Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Библиотека. Сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Библиотека. Сказки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Библиотека. Сказки" | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"
Тема «Библиотека. Сказки»
Цели :
Обучающие:
- Связная речь:
- Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.
- Закреплять умение составлять творческий рассказ на тему “Печка” по рисункам.
- Грамматика:
- учить составлять простые распространенные предложения.
- Словарь:
- Закреплять умения у детей находить общие признаки, сравнивая картинки (игра “Что общего?).
- ввести в словарь детей новое слово – валежник.
- развивать умение подбирать слова, обозначающие личностные характеристики сказочных героев (добрый, ленивый, хвастливый, хитрый).
- Закрепить знания детей русских народных сказок, пословиц о дружбе, о труде.
- Продолжить формирование умений работать группой, и в микрогруппах.
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы: логическое мышление (анализ, сравнение), внимание, воображение.
- Развивать мелкую мускулатуру рук (превращение бумаги в камушки).
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
- Закреплять у ребят представление о доброте, дружбе.
- Воспитывать у них отрицательное отношение к негативным качествам: хитрость, хвастовство, лень (игра “Яблонька наклонись).
Предварительная работа:
- Беседа по сказке “Гуси лебеди”.
- Беседа на тему “Русская печка”.
- Чтение сказок: “Сивка-бурка”, “Хаврошечка”, “Заяц-хвастун”, “Снегурочка”.
- Игры: “Что общего?”, “Сказочный сундучок”, “Ступеньки доброты”.
- Игры с загадками: “Узнай по описанию”.
- Игра по потешке “Черный ворон”.
- Познакомила детей с пословицами: “Друга выслушать умей, будет 100 тогда друзей”. Это здорово, когда тебя слушают, это значит, тебя уважают. “За работу и награда”, “Друзья познаются в беде” и др.
- Рисование на тему “Мой любимый сказочный герой”.
Материал: Магнитофон, кассета. Панно “Лес”. Иллюстрации: печки, ежика, яблони, речки, избушки на курьих ножках. 4 набора героев по сказкам: “Теремок”, “Хаврошечка”, “Снегурочка”, “Сивка-бурка”. Игра “Что общего?” (Еж). Мнемотаблица “Печь”. Иллюстрации (4 шт) к сказкам. Веточка яблони. Перышки гусей. Листы бумаги серого цвета по количеству детей.
Ход занятия
Маша (воспитатель):
Как у наших у ворот
Собирается народ.
Здравствуйте, добры молодцы,
Да красны девицы.
Маша: У меня есть игра “Ворон”
Вы не против детвора?
За руки беритесь дружно. (ходят по кругу)
Ой, ребята та – ра - ра
На лугу стоит гора. (в другую сторону)
А на той горе дубок
А на дубе воронок. (Выставляют поочередно правую затем левую ноги).
Ворон в красных сапогах. (Показывают сережки).
В позолоченных серьгах
Черный ворон на дубу. (Имитируют игру на трубе).
Он играет во трубу
Труба точенная, позолоченная
(хлопают)
Труба ладная,
Песня складная.
Маша: Ой, заигралась я с вами, а про братца своего Иванушку, совсем забыла. (Отойдя чуть в сторону от детей). Нет, Иванушки, одни перышки на земле лежат.
(Беру перышки и показываю детям).
Маша: Ребята, посмотрите, чьи перышки, кто моего братца унес?
Дети: Иванушку гуси-лебеди унесли.
Маша: Милые ребята, вы мне поможете братца Иванушку найти?
Дети: поможем.
Маша: А с трудностями на пути справитесь?
Дети: справимся
Маша:
Времени терять не будем зря,
Отправляемся друзья.
Сказка двери отвори
Путь дорогу покажи.
(металлофон - музыка)
Подвожу детей к дороге (ткань на полу), которая лежит на полу у стенда с панно “Лес” (панно - закрыто тканью).
Маша: Эта дорога приведет нас в сказочный лес. Но чтобы попасть туда, нам надо выложить дорогу “сказочными” камнями. Возьмите лист бумаги и превратите его в камушек вот так (показываю, как делать) хорошо прижимайте пальчиками. Идите за мной, камушек кладите на дорогу и назовите любую русскую народную сказку. Садитесь на пенечки.
