КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ВИРТУАЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Третьякова Елена М

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием технологии синквейн.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 Пушкинского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

Занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Путешествие в виртуальную библиотеку»

Выполнила: воспитатель 1 категории

Третьякова Е.М.

                                       Санкт-Петербург 2024г.

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной  группе

«Путешествие в виртуальную библиотеку»

( с применением технологии синквейн)

Цель: закрепить знания детей о методе составления синквейна с опорой на схему-алгоритм;

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить понятия слова-предметы, слова – признаки предмета, слова – действия предмета;

- формировать навыки составления предложений и текста синквейна с использованием схемы;

- учить применять данную модель при составлении текста синквейна;

2. Развивающие

- развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна.

- развивать речь, внимание, смекалку, логическое мышление;

- расширять и активизировать словарь детей;

3. Воспитывающие

- воспитывать интерес к  речевой деятельности, любовь к художественной литературе;

Оборудование и материалы для занятия: доска для показа презентации, макет елки для выкладывания символов синквейна,  конверты с заданиями, символы синквейна, звуковая колонка «Алиса».

Приемы и методы:

Словесные: вопросы, рассказ педагога, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение.

Наглядные: презентация, схема синквейна.

Практические: моделирование.

Игровые: сюрпризные моменты, Физкультминутка: «Буратино», гимнастика для глаз

Словарная работа: синквейн

Предварительная работа: Чтение сказки «Буратино»

Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы и поручения в ходе занятия.

Ход занятия.

I.Вводная часть.

Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Перед началом занятия давайте поприветствуем друг друга.

В:  Встанем  в круг мы с вами  дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в библиотеку. Вы знаете зачем люди посещают библиотеку? (Ответы детей)

 Библиотека эта необычная, а виртуальная. Что по -вашему обозначает слово виртуальная? (Ответы детей)

В:Проходите поближе к экрану, присаживайтесь поудобнее.

II.Основная часть

(Дети садятся на подушки на пол рядом с экраном)

1.( На слайде библиотека с необычной паутиной)

В: ой, ребята, что-то здесь не так. Здесь какая-то странная паутина. Что бы это могло значить?

2.(Появляется слайд  библиотека с пауком, который ползает по паутине)

Голос паука:

Решили попасть в мою библиотеку? Ничего у вас не получится. Мы с моим другом искусственным интеллектом  все опутали здесь нейросетью.  Попасть сюда вы сможете только после того, когда выполните все мои задания.

3.( Слайд с бегущим импульсом)

Голос паука: Задание первое. Расшифруйте  схему, но чтобы выполнить это, вы должны отгадать загадку.

В: Ну что , ребята давайте послушаем загадку.

4. (Слайд с загадкой)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

Дети: Буратино

5.(Слайд с Буратино)

В: Молодцы!

6.(Появляется синквейн-схема)

В: какая интересная схема, похожа на елочку, и нам ее нужно будет  расшифровать, чтобы выполнить это задание.Вы готовы?

Д: да

В: присаживайтесь за столы - будем выполнять задание.

(Дети садятся за столы, перед ними лист фетра и знаки-символы для составления синквейн-стихотворения)

В: перед началом, чтобы наши глаза не уставали давайте сделаем гимнастику.

Гимнастика для глаз.

Раз –налево, два – направо,

 Три –наверх, четыре - вниз.

 А теперь по кругу смотрим,

 Чтобы лучше видеть мир.

В: ребята вы знаете, что есть слова-предметы, которые отвечают на вопросы - Кто? Что? Слова, отвечающие на вопрос, Кто? - они живые. В схеме мы будем обозначать их зеленым треугольником с красным сердечком. Слова, отвечающие на вопрос, Что? - не живые, они обозначаются зеленым треугольником.

В: Давайте вспомним про кого мы отгадали загадку.

7.(Показываю слайд изображение Буратино.)

Дети: Буратино!

В: Какой треугольник нужно положить на первую строчку нашей схемы?

Варя, помоги прикрепить символ к нашей елочке. На какой вопрос отвечают живые слова-предметы? А не живые слова - предметы? (ответ ребенка, помощь если потребуется)

В: на второй строке, мы должны поместить картинки – признаки. Это  треугольники с желтыми точками. Слова признаки отвечают на вопрос - Какой? Какая? Из чего сделан Буратино?

Д: из дерева.

