Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Киселева Ксения Сергеевна

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskiy_stroy_rechi.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Уже в возрасте трех лет, с помощью конструкций простого распространенного предложения, дети употребляют категории числа существительных и глаголов, времени, лица и т. д. При типичном варианте развития речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с OНP, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

У детей с ОНР нарушены процессы овладения и морфологическими, и синтаксическими единицами. У данной группы детей обнаруживаются затруднения как в выборе грамматических средств, для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Формирование грамматического строя речи детей – сложный и длительный процесс, поэтому, чтобы этот процесс приносил, ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка.

В современных условиях ограниченного взаимодействия логопеда с детьми и родителями могут быть использованы различные формы работы, такие как онлайн занятия, онлайн консультации, готовые уроки или отдельные задания. Но я хотела бы представить практические задания и приемы для закрепления  родителями грамматических категорий в домашних условиях по теме  «Посуда».

Игра «Большой - маленький»

Цель: образование и употребление уменьшительно – ласкательных форм имен существительных:

Содержание:

За столом сидят два медведя, большой и маленький. Ребенку предлагается распределить предметы посуды для этих медведей:

Большому медведю я поставлю большую кружку, а маленькому – кружечку.

Тарелку – тарелочку

Вилку – вилочку

Стакан – стаканчик.

Игра «Назови предметы»

Цель: образование и употребление множественного числа имен существительных в Винительном падеже.:

Содержание:

Взрослый показывает и называет один предмет посуды, а ребенку предлагается назвать несколько таких предметов:

Чашка – чашки

Кастрюля – кастрюли

Вилка – вилки

Тарелка - тарелки

Игра «Чего не стало?»

Цель: образование и употребление имен существительных в Родительном падеже:

Содержание:

Перед ребенком стоит несколько предметов посуды. Ему предлагается закрыть глаза, в это время убирается один предмет. Ребенок должен назвать, чего не стало:

Не стало чашки

Не стало кастрюли

Не стало вилки

Не стало тарелки.

Игра «Один много»

Цель: образование и употребление имен существительных во множественном числе Родительном падеже.:

Содержание:

Взрослый показывает и называет один предмет посуды, а ребенку предлагает назвать много таких же предметов:

Чашка –  много чашек

Кастрюля –  много кастрюль

Вилка – много вилок

Тарелка – много тарелок

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: образование и употребление относительных прилагательных:

Содержание:

Перед ребенком стоит посуда, изготовленная из разных материалов.

Взрослый предлагает назвать предметы посуды:

кастрюля из алюминия (какая?) – алюминиевая

блюдце из фарфора (какое?) – фарфоровое

стакан из стекла (какой?) – стеклянный

вилка из металла (какая?) – металлическая

кувшин из глины (какой?) – глиняный

Игра «Накрой на стол»

Цель: развитие понимания и употребления предложных конструкций.

Содержание:

Кукла Маша ждет друзей в гости и накрывает на стол. Поможем ей.

Нужно поставить тарелку НА стол

кружку ЗА тарелку

вилку ОКОЛО тарелки

ложку В тарелку

салфетку ПОД тарелку

и т.д.

Затем ребенок должен рассказать куда Маша положила предметы посуды (Маша положила ложку В тарелку. И т.д.).

Игра «Сосчитай»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал.

Содержание:

К Незнайке в гости придут 5 друзей. Поможем накрыть на стол и сосчитать предметы посуды:

Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек.

Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек.

Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов.

И т.д.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: развитие умения согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Содержание:

Взрослый бросает мяч ребенку и называет словосочетания, ребенок должен исправить ошибку и бросить мяч обратно:

красный чашка

железный вилка

большой кастрюля

горячая чайник

круглый блюдо

Игра «Ассоциации»

Цель: развитие речевых ассоциаций.

Содержание:

Взрослый передает ребенку «волшебную» палочку и называет какой-либо конкретный признак предмета, ребенок добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком и возвращает палочку взрослому.

глубокая (кастрюля, тарелка, кружка)

стеклянный (стакан)

синий (чайник, поднос)

маленькая (ложка)

и т.д.

На примере данных дидактических игр и приемов можно отработать в домашних условиях грамматические категории по лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Школьные принадлежности».  При этом родитель может использовать реальные предметы игрушки или картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

"Работа над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи."

Методические рекомендации и примеры дидактических игр, которые можно использовать для работы над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

 Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...

Реферат по теме: «Формирование пространственного восприятия как психологической базы для усвоения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ОНР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющей структурно...

Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия  ребенка...

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....