Приемы и методы ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Маликова Анна Сергеевна

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_triz.docx15.51 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Название метода

Цель

Характеристика

Примеры адаптации для дошкольников

Метод мозгового штурма

Учить давать большое  количество  идей, в том числе самых фантастических      в   рамках   заданной  темы и найти одну наиболее удачную.

Это   построенный особым   образом  коллективный  метод  или  поиск  нетрадиционных  путей решения  проблемы.

Как уберечь продукты от мышей?

Я- друг героя и ему помогу.

Метод «Синектика»

Развивать у детей творческого мышления, памяти.

Этот метод предлагает поставить себя на
место кого (чего) – либо. Метод работает как метод эмпатии, дети представляют себя каким – то конкретным предметом или явлением.

Эмпатия: Изобрази будильник

Прямая аналогия: Вертолет-аналогия стрекозы.

Фантастическая аналогия: Нарисуй радость.

Метод фокальных объектов

Учить выявлять  все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Игра «Изобретатели» предлагает малышам сконструировать предметы мебели, технические приспособления, необычные здания, придумать несуществующее фантастическое животное.

Метод «Системный анализ»

Определять  роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому  элементу.

Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.

Почему  идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д

Метод морфологического анализа

Выявить  все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Для работы используется морфологическая таблица.

Фантастическое животное: животное  с  головой  зайца, туловище  крокодила, хвостом  лисы  и  ногами  жирафа.

Метод «Золотая рыбка»

Разделить  ситуации на составляющие (реальную и фантастическую),  с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

 Метод снимает слои реальности и выявляет ту центральную идею, которая легла в основу необъяснимого фантастического процесса, явления, события. Не рекомендуется для детей младше 6 лет.

Сказка Пушкина А.С. «Золотая рыбка»

Былины о Илье Муромце

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками)

Помочь  решить проблему знакомства детей с явлениями в неживой природе.

Все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному: МЧ твердого вещества крепко держатся за руки, МЧ жидкого вещества- стоят рядом, МЧ газообразного вещества- бегут.

Сосулька зимой не тает. Почему? МЧ льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. МЧ перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Лед превратился в  воду. Солнце греет сильнее, МЧ  разбежались. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась.

Методы и приемы ТРИЗ, адаптированные для детей дошкольного возраста



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сказочное путешествие» с использованием технологии ТРИЗ

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

«Сказочное путешествие» с использованием

технологии ТРИЗ

                                                                                 Составила воспитатель:

                                                                                                       Маликова А.С.

Задачи:

Воспитательные.

- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим;

Образовательные.

- обучение элементам техники выразительных движений: умение правильно выражать эмоции удивления, страха, радости посредством мимики.

- обогащение словаря детей посредством слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение.

- учить отвечать на вопросы полными ответами.

Развивающие.

- ориентировки в пространстве;

- быстроты реакции;

- координации слова с движением;

- развитие у детей внимания;

- Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь;

- развитие моторики.

Приемы и методы технологии ТРИЗ, используемые на занятии:

-Фантазирование

-Мозговой штурм

-Игры-противоречия

Основные принципы в работе:

- Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное.

- Каждый ребенок принимается таким, какой он есть.

- Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.

- Положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.

- Большое внимание уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы. Так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценки со стороны взрослого.

- Создание на занятиях чувства безопасности, благодаря чему дети могут свободно исследовать и выражать свое Я.

Оборудование:

-разноцветные бумажные кораблики

-емкость с водой

-пиктограммы с изображением эмоций

-фигуры животных (игра- подбери правильно)

-конверты

-разрезная картинка солнышко

-зеркала маленькие

-смайлики

-конструктор-лего

-набор карточек цифр

-телевизор для показа картин

-аудио-запись звуки воды

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Орг. момент (встали в круг)

   Когда люди встречаются, принято здороваться! Я предлагаю нам с вами это сейчас сделать. А делать мы будем это разными способами!

Можно сказать, всем «Здравствуйте».

А как можно поздороваться молча? (дотронуться рукой, моргнуть глазами. Киваем головой, помахать и т. д.) Молодцы!

   Давайте мы с вами повторим правила, как мы себя ведем на занятиях и играх:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ты ответить, не шуми,

Только руку подними.

   - Скажите вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну, побываем на разных островах, нас ждут невероятные приключения и множество загадок. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

    - А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы, о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.) Давайте представим, что это море, и мы поплывем по нему каждый на своем кораблике.

   - Ребята, а какая в нашем море вода (спокойная) Как вы думаете, поплывет ли по такой воде кораблик и как? А что необходимо кораблику, чтобы он поплыл? (ветер) А мы сможем сделать ветер? Как? (подуть) Что будет, если мы будем сильно дуть? (кораблики перевернутся и утонут) Значит надо дуть потихоньку, осторожно.

   Дети выбирают себе кораблик понравившегося цвета и запускают его в воду. Дуют на него, чтобы он поплыл.

2. Основная часть.

   - Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Наверно жители страны думали, что дети придут сюда невоспитанные, которые не умеют быть вежливыми, и они в свою страну не хотят никого пускать. Может мы покажем, что мы не такие и знаем много вежливых и добрых слов? Мы сейчас возьмем клубочек добрых слов и их попросим нас пустить.

Игра «Клубочек добрых слов».

   Дети передают клубок друг другу, при этом каждый называет какое-то «доброе слово»

   Воспитатель: Ребята вы сказали столько добрых слов, что на душе стало тепло и хорошо. И наш замок тоже не выдержал, открылся. Добро пожаловать в сказочную страну!

- Вот и первый остров сказочной страны.

- Как вы думаете, ребята, как он называется? (дети смотрят на пиктограмму УДИВЛЕНИЕ)

 - Чему мы можем удивиться?

(дети изображают удивление с помощью мимики, смотрят на себя в маленькие зеркала).

- На этом острове живут необычные животные, посмотрите, что с ними не так?

(перепутаны части от них) Разве такое может быть на самом деле? Поможем им?

(дети подбирают правильные половинки животных).

- Молодцы, вы все правильно сделали, и они нам очень благодарны. За это нам дарят волшебный конверт, который можно будет открыть только в конце нашего путешествия. Возьмем конверт с собой и пора дальше нам.

- Посмотрите ребята, а вот и следующий остров, как вы думаете, как он называется? (дети смотрят на пиктограмму СТРАХА, пробуют изобразить, смотрят в зеркала).

   А почему нам может быть страшно?

  Вот и в этом сказочном городе произошло несчастье, поднялся ураган и разрушил все дома. Но мы же с вами обязательно поможем и не оставим в беде?

- Конструирование. Детям берут карточки с цифрами и им необходимо построить дом, у которого будет столько этажей, сколько значит цифра.

Дети строят дома расставляют их в городе, украшают. Пока все делали-Появился второй конверт.

- Как вы думаете, хороший поступок мы с вами сделали? А нам пора дальше.

Ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «хорошо-плохо». В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.

   РОЗА-хорошо, что она красивая, а плохо то, что у нее шипы и можно уколоться.

МОРОЖЕНОЕ - хорошо, что вкусное, а плохо, что можно заболеть.

ВЕЛОСИПЕД - хорошо кататься, плохо, что можно упасть.

ИГЛА - хорошо, что шьет, а плохо, что можно уколоться.

ЧАЙНИК- вскипятить чай, плохо, что обжечься.

- А Вот посмотрите и третий остров у нас на пути. Как он называется (смотрят на пиктограмму РАДОСТИ, изображают и смотрят в зеркала).

- Чему мы радуемся?

- А сказки могут радовать нас? (конечно, в них добро всегда побеждает зло) Много вы знаете сказок?

- Предлагаю нам поиграть в игру со сказками. Будем смотреть картинку сказки и отвечать на вопрос. Готовы?

- Кто самый сильный в сказке Репка? (дед, хотя помогла мышка)

- Как в сказке «Курочка Ряба» сделать так, чтобы яичко золотое не разбилось, хотя мышка все равно пробежит и махнет хвостиком (положить его в тарелочку, сделать в столе ямку, накрыть его чашкой и т. д).

- В сказке «Колобок» как он должен сделать так, чтобы и песенка была услышана, и живым нужно остаться? (залезть на голову. На спину и т. д.)

- В сказке «Маша и медведь» как сделать Маше так, чтобы медведь отпустил ее сам? (притвориться больной, хулиганить, ничего не варить ему и т. д.)

- Смотрите, пока мы играли у нас появился третий конверт.

 

- Мы столько сделали сегодня добрых дел, что появилась даже часть солнышка в сказочном городе.

-Как вы думаете, где остальные могут быть части? Думаю, пора посмотреть, что в наших конвертах.

Открываем конверты и собираем солнышко!

- Посмотрите, дети, мы с вами своими добрыми делами, вежливыми словами, своими знаниями и терпением преодолели все задания.

- Какие хорошие поступки и дела мы сделали? (вернули животным правильный облик, собрали разрушенные дома)

- Вам понравилось? – Какой остров понравился больше и на каком бы вы хотели остаться

 -Что было сложно, а что совсем легко?

- Предлагаю вам подарить гостям смайлики - улыбки, а в ответ попросим их улыбнуться нам, чтобы у всех всегда было хорошее настроение!

Звучит песня «УЛЫБКА».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики в современном дошкольном образовании.

Опыт работы по применению ТРИЗ-педагогики в детском саду....

Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

     Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

Семинар-марафон для педагогов детского сада «Методы, приемы и игры ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании»

В ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Для того, что бы систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики, ...

Методы, приемы и игры ТРИЗ-педагогики в дошкольном образовании

1. Прием “Хорошо-плохо” (метод противоречия).2. Игра «Да-нетка» (метод сужение поля поиска).3. Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко.4. «Составление лимерика&raq...

Буклет Игры разума использование приемов и методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовании

ТРИЗ теория решения изобретательских задачØ - это возможность научить детей мыслить творчески и креативноØ - основы системного-функционального подхода, диалектического,  образно-ассоц...