Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовительной группах, а также результаты диагностики в таблицах и диаграммах. Даётся перспективный план работы по развитию фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 99 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
опыт работы
«Развитие фонематического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста
с ОНР III уровня»
учитель-логопед:
Степанова Елена Васильевна
г. Новороссийск
2013г.
Содержание
1. Введение……………………………………...стр.3
2. Основная часть. Формирование фонематического
восприятия………………………………....стр.4 - 7
а) Изучение литературы по теме развитие фонематического
восприятия.
б) Диагностика развития фонематического восприятия.
в) Этапы формирования фонематического восприятия.
3. Заключение………………………………………стр.8
4. Приложения.…………...................................стр.9 - 17
5. Список используемых источников…………….стр.18
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к мышлению. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием, и служит показателем его общего развития. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения. Современная школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, т.е. имели бы развитый фонематический слух, хорошую речь, навыки анализа предложений, деление слов на слоги и т.д. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Дети шестого года жизни имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный фонематический слух. Однако есть дети, у которых по каким – либо причинам отмечаются недостатки речевого развития, недоразвитие фонематического восприятия. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика, грамматика. Профессор Левина Р.Е. отмечала, что ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи является фонематическое восприятие и звуковой анализ. Работая в речевой группе, наблюдай за ходом речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня), обратила своё внимание на то, что именно фонематическое восприятие во многом чёткое, ясное и правильное произношение. Развитие фонематического восприятия занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе, а значит, проблема остаётся злободневной. Поэтому и выбрала именно эту тему.
Целью моей работы является выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя, из темы и цели творческой работы ознакомилась с литературой по развитию фонематического восприятия, опираясь на это, поставила перед собой следующие задачи:
- изучить педагогическую литературу по данной теме;
- провести диагностику развития фонематического восприятия.
- сформулировать выводы на основе полученных результатов диагностического обследования;
- составить перспективный план развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
- раскрыть этапы по развитию фонематического восприятия.
В структуру творческой работы вошли: введение, основная часть, заключение, список используемых источников, приложение.
а) Фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи – фонем, умение различать близкие по звучанию фонемы. На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи (Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичёва, М.Ф. Фомичёва, М.Е. Хватцев.) Ведущее место в коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). «Основным качеством человеческого слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы – фонематический слух» (М.Е. Хватцев, 1959). Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху усваивается не только лексические, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п. Звуковая культура речи развивается также на основе фонематического слуха. Именно фонематический слух во многом обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение фраз, слов, звуков. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного растления на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза звуковых элементов в единое целое дети старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) не овладевают грамотным чтением и письмом. Доктор наук, профессор Левина Р.Е. писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждение речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Таким узловым образованием, ключевым моментов в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятия и звуковой анализ. Формирование узловых образований позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта ( т.е. коррекции речевого недоразвития).
б) Свою работу в группе детей с ОНР (III) начала с диагностики уровня развитие фонематического восприятия (см. приложение №1). Анализ полученных результатов показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) слабо развито фонематическое восприятие. Дети не могли определить опознание изолированного звука в ряду, порядок звуков в слове, позицию звука в слове, количество звуков в слове. Дети допускали большое количество ошибок, во многих заданиях старались избегать ответов. Результаты обследования отражены в таблице№1 (см. приложение №2, №3). Полученные данные о состоянии фонематического восприятия, указывают на необходимость специального обучения, т.к. спонтанно овладеть им не могут. Поэтому составила перспективный план работы. (см.приложение№6) Разбив всю работу на 6 этапов, как рекомендуют Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина. Составленный мной перспективный план работы вместил разнообразные формы, методы и приёмы работы по развитию фонематического восприятия, в которых были отражены идеи М.Е. Хватцева, Т.А. Ткаченко (см. приложение №6). Для развития фонематического восприятия использовала различные виды занятий(фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), разнообразные группы методов: упражнения, дидактические игры, беседы и т.д.
Всё обучение было построено на соблюдении взаимообусловленных принципов:
1 принцип системности;
2 принцип последовательности;
3 принцип учёта уровня развития ребёнка.
Осуществлять развитие фонематического восприятия начала с самых первых этапов логопедической работы, проводила в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Кроме того, с самых первых занятий одновременно проводила работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия. Начинала свою работу на материале неречевых звуков. По мере усвоение материала детьми возрастает речевая активность и возможности детей. Постепенно охватывала все звуки речи. На I этапе в процессе игр, упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. В начале первого этапа дети плохо справлялись с заданиями: узнать, где звенит колокольчик, кто играет, на чём и т.д. Поэтому работа по узнаванию неречевых звуков велась не только на моих занятиях, но и заданиям на занятиях воспитателей, а также и на музыкальных занятиях. И уже к концу этапа дети справлялись с заданными упражнениями: узнавали звучание музыкальных инструментов, определяли, где звенит колокольчик и т.д.
На II этапе учила детей различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Использовала такие игры: «Близко или далеко», «Кто сказал», «Кто позвал». Всю работу проводила в контакте с воспитателями, родителями, муз. руководителем.
На III этапе учила детей различать слова, близкие по звуковому составу. Игры подбирала с постепенным усложнением. Например, вначале дети должны хлопком отметить ошибку(вагон – вакон – вагон – факон), а потом поднять кружок.
На IV этапе учила различать слоги. Например, на-но-на, что здесь лишнее? Постепенно слоговые ряды усложняла (ка-га-ка-ка).Игры варьировались за счёт подбора слогов и с учётом произносительных возможностей детей.
На V этапе дети учились различать фонемы родного языка. Начинала эту работу с дифференциации гласных звуков. Например, на звук «А»- поднять красный кружок, «И»-жёлтый, «У»-зелёный. В ряд гласных включается и другие гласные, на них дети не должны реагировать. Такую же работу провожу по дифференциации согласных фонем.