В: значит он какой?

Дети: деревянный.

В-ль: какой Буратино по характеру грустный или веселый? Еще какой Буратино?

Дети: веселый, озорной и т. д

(Вызываю следующего ребенка, он вешает символ на схему)

В: на какие вопросы отвечают слова - признаки? (Ответ ребенка)

Размести картинки признаки на мольберте. И назови слова признаки, которые подходят Буратино. (веселый, деревянный, озорной и т. д)

В: на третьей строке мы выложим картинки – действия. Это синие треугольники с ножками. Они отвечают на вопрос - Что делает?

Что делает Буратино?

Дети: учится, помогает, любит Папу Карло и т. д.

В: молодцы. Кто хочет выйти и выложить слова действия на доске?

Д: предположительные ответы. Ребенок вывешивает картинки слов действий на доске.

(Вызываю следующего ребенка. Он вешает символ на схему. Проговаривает слова действия.)

В: на какой вопрос отвечают слова действия ребята?

Дети: что делает?

В-ль: правильно!

В: Ниже, на четвертой строке, нужно составить предложение про Буратино. Используя уже знакомые символы-схемы.

Какие предложения про Буратино можно составить?

 Кто хочет выйти и составить предложение?

Ребенок выходит к доске составляет предложение, опираясь на символы схемы, проговаривает предложение целиком. (например : Буратино проткнул нарисованный очаг. Буратино открыл золотым ключиком дверь. Буратино нашел золотой ключик и т. д)

( Если дети затрудняются педагог показывает несколько картинок по сказке.)

В-ль: на пятой строке надо разместить картинку – вывод- красный треугольник. Мы должны обобщить  все что мы узнали о Буратино и сделать вывод. Как по другому можно назвать Буратино?

Д: мальчик, человечек, сказочный герой и т. д.

В: Миша, повесь картинку на нужной строке в нашей схеме.

(Вызываю следующего ребенка, он вешает символ на схему)

Давайте сейчас попробуем прочитать, что у нас получилось?

Сначала читает воспитатель и показывает на схеме:

1. Буратино

2. Деревянный, веселый

3. Учится, помогает, любит Папу Карло

4. Буратино открыл золотым ключиком дверь

5. Сказочный герой

Кто хочет попробовать прочитать?

(ребенок читает по схеме синквейна, при затруднении воспитатель помогает)

В: Молодец! Я думаю, с первым заданием мы справились.

В: Ребята, может кто-нибудь знает, как называется эта схема?  (Если затрудняются проговариваю сама)Эта схема называется -синквейн. Давайте повторим вместе это необычное слово.

Дети: синквейн.

В: синквейн, это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.

В: а теперь давайте немного отдохнем. Подойдите ко мне, сделаем разминку.

Физкультминутка: «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

В: вот мы немного отдохнули и набрались сил. Давайте подойдем к экрану.

В: какое же испытание еще приготовил нам паук?

8. (Слайд с пауком и бегущим импульсом)

Голос паука:

Какие умненькие! Ну посмотрим как вы с моим вторым заданием справитесь.

Задание второе! Расшифруйте схему с синквейн-загадкой.

9.(Слайд со схемой синквейн-загадки)

В: да задание не из легких. Справимся?

Д: справимся.

В: Присаживайтесь за столы.

10.(Слайд с текстом загадки)

В:  Нам известно, что этот кто-то, или что-то, помним что живые предметы отвечают на вопрос, какой? А неживые на вопрос, какой?

1.?

2. Добрый, трудолюбивый.

3. Заботится, учит, воспитывает.

4. Смастерил деревянную куклу.

5. Мастер на все руки.

В-ль: Кто это может быть?

Ответы детей:

(Папа Карло)

В: Замечательно. Справились с заданием?

Д: Справились.

В: Ну что паук справились мы с твоим заданием.

11. ( Слайд с пауком)

Голос паука:

Не ожидал, что вы такие сообразительные. Но у меня для вас есть еще задание.

12. (Слайд с импульсом)

Задание третье!

Вы должны сами составить синквейн-загадки. Ха-ха-ха

В: что-то паук нам все сложнее задания задает. Попробуем справиться?

Д: попробуем.

В: проходите на свои места. На столах у вас лежат конверты с заданием. Открывайте конверты. Работать вы будете в парах. Сейчас вы очень тихо, так, чтобы не слышали ваши соседи самостоятельно попробуете составить загадки, опираясь на схемы и иллюстрации. Даю вам несколько минут.

