Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Анна Федоровна Тулаева

Конспект разработан для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_otkrytogo_zanyatiya.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в группе комбинированной направленности детей 6-го года жизни.

Тема: «Весна».

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
  2. Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
  3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Активизация словаря:

  • Весна,
  • весенние месяцы: март, апрель, май;
  • приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
  • солнце, ручеек, сосулька, птицы.

Техническое обеспечение занятия

Оборудование: магнитофон, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П.И. Чайковский, мяч, указка-сосулька.

Демонстрационный материал: мнемосхемы.

Раздаточный материал: бумага формат А4 голубого цвета на каждого ребенка, детали-заготовки для составления картинки-пейзажа на каждого ребенка, клей, салфетки.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.

Планируемые результаты:

  • воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
  • у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
  • дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
  • расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Ход НОД

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети входят в группу под негромкую музыку.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:

Здрaвствуй, небо голубое!
Здрaвствуй, солнце золотое!
Здрaвствуй, вольный ветерок!
Здрaвствуй, солнечный денек!
Я живу в родном кaю.
Всех я вaс приветствую!

(Дети встают в круг).

1. Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)

Цель: активизировать словарь детей по теме «Весна».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи.

  • Какие слова запомнил ты?
  • Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы!
  • К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? (Весна).
  • Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май).
  • Какое время года было до весны? (Зима).
  • Какое время года наступит после весны? (Лето).
  • Какое время года будет между зимой и летом? (Весна).

II. Основная часть

Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
 (Сосулька).

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот она волшебная сосулька, и я хочу с вами поиграть.

2. Игра «Волшебная сосулька».

Цель: обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать слова-признаки. 

(Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебная сосулька, тот и отвечает.Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).

Воспитатель: Весна (какая?): теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная, ветреная.

Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? (Дети встают полукругом). Давайте проверим!

3. Игра «Скажи наоборот».

Цель: развивать умение подбирать антонимы.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:

  • Зима ушла, а весна – … (пришла).
  • Зима холодная, а весна – … (тёплая).
  • Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).
  • Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
  • Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
  • Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
  • Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
  • Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).

Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!

(Дети садятся на стульчики).

4. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.

Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.

Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.

На экране схема первого предложения.

Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме.

(Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце». И так дети по всеми схемами составляют отдельные предложения).

Примеры составления предложений по мнемоквадратам: Весной… 

  • Ярко светит солнце. 
  • Тает снег.
  • Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
  • На деревьях набухают почки, появляется трава.
  • Просыпаются медведь и ежик.
  • Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
  • Просыпаются насекомые.
  • Весной появляются первые цветы – подснежники.

Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку «Подснежники».

5. Физкульминутка «Подснежники».

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).

(Дети проходят на стульчики. На экране мнемотаблица для составления полного рассказа о весне).

Воспитатель: Ребята, как будет назваться наш рассказ? (Весна). 

(Один ребенок составляет рассказ по картине).

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За вашу хорошую работу весна вам дарит вам подарки, яркие «Солнышки-медальки».

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Установка на дальнейшую деятельность.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Значит она какая? (Долгожданная!) А мы можем чем то помочь весне, чтобы она быстрей наступила?

В/о детей: Мы можем весну нарисовать, сделать аппликацию о весне и т.д.

Воспитатель: Конечно, вы сейчас самостоятельно составите весеннюю картинку-пейзаж, а потом по ней составите рассказ о весне для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники «Лесной гость»

Развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию речи детей при заучивании стихотворений с использованием мнемотехники и в игре с технологией ТРИЗ и ИКТ;- расш...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники (мнемотаблицы) во второй группе раннего возраста на тему «Весна»

Конспект будет полезен педагогам, которые используют в своей работе мнемотехнику и графическое моделирование. Цель: рассказывание стихотворение с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя.Зада...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: Путешествие по временам года

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группеТема: Путешествие по временам года...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.

Тема: Весна.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».Цель: развитие связной речи    у детей с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности По развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе. Тема « Осень»

Конспектнепосредственной образовательной деятельностиПо развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе.Тема «Осень»Цель: обучать детей пересказывать текст с наг...

Методическая разработка, конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники на тему: «Сказочная шляпа»

КонспектНепрерывно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием мнемотехники  «Сказочная шляпа»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе. Тема: «Весна»

Цель: Продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности, путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и...