Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп.
Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_nod_dlya_uchiteley.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе на тему:
«Составление описательного рассказа по репродукции картины
Образовательная область:
«Коммуникация»
Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения; совершенствовать монологическую речь детей, развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, учить рассказывать связно, плавно, эмоционально, узнавать образы осенней сказки в звуках музыки, стихах, картине художника. Обогащать словарь детей.
Интеграция образовательных областей:
«Чтение художественной литературы»
Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
«Познание»
Закрепить знания детей об осенних месяцах.
«Художественное творчество»
Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности; приобщать к изобразительному искусству.
«Музыка»
Развивать у детей способность эмоционально воспринимать музыку.
Приобщать к музыкальному искусству.
Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», видео слайды с осенней тематикой, видеопрезентация с произведениями известных художников, музыкальная запись произведений из альбома «Времена года» «Ноябрь» П.И. Чайковского.
Непосредственно образовательная деятельность
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Восп. Ребята, посмотрите, какие предметы лежат у меня на столе?
Дети. Ручка, блокнот, микрофон.
Восп. Как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы?
Дети. Журналистам.
Восп. Где работают журналисты?
Дети. На телевидении, радио, в редакциях журналов, газет.
Восп. Какие должны быть журналисты?
Дети. Умные, честные, правдивые, смелые, отважные, грамотные.
Восп. А вы хотите сегодня стать журналистами и создать свой журнал?
- Ребята, наша природа всегда прекрасна, но есть одно время года, которое дарит людям особенную красоту! Природа вспыхивает ярко, загорается, а потом засыпает глубоким сном до весны. Темой нашего журнала будет ответ на загадку. Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья. О каком времени года говорится в этой загадке?
Дети. В этой загадке говорится об осени.
Восп. Правильно вы отгадали загадку. Красоту и величие русской природы осенью воспевают художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой.
Восп. А какие периоды осени вы знаете?
Дети. Ранняя осень. «Золотая осень». Поздняя осень.
Восп. А какой сейчас период осени? (Поздняя осень)
Восп. Вот и мы наш журнал посвятим осени.
Перед вами первая страница нашего журнала. Подумайте, как мы назовем наш журнал? Слайд № 1.
Дети. «Осеннее чудо», «Осеннее волшебство», «Осенняя сказка», «Осень – волшебница».
Восп. Наверно больше подойдет к этой сказочной красоте название – «Осенняя сказка».
А вот и вторая страница нашего журнала. Посмотрите какая она весёлая, как будто сама осень приглашает нас поиграть. Слайд № 2.
На странице – игралочке мы поместим пословицы и поговорки об осени. Какие вы знаете пословицы и поговорки?
Дети. Большой урожай рябины - к большим морозам. Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы. Осень - время собирать урожай. Теплая осень - к долгой зиме. От осени к лету повороту нету. Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши! Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна. День прозевал — урожай потерял. И др.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Восп. Ребята, Волшебница Осень приготовила нам игру, - насыпала листьев во время листопада! Выберите себе понравившийся листок.
Поиграем в игру: « С какого дерева лист?» (дети, стоя в кругу, поднимают свой листик над головой и объясняют) Называйте по кругу.
Дети. Кленовый листик упал с клёна. С рябины упал рябиновый лист. От осины – осиновый листок. С каштана упал каштановый листочек. От берёзы берёзовый листик. Липовый листик упал с липы. От дуба – дубовый листок. Ивовый листочек от ивы.
Восп. Хорошо! Ребята, Осень приготовила для вас чудо-дерево (показываю дерево, нарисованное на большом листе) без листочков. На нём могут расти листики от любого дерева, потому что оно сказочное! Нарядим дерево осенними листочками и скажем, какими бывают листья?
(дети подходят к чудо - дереву и, называя, прикрепляют к нему по одному листочку)
Дети. Багровые, бардовые, оранжевые, жёлтые, холодные, разноцветные, золотые, мокрые, расписные, яркие, шуршащие, сухие, опавшие, шумящие, летящие, падающие, кружащиеся, танцующие…
Восп. Замечательно! А что листья делают на ветру?
Дети. Листья кружатся, шуршат, колышутся, трепещут, качаются, шепчутся, шевелятся, шумят…
Восп. А как листья летят?
Дети. Плавно, тихо, бесшумно, легко, медленно…
Восп. Молодцы. А теперь давайте присядем на стулья и перейдём к третьей странице нашего журнала. Она - поэтическая. Вы узнали чьи это портреты?
Слайд № 3.
Дети. Портреты поэтов Пушкина А.С. и Есенина С.А.
Восп. Мы с вами учили наизусть отрывки из стихотворений об осени этих авторов.
Кто хочет их рассказать? (Дети читают наизусть)
С.А. Есенин
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдёт, зайдёт и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
А.С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Восп. Прекрасные стихи об осени. Да действительно поэты в своих стихах превосходно описали красоту осеннего леса. И передали нам свой восторг.
Восп. Переходим к следующей странице нашего журнала – художественной.
