Составление рассказа по картине В Сурикова "Взятие снежного городка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Составление рассказа по картине В Сурикова "Взятие снежного городка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.46 КБ |
![]() | 387.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы занятия по развитию речи
«Беседа по картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»
Воспитатель: Лемтюгова Т.И.
Возрастная группа: старшая
Форма организации: фронтальная
Тема беседа: «Беседа по картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»
Цель беседа (для детей): формирование у детей целостных представлений и систематизация знаний о культуре и истории родного края.
Планируемый результат:
- ребёнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном крае, достопримечательностях и традициях;
- ребёнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан;
- ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией.
Оборудование и материалы: проектор, ПК, презентация, лист бумаги.
Название этапа | Вопросы по содержанию беседы |
Начало беседы | Включается видеоролик на экране. Профессор говорит (герой): - «Дорогие дети, мы проводим опрос сибиряков, кто знает вот эту картину, её автора. Показ на проекторе слайда с картиной «Взятие снежного городка» В.И. Сурикова. Профессор: Очень жаль, что правильных ответов нет/мало. Чтобы стать настоящими красноярцами нужно знать историю своего края, людей его прославивших. Мы перезвоним вам через 20 минут, и вы расскажите, что узнали. Воспитатель: Дети, что же будем делать, где стоит искать информацию? (предположения детей). - Из всех предложенных вариантов, нам сейчас доступен только выход в интернет. Набирает вопрос предложенный детьми |
Основная часть | На экране появляется фото В.И. Сурикова. Воспитатель: Кто из вас может сказать, чей это портрет? (ответы детей) - Это великий, русский художник Василий Иванович Суриков - наш земляк. Он родился и всё своё детство прожил в Красноярске. Когда он начал писать картины, то чаще всего это были пейзажи, затем исторические картины. Сейчас эти картины выставлены в самых лучших музеях нашей страны и мира. Я предлагаю посмотреть на некоторые из них. Показ слайдов с картинами и чтение четверостишия: «Дорогие картины красуются В самых лучших музеях страны Поколение мира любуется Мастерством живописца земли!» - Сегодня нам предложили больше узнать вот об этой картине (слайд). - Как вы думаете, как называется эта картина? (предположения детей). - Внимательно рассмотрим эту картину. Посмотрите, что изображено в центре картины? Дети: предполагаемые ответы (крепость). - Как вы думаете, из чего она сделана? Дети: предполагаемые ответы (из снега). - Она уже разрушена, потому что игра идет к концу. Кто разрушил ее? Дети: предполагаемые ответы (всадник на коне). - Посмотрите, как быстро скакал конь, прыгнул высоко и сумел разрушить крепость. А здесь изображены защитники крепости. Что они делают? Дети: предполагаемые ответы (они машут ветками, кричат, свистят. - Зачем, как вы думаете, они машут ветками и кричат? Дети: предполагаемые ответы (хотят испугать всадника на коне, чтобы он не смог разрушить их крепость). - Посмотрите на лица защитников, как вы думаете, они огорчились от того, что их городок разрушен? Дети: предполагаемые ответы (защитники не расстроились, ведь это всего-навсего игра). - Посмотрите, кто изображен на заднем плане картины? Дети: предполагаемые ответы (зрители). - Какое время года и суток изобразил художник? Дети: предполагаемые ответы (зима, день). Физминутка «Зимние забавы» - А ещё предлагаю вам узнать историю написания картины. Она такова: будучи еще ребёнком, родители возили Васю на праздник Масленицу в деревню Торгашино, к родственникам. Там он и увидел, как на черном коне проскакал по площади победитель, «взявший снежный городок». Однажды брат Саша предложил написать картину «Взятие снежного городка». Построить снежную крепость из снега и льда с башнями и зубцами, согласилась молодежь, что и сделала за три дня. Местом определили площадь, которая есть в Торгашино и в настоящее время. Василия Ивановича идея увлекла: он с удовольствием собирал материалы, искал лица для толпы на картине. Участниками были молодые парни из близлежащих деревень. Со всей округи съехался нарядный люд, поглазеть на зимнюю народную забаву. Так была написана картина В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». - Мы с вами являемся потомками тех сибирских казаков, и с радостью продолжаем русские народные традиции, которые для нас не что иное, как зимние забавы. Дети, какие вы знаете зимние забавы? Я сказала, что художник хорошо всматривался в лица людей, чтобы правильно их передать в картине. Я же предлагаю вам стать словесными художниками. Мы поиграем в игру «Замочная скважина». Я сейчас накрою картину листом бумаги на котором есть прорезь, я наведу прорезь на одного из людей на картине и опишу его вам, а вы должны будете найти его на картине на экране. (образец воспитателя, затем 2-3ребёнка выполняют роль водящего) |
