ИГРАЕМ В ТЕАТР» предназначена для дошкольников и предполагает развитие игрового поведения, эстетического чувства, способность творчески относится к любому делу, уметь общаться со сверстника...

Методическая разработка "Введение в программу театрального кружка "Театр и дети"

Методическая разработка "Введение в программу театрального кружка "Театр и дети", участник районного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"...

Программа «Играем в театр»

Программа приобщения воспитанников к театральной деятельности....

Программа детского музыкального театра "Рампа".

Данная программа разработана с целью раскрытия творческого и вокального потенциала детей, развития вокальных и актерских способностей, умения самовыражаться и эмоционально раскрываться....

Программа дополнительного образования "Театр и дети"

В данной программе подобраны упажнения на дыхание,  пальчиковые игры. этюды для пантомимы....