Создание условий в детском саду для формирования предпосылок читательской грамотности
статья по развитию речи

Екатерина Геннадьевна Беседина

В статье рассматриваются условия для формирования предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_besedina_e.g.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседина Екатерина Геннадьевна,

воспитатель МДОУ «Детский сад №11

п. Комсомольский»

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны,

читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были еще умнее,

читайте им еще больше сказок».

Альберт Эйнштейн

Главным условием успешного самообразования гражданина является сформированность его компетенций. Об этом очень подробно изложено в концепции модернизации российского образования, которая отмечает важнейшей задачей воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Читательская компетентность в национальной программе поддержки и развития чтения понимается как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать и понимать информацию, представленную в печатной или письменной форме, и успешно использовать ее в личных или общественных целях.

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.

Не только дома, но и в садах мы – взрослые должны организовать все необходимое для того, чтобы наши дети приобщались к чтению и любили книгу, для того чтобы повышать уровень читательской грамотности. Именно поэтому очень важно воспитателю создать грамотную и функциональную предметно-развивающую среду, которая будет формировать предпосылки читательской грамотности детей в дошкольной организации.

Поэтому в группах регулярно обновляется содержание книжных центров, развивающая предметно-пространственная среда пополняется новыми объектами, которые стимулируют и мотивируют речевую и социальную активность дошкольников. Чаще всего эти объекты созданы руками педагогов и родителей.

С целью создания условий для развития читательской компетентности дошкольников мы используем разнообразные формы, приемы и методы взаимодействия участников образовательного процесса, которыми хотим сегодня поделиться.

Акция Буккроссинг «движение книг» от человека к человеку. Любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.

Литературная викторина такая форма работы с дошкольниками, которая требует от детей проявления определенных читательских знаний. Это игра в ответы на вопросы по сюжетам книг. (Крокодил).

Тематические выставки (Выставка белгородских писателей)

Особое внимание в формировании читательской грамотности у детей дошкольного возраста мы уделяем работе с педагогами. Наиболее успешными являются интерактивные формы, которые помогают уточнить и систематизировать знания педагогов по детской литературе, повысить их профессиональную компетентность; помогают поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы и поиску новых идей, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста.

Педагоги с удовольствием и интересом включаются в работу, тщательно изучают методическую и художественную литературу, самостоятельно разрабатывают и делятся друг с другом методическими разработками.

Родители активные участники всех наших мероприятий: конкурсов, акций, мастер-классов, литературных чтений, совместных экскурсий. Тесное взаимодействие с семьями позволяет заинтересовать воспитанников и их родителей предстоящим чтением, создать атмосферу поиска, а также расширить границы творческой способности дошкольников, привить детям потребность к регулярному чтению.

Мастер-классы для родителей.

Акции («Моя домашняя библиотека», «Читаем детям», «Семейный библиокросс)

Современные формы работы: qr-библиотека, интерактивные плакаты.

Особенно важным для нас является включение социальных партнеров в организацию и проведение экскурсий, литературных праздников, оформление литературного пространства в группах и детском саду, связанного с книгой.

Акция «Волшебный рюкзачок», онлайн-экскурсия в библиотеку, онлайн-викторина «Умники и умницы»

В результате целенаправленной, систематической, планомерной работы по формированию читательской компетентности у детей дошкольного возраста педагоги дошкольного учреждения:

  • создают информационно-методическую базу для качественной работы в этом направлении;
  • сохраняя традиции, обновляют методы и формы работы с детьми;
  • расширяют и обогащают зону читательского кругозора воспитанников, что способствует формированию у ребенка-дошкольника компетенций «грамотного» читателя для последующего успешного обучения в школе;
  • обновляют формы сотрудничества с семьей, с целью возрождения культуры совместного семейного чтения;
  • а самое главное помогли найти родителям в своем плотном рабочем графике и загруженном режиме дня время для чтения книг ребенку.

Список литературы:

1. Белоусова, Л.А. Добрые досуги по произведениям детских писателей/ Л.А. Белоусова. – М.: Детсво-пресс, 2004 г. – 124 с.

2. Рыжова, Л.В. Методика работы со сказкой/ Л.В. Рыжова. – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 96 с.

3. Ушакова, О.С. Знакомим с литературой/ О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. – М.:Т.Ц., 1999. – 141 с.

4. Шипицина, Л. М. Азбука общения (для детей от 3 до 6 лет)/ Л.М. Шипицина, Т. А. Нилова. – М.: Детство-пресс, 2004 г. – 129 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...

Игра на формирование предпосылок читательской грамотности

Игра со сказками для детей 4-5 лет по формированию предпосылок читательской грамотности...

«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»

   Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с помощью применения многофункциональных пособий

Двадцать первый век – это век компьютерных технологий. Век, в котором господствует телевидение, компьютерные игры. Современные дети предпочитают проводить много времени с гаджетами, отодвигая кн...

Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ

Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...

Формирование предпосылок читательской грамотности дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Брусничка»  Выступление на тему:«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через иг...