Давайте теперь посмотрим как художники передавали в своих произведениях любовь к родной природе. Я предлагаю вам насладиться красотой картин известных художников, а поможет нам в этом прекрасная музыка. Слайд № 4, 5, 6, 7, 8, 9,10,11,12.
(дети смотрят видео презентацию картин известных художников под музыку П.И. Чайковского «Времена года» ноябрь)
Восп. Вы узнали какое музыкальное произведение прозвучало?
Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом?
Дети. Картины называются пейзажем.
Восп. Почему вы так решили, что такое пейзаж?
Дети. Пейзаж – это картина, на которых изображена природа.
Восп. Многие художники посвятили свои картины осеннему времени года. Несколько картин об осени написал И.И. Левитан. Слайд № 14. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года.
Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где не было полотен известного русского художника – пейзажиста И.И. Левитана.
Какие картины этого художника вам приходилось видеть?
Дети. Картины: «Весна. Большая вода», «Берёзовая роща».
Восп. Предлагаю поместить в нашем журнале статью о картине И.И Левитана «Золотая осень».
А пока вы внимательно будете её рассматривать, я почитаю стихотворение Тютчева Ф.И «Осень»
Есть в осени первоначальной Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Короткая, но дивная пора - Но далеко еще до первых зимних бурь -
Весь день стоит как бы хрустальный, И льется чистая и теплая лазурь
И лучезарны вечера: И льется чистая и теплая лазурь
Восп. Какое время года изобразил Левитан и почему вы так думаете?
Дети. Я думаю, что на картине изображена осень, потому что на деревьях много жёлтой листвы.
Восп. Как вы думаете, где происходит действие?
Дети. Художник нарисовал осенние поля, деревья, холодную реку, а вдали лес.
Восп. Какая часть суток?
Дети. Мне кажется, что это начало дня, потому что день светлый и ясный.
Восп. Каким вы видите небо?
Дети. Художник нарисовал чистое голубое небо.
Восп. А что можно сказать про солнце?
Дети. Солнце уже не греет так сильно, но всё равно блестит.
Восп. Опишите погоду. Ветреная она или нет?
Дети. Погода безветренная. Ветерок тихо шевелит листвой.
Восп. Поиграем в игру: «Подбери сравнения». С чем можно сравнить осенние деревья? Рассмотрите, на что они похожи?
Д: - Деревья в блестящих платьях. Осенние деревья в оранжево-жёлтых нарядах. Деревья, как в сказке, сверкают.
Восп. Молодцы! На что похожи листья?
Дети. Листья похожи на золотые кружочки. Листья похожи на разноцветных мотыльков. Листья похожи на летающих жёлтых бабочек. А если листья в воде, то они похожи на золотых рыбок.
Восп. Умницы! Не забывайте эти сравнения, когда будете сочинять свой рассказ. Ребята, а трава только зелёная?
Дети. Нет, трава уже начинает вянуть. Трава стала сохнуть.
Восп. Посмотрите на поле, на реку, они выглядят так же, как летом?
Дети. Нет, река и поле выглядят по-другому. Поле вдали только засеяли. Река спокойная, холодная. Она отражает голубое небо, но выглядит темнее.
Восп. Какими красками написана картина?
Дети. Художник нашёл яркие краски, чтобы изобразить «золотую осень».
Восп. Какие цвета преобладают у художника?
Дети. Левитан брал жёлтые, оранжевые, голубые краски.
Восп. Почему ему захотелось нарисовать такую картину?
Дети. Я думаю, что художник сначала увидел красоту цветущей осени. И ему захотелось нарисовать её.
Восп. Какое настроение было у живописца, когда он творил эту картину?
Дети. У Левитана было радостное, светлое настроение. И от этого картина получилась весёлой, светлой.
Восп. А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем вам она нравится?
Дети. Когда я смотрю на картину, мне хорошо, радостно. Картина мне нравится тем, что погода нарисована солнечная, ясная. Мы видим тихую, спокойную осень.
Восп. Если бы вы были художниками, как бы вы назвали картину?
Дети. Золотая пора. Спокойная осень. Добрая Волшебниц.
Восп. А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику стоя.
Вот стоит осенний лес! (выполняем круговые
В нём много сказок и чудес! движения глазами)
Слева – сосны, справа – дуб (влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук (вверх – вниз)
Глазки ты закрой, открой. Поиграли мы с тобой!
Физминутка
Дети. Мы листики осенние, (руки вверх)
На веточках висели. (покачать кистями рук)
Ветер дунул, полетели. (качаем руками, наклоны туловища в стороны)
Мы летели, мы летели, (покружиться)
И на землю тихо сели. (присесть, опустив руки)
Ветер снова набежал (встаём)
И листочки вверх поднял. (поднимаем руки вверх)
Закружились, полетели (качаем руками)
И опять на землю сели. (садимся на корточки)
- Ну а теперь кто сможет составить рассказ? Рассказать надо и о красоте деревьев, и о небе, и о солнце, и о поле, и о реке.