(Дети в парах составляют загадку).

В: время закончилось. Кто готов загадать синквейн-загадку.

(После правильного ответа один из них вывешивает картинку на доску)

1.?

2. Мудрая, старая.

3. Плавает, ползает, живет в пруду.

4. Подарила золотой ключик Буратино.

5. Долгожительница.

В-ль: Кто это может быть? (Черепаха Тортилла)

1.?

2. Добрая, умная.

3. Воспитывает, помогает, заботится.

4. Любит порядок во всем.

5. Девочка с голубыми волосами.

В-ль: Кто это может быть? (Мальвина)

1.?

2.Злой, ,бородатый

3. Бьёт, кричит, пугает

4.Мучает кукол

5.Мучитель (Карабас-Барабас)

1.?

2.хитрая, плохая

3.обманывает, хитрит, поёт

4.лиса Алиса обманула Буратино

5. обманщица

В-ль: Кто это может быть?( лиса Алиса)

Ответы детей

В: молодцы! Думаю, на этот раз мы со всеми заданиями справились.

13. ( Слайд с библиотекой и  пауком без паутины)

Голос паука.

-Что ж на этот раз вы победили. Ну ничего, в следующий раз мы вам придумаем задания посложней. Проходите в свою библиотеку.

14. (Слайд с библиотекой без паука)

III. Заключительная часть

В: Молодцы ребята. К сожалению, наша виртуальная библиотека закрывается. Но мы с вами не будем грустить. Посмотрите сколько полезных и интересных дел мы с вами сделали.

Чем мы с вами сегодня занимались?Какие задания мы выполняли?

Ответы детей.( составляли синквейн-стихотворение, разгадывали синквейн загадки, сами составляли загадки).

В: интересно было? Вам понравилось? Что больше всего понравилось?

Как называются схемы, с помощью которых мы составляли наши стихи и загадки?

В: посмотрите у вас на столах лежат разноцветные смайлики. Если вам все понравилось- поднимите зеленый, если испытывали затруднения – красный.)

Если поднимают красный-интересуюсь в чем были затруднения.

15.(Слайд с подарком)

В: Смотрите, ребята наша виртуальная библиотека приготовила нам подарок.

Как вы думаете , что это такое?

Д: ответы детей.

Давайте попросим Алису, чтобы она нам почитала сказку.

Просим Алису прочитать сказку «Золотой ключик».

В: А дослушаем мы ее уже в группе. Спасибо вам большое. Вы были молодцы!

Дети прощаются и уходят.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе «Путешествие в библиотеку»

Цель: Формирование навыка составления небольшого рассказа творческого характера по серии сюжетных картинок предложенных воспитателем.Задачи:·       продолжать формир...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Библиотека. Сказки"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Библиотека. Сказки"...

Конспект занятия по развитию речи в компенсирующей группе «Экскурсия в библиотеку» в рамках итоговой недели «Книжкина неделя».

Конспект занятия по развитию речи в компенсирующей  группе «Экскурсия в библиотеку» в рамках итоговой недели  «Книжкина неделя»....

Конспект занятия по развитию речи в компенсирующей группе «Экскурсия в библиотеку» в рамках итоговой недели «Книжкина неделя».

Конспект занятия по развитию речи в компенсирующей  группе «Экскурсия в библиотеку» в рамках итоговой недели  «Книжкина неделя»....

Конспект занятия по развитию речи -виртуальная экскурсия по теме: «Путешествие в зоопарк» в подготовительной группе.

Программные задачи: Обучающие: - Формировать познавательный интерес к миру животных зоопарка с помощью виртуальной экскурсии. На основе виртуального путешествия уточнить и расширить словарь по те...

Конспект занятия по развитию речи у старших дошкольников с элементами виртуальной экскурсии по теме : «все профессии нужны, все профессии важны»

Конспект занятия по развитию речи у старших дошкольников с элементами виртуальной экскурсии по теме : «все профессии нужны, все профессии важны»Цель: Систематизировать знания детей о разно...

Конспект занятия по художественно-творческой деятельности «Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства»

Это занятие развивает художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное, развивать интерес к искусству и художественному творчеству, приобщает к традициям русской изобразительной школы по ...