Буклет Игры разума использование приемов и методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовании
методическая разработка

Шатаева Ольга Васильевна

 

 ТРИЗ теория решения изобретательских задач

Ø - это возможность научить детей мыслить творчески и креативно

Ø - основы системного-функционального подхода, диалектического,  образно-ассоциативного мышления

Ø - алгоритмы решения творческих задач и умение детей использовать инструменты ТРИЗ в жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_triz_v_dou.docx563.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Круги Луллия»

Это универсальное пособие можно использовать в разных образовательных областях: художественно-эстетическое развитие, познавательное, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Это средство многофункционального характера и делает процесс обучения не только интересным, но и увлекательным. Используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игры. Игра развивает внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект.

  • 1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.)

2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например, лист березы клякса черного цвета. Березовый листок может быть черного цвета ночью.)

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.

4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

8 фактов о ТРИЗ

  • ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «творчество во всем».
  • ТРИЗ  дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению.
  •  ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Около 30 лет в детских садах России осваивают ТРИЗ.
  • ТРИЗ не заменяет основную образовательную программу, а максимально увеличивает ее эффективность.
  •  Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
  • ТРИЗ дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.
  • ТРИЗ не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее G:\на ярмарку\стендовый доклад\печать\рисунки связки\252737cde221d2b781572223eaaafc9c.jpg
  • ТРИЗ работает на принципах педагогики находить.сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров. 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД п. ОКТЯБРЬСКИЙ

РЫБИНСКИЙ МР

Игры разума
использование приемов и методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовании

G:\на ярмарку\стендовый доклад\печать\рисунки связки\chelovechek_mozg_1363.jpg

Воспитатель 1 категории

Шатаева О.В.

2019

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта…

Генрих Саулович Альтшуллер

G:\на ярмарку\стендовый доклад\печать\рисунки связки\Chelovechek-s-voprosom.jpg

ТРИЗ для дошкольников

  • - это возможность научить детей мыслить творчески и креативно
  • - основы системного-функционального подхода, диалектического,  образно-ассоциативного мышления
  • - алгоритмы решения творческих задач и умение детей использовать инструменты ТРИЗ в жизни

 Примеры игры и упражнений

«Поиск аналогов» — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины).

 «Поиск противоположного объекта» — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый).

«Хорошо–плохо» — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон.

«Да–Нет» — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”.

« 4 – й лишний» .Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

Технология ТРИЗ в дошкольном образовании

Описание использования технологии ТРИЗ( теория изобретательских задач)  в дошкольном образовании...

Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «ТРИЗ» в дошкольном образовании

Методические рекомендации по использованиюпедагогической технологии«ТРИЗ»в дошкольном образовании...

Практико значимая работа "Приемы внедрения информационных технологий в процессе дошкольного образования"

В связи с модернизацией образования изменилось его содержание, изменились задачи, которые общество поставило сегодня перед педагогом. Актуальность, значимость и новизна информатизации образовател...

Использование методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении .

Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личнос...

Технология ТРИЗ в дошкольном образовании

Технология ТРИЗ в дошкольном образовании.Каждый ребенок изначальноталантлив и даже гениален, но егонадо научить ориентироваться всовременном мире, чтобы приминимуме затрат достичьмаксимум эффекта....

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной ко...