Художник нарисовал «золотую осень», потому что поля покрыты золотой листвой. Начинается новый, светлый, ясный день. Золотистые деревья, пустые поля. Течёт холодная река. А вдали лес стоит стеной.
Л: - Молодец! Садись на место. Кто желает продолжить рассказ?
Художник нарисовал на картине чистое голубое небо. Солнце уже не греет так ярко, как летом, но блестит. Ветерок нежно шевелит листвой. Все деревья светятся, как будто им весело и радостно. На заднем плане картины – лес оделся в жёлтый наряд. Берёзки сверкают, как сказочные. Осторожно падают на землю пёстрые, расписные листья. Это время листопада. Листья медленно танцуют и шуршат. Травка только начинает сохнуть. Река спокойная, холодная. Она, как в зеркале, отражает бледное небо. Вода выглядит темнее, чем небо.
Восп. Умница! Ты придумал много интересных сравнений, красивых слов! Садись. И кто же закончит этот замечательный рассказ?
Художник Левитан нашёл яркие краски, чтобы изобразить золотую осень. На картине много жёлтых, оранжевых, голубых красок. Художник увидел радостную природу и нарисовал светлую хорошую картину. Когда я на неё смотрю, мне радостно! Картина мне нравится потому, что в ней много солнца и покоя. И мы теперь можем любоваться красотой золотой осени!
Восп. Вот и закончился наш длинный рассказ. Теперь выйдем на осеннюю полянку! (приглашаю детей в круг). А ну – ка, вокруг себя повернись и в листочки превратись.
Физминутка
Дети. Мы листики осенние, (руки вверх)
На веточках висели. (покачать кистями рук)
Ветер дунул, полетели. (качаем руками, наклоны туловища в стороны)
Мы летели, мы летели, (покружиться)
И на землю тихо сели. (присесть, опустив руки)
Ветер снова набежал (встаём)
И листочки вверх поднял. (поднимаем руки вверх)
Закружились, полетели (качаем руками)
И опять на землю сели. (садимся на корточки)
Восп. А сейчас вернёмся к нашей картине. Кто из вас хочет составить весь рассказ целиком (вызываю ребёнка). Представь, что ты попал туда, на природу, в ту осень! Расскажи, что ты чувствуешь? Что ты видишь?
Ребёнок. (примерный ответ)
- Я вижу тихую осень. Я смотрю на нежно-голубой оттенок неба. Солнце уже не греет так сильно, но ярко блестит. Свежий ветер тихо шуршит листвой. Все деревья светятся праздничной листвой. Листикам как будто весело и радостно. Вдали лес оделся в жёлтый искрящийся наряд. Берёзки как сказочные деревья. Они сверкают золотом. Осторожно падают на землю багровые и оранжевые листья. Наступило время листопада. Листья красиво кружатся и ласково шумят. Трава начинает сохнуть и вянуть. Река спокойная и холодная. Она отражает, как в зеркале, голубое небо. Вода выглядит синее, чем небо.
Я вижу яркие краски золотой осени. Много желтого, оранжевого, голубого цвета. Я любуюсь красотой горящей осени. Мне хорошо на природе, потому что погода солнечная, ясная. Если бы я был художником, я бы тоже такую осень нарисовал, и всем бы стало теплее и радостнее! Все бы любовались моей картиной и любили бы природу!
Восп. Какую же главную мысль этой картины мы должны донести до читателей?
(Как прекрасна наша родная русская природа! Да, природа – это красота земли. Она ещё может исцелять душу человека. Если она сохранена в первозданной своей красоте).
- Какой вывод вы можете сделать из этого для себя?
(Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь)
- Ну что же журнал наш готов. Вы славно потрудились и я думаю наш журнал очень понравится читателям.
- А вам понравилось быть журналистами? Ну что же собирайте самостоятельно интересный материал и будете рассказывать о нём своим товарищам. Может в будущем кто-то из вас и станет настоящим журналистом.
И я вам дарю вот такие блокнотики, где вы можете делать какие-то заметки, ведь многие из вас уже знают буквы. А кто не знает, тому пригодится в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»
Занятие в старшей группе преследует цель - вызвать эмоциональное отношение к природе, а так же продолжить развитие художественного восприятия детей, их способности видеть и чувствовать красоту о...
Конспект занятия для детей 5-6 "Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"
Цель данной деятельноссти: расширение представлений детей о осени. Задачи: познакосмитть детейс творчеством И.И. Левитана. Воспитывать у детей чувство радости от встречи с прекрасным....
«Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Поздняя осень»
Задачи:Обучающие задачи: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксическ...
Конспект занятия в старшей группе Тема «Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»
Обучающие задачи:Учить рассматривать пейзажную картине, развивать диалогическую речь.Развивающие задачи:Развивать способность точного употребления слов в речи;Развивать внимание, память, мышлени...
Конспект занятия по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"
Основная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие,художественно-эстетическое развитиеФорма организации: фронтальная.Программное содержание:...
Конспект занятия по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"
Основная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие,художественно-эстетическое развитиеФорма организации: фронтальная.Программное содержание:...