Заключительная часть | - У нас опять видеозвонок. Профессор: «Ну что, дети, я надеюсь, вы можете рассказать о своих новых знаниях». Предлагаю поделиться ими. Дети рассказывают, что узнали о картине и её авторе. Профессор благодарит детей и приглашает посетить места, где можно ещё много узнать о В. И. Сурикове. - Какие вы молодцы! Рассказали профессору о картине и её участниках! - А что вам понравилось с сегодняшнего занятия? - А что запомнилось – что вы сможете рассказать своим родственникам и друзьям? - В следующий раз мы рассмотрим и другие знаменитые работы великого художника Красноярского края! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Взятие снежного городка»
Василий Иванович Суриков (1848 – 1916) В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый. И край-то какой у нас… Про нас говорят: «Краснояры – сердцем яры». В.И.Суриков
Тема и идея картины Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи. В.И.Суриков Тема. Удаль, сила, героизм и красота человека. Идея. Прославление мощи народа.
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
«Переход Суворова через Альпы»
«Степан Разин»
Погружение в картину Как организовано пространство? Чему посвящёна центральная часть полотна? Что мы видим справа? Кто изображён слева? Что объединяет персонажей картины? Подберите определения, эпитеты к слову игра Задорная, захватывающая, увлекательная
Всадник и конь Подберите синонимы, обозначающие главного героя картины. Казак, победитель, противник Опишите его а) фигуру, позу стремительное движение, слилась с конём, охвачены азартом, подался вперёд, напряжённо сдерживает, разгорячились, сбивает фигуры б) взгляд, глаза горят удалым огнём, устремлён вперёд
Конь Опишите фигуру коня в мощном прыжке переносит, из-под копыт летят комья снега Охарактеризуйте коня молодой, раздутые ноздри, сверкает огненными глазами, грива разметалась, закусил удила , норовистый Норовистый (прост.) – упрямый, с норовом. Удила – приспособление из железных стержней, прикреплённых к ремням узды и вкладываемых в рот лошади. ( Закусить удила – зажать так, что они не действуют )
Защитники Опишите действия, чувства обороняющихся. Каким изображён юноша на ближнем плане? Чем отличается от него подросток поодаль? Бекеша – мужское пальто в талию со сборками.
Зрители Каковы позы сидящих? Кошева (сиб.) – розвальни, дорожные сани Опишите лица.
Распределите глаголы в соответствии с действиями персонажей Располагаться, прорваться, стегать, пугать, разметаться, подбадривать, пробиться, нестись, ворваться, разбивать, хохотать, толпиться, сшибать, слиться, сверкать, разгорячиться, сбивать, сдерживать, лететь, закусить (удила), размахивать, успеть, перескакивать, следить, приветствовать, грозить, веселиться, сжимать, защищаться. казак конь защитники зрители
План. Вступление (сведения о художнике). Основная часть: а) тема, сюжет и композиция картины; б) бесстрашный всадник и конь; в) отважные защитники снежного городка; г) увлечённые зрители. Заключение (идея картины, мои впечатления).
Источники https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=895c606ad9bc478abcf7594322c6813c&n=33&h=215&w=388 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=89bd8f278d8045b5183f5b8779b92666&n=33&h=215&w=186 http://diafilmy.su/uploads/posts/2014-11/1417294604_10.jpg http://www.gallery30.ru/data/pages/news/images/preview.kopiya_kartiny_Perehod_Suvorova_cherez_Alpy.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a1fbd75c0d1bbed854127b2dbe99dd29&n=33&h=215&w=400
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Составление рассказа по картине" «Сюрпризы Снежной королевы»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:учить составлять отдельные предложения и общий рассказ по картинке;развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей; использова...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»
Составление рассказа, развитие речи...

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.
Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»
Материал представляет собой конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...