(Снимаю ткань с панно; фонограмма “лес, птицы”. Говорю загадочно под фонограмму)
Мы пришли в сказочный лес
Полон он загадок и чудес
Здесь деревья стоят
И листвою шелестят.
Реки молочные текут.
Птицы звонкие поют.
(Выключить фонограмму)
-Вот и первая загадка:
Лежала под елками
Подушка с иголками
Лежала, лежала
Да побежала.
- Кто это?
Дети: Еж.
Маша: С чем, ежика сравнивают в загадке?
Дети: с подушкой с иголками.
Маша: Что необычного сделала подушка?
Дети: лежала, лежала да побежала.
Маша (открываю картинку с ежом): Еж нас пропустит, если мы расскажем: что общего между Ежиком и картинками вокруг него?
Игра “Что общего?”
Маша: Послушайте. Ежик пьет молоко и ловит мышей, как кошка. А теперь вы ребята.
Дети отвечают.
Маша: Что может быть общего, между ежиком и пуговицами? Молодцы ребята, ежику понравилось, как вы много интересного рассказали о нем, и он пропускает нас в сказочный лес.
(Закрываю картинку с ежиком)
Маша: Идем по лесу…
Летит сова
Весела голова
Нам загадку подала
Отгадать ее пора.
“Что из угла в угол в доме не переставишь?”
Дети: Печь.
Маша: Почему, вы решили, что это печь?
Дети высказываются.
Маша (открываю картинку с изображением Печки):
Печь рисунки углем рисовала
И при этом все она мечтала.
Вы их ребята, рассмотрите
И о печке расскажите.
Мнемотаблица “ Печка”
Придумаем красивое предложение к каждому рисунку.
Дети: В доме стоит печь.
Маша: В каком доме? (большом, светлом, деревянном). Повтори. В большом, деревянном доме стоит печь.
- Печка сложена (сделана) из кирпича.
- Что могут дрова рассказать о печке?
Дети: Печку топят дровами.
Маша: Какими дровами? (сухими, березовыми). Скажем вместе: Печку топят сухими березовыми дровами.
Дети: Из трубы идет дым (какой дым? серый, белый)
Маша: Повтори. Из трубы идет серый дым.
Дети:
- На печи в кастрюле варят вкусный суп.
- Испекли вкусные сладкие пирожки с повидлом.
- На печи сушат сапоги, варежки.
- На печи греется пушистый, рыжий кот.
Маша: Бабушка читает нам русские народные сказки у теплой печки.
- Вы придумали много предложений, а теперь, кто, составит рассказ о печке? (по желанию ребенок рассказывает весь рассказ).
Маша: Печке понравился наш рассказ, и она пропускает нас.
(Закрываю картинку с печкой)
Надо, надо торопиться
Нас торопят ноженьки
Да зовет дороженька.
Вот и яблоня на пути (открываю карточку с изображением Яблони)
Ты нам Яблонька дорогу покажи,
Где нам братца моего найти.
(Показываю веточку яблони)
Веточками Яблоня качает
И игру нам предлагает.
“Яблонька наклонись”
- Вы ребята в круг вставайте. Перед вами лежат перевернутые иллюстрации. Я буду яблонька – ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:
Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (2 наклона вперед).
К доброму, к хорошему потянись, потянись (потянуться вверх).
От злого, от плохого отвернись, отвернись (опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону).
Кого яблонька заденет, тот берет иллюстрацию. Называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравиться или не нравиться.
- Почему?
- Емеля - ленивый. Что он любил делать? Лежать на печи.
- Заяц – хвастун. Как он хвастался? У меня не усы, а усищи…
- Хаврошечка – добрая, трудолюбивая. Какие добрые дела она делала? Ткала холсты, кормила коровушку, всю работу по дому выполняла…
- Лисичка - хитрая
Ребята, с кем бы вы из этих героев стали дружить? Почему?
Маша: Яблонька с нами поиграла и веточками нам дорогу к речке показала. (Закрываю картинку с яблоней).
(Садитесь на пеньки).
Вот и речка у нас на пути (открываю картинку с речкой)
Баба Яга на ступе летала, нас увидала.
Чтобы мы не прошли
Ванюшку не унесли:
Молочную речку заколдовала
и валежником закидала,
Чтобы речку расколдовать
и валежник разобрать,
Нужно пословицы о дружбе, о труде назвать.
-Ребята, вы знаете, что такое валежник? Валежник - это сухие, упавшие деревья.
- Ребята, речку мы в беде не бросим? И пословицы о дружбе, о труде вспомним.
- Кто вспомнил, назовите? (Дети называют пословицы, а я убираю деревья)
- “Друга выслушать умей, будет 100 тогда друзей”.
- “Друзья познаются в беде”.
- “Всякая дорога вдвоем веселей”
- “Кто любит трудиться, тому без дела не сидится”
- “По работе и награда”.
(Фонограмма “Речка”)
Слышите, ребята речка нас благодарит.
Маша: Сделали доброе дело и отправились по дороге смело.
(Открываю картинку с изображением Бабы Яги)
Перед нами избушка
А в избушке старушка
Кто она?
Дети: Баба Яга.
Маша:
Баба Яга хитра….
Задания любит задавать она.
Если справимся, то она отдаст нам Ванюшку. Ребята, разделитесь на три группы по желанию и располагайтесь здесь “на полянке”.
В конвертах герои сказок.
- Вам нужно внимательно рассмотреть героев, по ним угадать название сказки. (Дети выполняют задание и располагают героев на планшетке, планшетки с номерами 1.2.3.)
Чья группа выполнила задание, могут сесть на места. (Дети оставляют планшетки, и садятся на пеньки)
- Задание первой группы, кто расскажет, что у вас получилось?
- Назовите героев и скажите, из какой они сказки.
Дети: Царь, Василиса Премудрая, старик и три сына, Сивка-бурка - сказка “Сивка-бурка”.
- У вас остался еще один персонаж, почему вы его убрали?
Дети: он из другой сказки.
- Задание второй группы, кто расскажет, что у вас получилось?
Дети: Мачеха, три сестры, добрый молодец, Крошечка - Хаврошечка, коровушка, яблонька – сказка “Хаврошечка”.
- Задание третьей группы, кто расскажет, что у вас получилось?
Дети: Муха, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь – сказка “Теремок”.
- Задание четвертой группы, кто расскажет, что у вас получилось?
Дети: Снегурочка, баба, дед, подружки – сказка “Снегурочка”.
Маша: Сказки: “Сивка-бурка”, Хаврошечка”, “Теремок”, “Снегурочка” - это какие сказки?
Дети: Это русские народные сказки.
Маша: Понравились вы ребята Бабе Яге, выдержали все испытания, и она отдает нам Иванушку (Иванушка за ширмой домика).
Братца Ванечку возьмем,
И по хоженой дорожке (металлофон – музыка)
Вместе все домой пойдем.
Вот и дорога позади.
Наконец-то мы во двор пришли.
-Вы ребята всем расскажите, по какой сказке мы путешествовали? Кого повстречали?
- Ежа. Мне понравилось как Таня, и Ваня были активны в нахождении общего между ежом и картинками.
- Печку. Рассказывая о печке, Толик составил интересный рассказ.
- Яблоня. Понравилось как Коля и Ира высказывали свое мнение о сказочном герое.
- Речку. Кто запомнил, новое слово? – валежник. Что такое валежник?
- Баба Яга. Понравилось, как дружно работали все группы, хочется отметить Сашу, Любу, Таню – они защищали работу своей группы.
- Ребята, что нам помогло справиться с трудностями и найти моего братца?
Дети: дружба
По работе и награда. В саду у моего батюшки уродились яблочки:
- Если вам понравилось наше путешествие, и было интересно – возьмите красное яблочко. А если вы устали и вам было не интересно – возьмите зеленое яблочко.
Маша: Спасибо Вам ребята! Вы настоящие друзья, не зря говорят: “Друзья познаются в беде”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе"Придумывание сказки на заданную тему".
Цель:формировать умение придумывать сказку на заданную тему;учить передавать с помощью интонации различные чувства(радость,огорчение,безразличие).Оборудование: репродукция картины Б.Бакшеев "Голу...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл».
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и козёл»....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Сказка «Репка».
Обучение детей рассказыванию сказки....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «По сказкам Г.Х.Андерсена»
Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сочиняем сказку про Никельку»
Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Пересказ сказки «Лиса и козел»
Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно перед...