На VI этапе провожу работу по формированию у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинаю с того, что учу определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёх сложные слова. Затем провожу анализ гласных звуков, называю сочетания из звуков – «А У», «А У И», а дети раскладывают на столе кружки в нужном порядке ( «А»- красный, «У»- зелёный, «И»- жёлтый). Так же проводится анализ согласных звуков.
Вся работа проходила в тесном контакте с воспитателями, родителями. Влияние родителей на речевое развитие детей неоспоримо. Проводя работу с родителями, видела в их глазах единомышленников, которые непременно должны оказывать своим детям посильную помощь в развитии фонематического восприятия. Для родителей проводила консультацию на тему: «Роль развития фонематического восприятия» (см. приложение №5), оформила папку- ширму на тему: «Игры и упражнения на развитие слухового внимания и слуховой памяти» После проведения консультаций и бесед для родителей, с их стороны появились понимание важности процесса развития фонематического восприятия, интерес к результатам обучения, желание помочь своим в развитии.
На педагогических советах, родительских собраниях выступала с докладом о проблеме развития фонематического восприятия. Подготовила и провела презентации на темы: «Развитие фонематических процессов», «Дидактическая игра как метод реализации здоровьеформирующих технологий в семье». Особое внимание в моих выступлениях уделялось закреплению умений и навыков не только на логопедических занятиях, но и занятиях воспитателей, музыкального руководителя, в игровой деятельности. Проводимые мной игры и упражнения способствуют у детей развитию слухового внимания и слуховой памяти, внимание к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.
Результаты диагностики в конце первого года представлены в таблице №2 (см. приложения №2). Результаты диагностики в конце второго года обучения представлены в таблице №2 (см. приложение №3).
Сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовительной группе представлен в таблице №1 (см. приложение №4)
Старшая группа | Подготовительная группа | |||
сентябрь | май | сентябрь | май | |
Высокий уровень | 0% | 10% | 10% | 70% |
Средний уровень | 20% | 60% | 60% | 30% |
Низкий уровень | 80% | 30% | 30% | 0% |
Уровень развития фонематического восприятия после проведённой работы оказался значительно выше, чем до её проведения.
Заключение
Результаты проделанной работы указывают на эффективность проведённого мной обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) по развитию фонематического восприятия показали высокую продуктивность. Также можно сделать вывод о том, что проблема развития фонематического восприятия успешно решается при условии совместной реализации коррекционных и общевоспитательных задач, при тесной координации усилий логопеда, воспитателя и родителей. Моя работа по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) будет продолжаться. Своё внимание хочу остановить на преодолении фонематического недоразвития, как в устной речи, так и в письменной, что обеспечит своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупреждение возникновения нарушений письменной речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Диагностика по развитию фонематического восприятия
Диагностика проводилась с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III) уровня
ДИАГНОСТИКА проводилась 2 раза в течение года (сентябрь, май). В начале года диагностировался уровень развития фонематического восприятия (10 детей).
В конце года диагностика проводилась с целью выявить динамику их развития.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.
Ф.И. ребёнка | Опознание изолированного звука в ряду | Определение порядка звуков в слове | Определение позиции звука в слове | определение количества звуков в слове | баллы | ||||
с максимальной контрастностью | со слабой контрастностью | с минимальной контрастностью | Нача-ло слова | Сере-дина слова | Конец слова | ||||
3 балла- высокий уровень( ответ дан полностью), (с 20-24 баллов).
2 балла- средний уровень (ответ дан частично), (13-19 баллов),
1 бал- низкий уровень (не справился с заданием), ( с 8-12 баллов).
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОНР III уровня 1-й год обучения.
СЕНТЯБРЬ
Ф.И. ребёнка | Опознание изолированного звука в ряду | Определение порядка звуков в слове | Определение позиции звука в слове | определение количества звуков в слове | баллы | ||||
с максимальной контрастностью | со слабой контрастностью | с минимальной контрастностью | Нача-ло слова | Сере-дина слова | Конец слова | ||||
1.Антон С. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 |
2.Данил Г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 |
3.Дима Т. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 |
4.Даша О. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 13 |
5.Илья М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 |
6.Софья А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 9 |
7.Егор Ж. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 |
8.Саша К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 |
9.Настя Ф. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 13 |
10.Миша М. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 |
ВЫСОКИЙ – 0%, СРЕДНИЙ – 20%, НИЗКИЙ – 80%.
МАЙ
Ф.И. ребёнка | Опознание изолированного звука в ряду | Определение порядка звуков в слове | Определение позиции звука в слове | определение количества звуков в слове | баллы | ||||
с максимальной контрастностью | со слабой контрастностью | с минимальной контрастностью | Нача-ло слова | Сере-дина слова | Конец слова | ||||
1.Антон С. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 16 |
2.Данил Г. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 13 |
3.Дима Т. | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 18 |
4.Даша О. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 21 |
5.Илья М. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 13 |
6.Софья А. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 17 |
7.Егор Ж. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 16 |
8.Саша К. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 13 |
9.Настя Ф. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 18 |
10.Миша М. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 |
ВЫСОКИЙ – 10%, СРЕДНИЙ – 60%, НИЗКИЙ – 30%.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОНР III уровня 2-ой год обучения.
СЕНТЯБРЬ
Ф.И. ребёнка | Опознание изолированного звука в ряду | Определение порядка звуков в слове | Определение позиции звука в слове | определение количества звуков в слове | баллы | ||||
с максимальной контрастностью | со слабой контрастностью | с минимальной контрастностью | Нача-ло слова | Сере-дина слова | Конец слова | ||||
1.Антон С. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 16 |
2.Данил Г. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 13 |
3.Дима Т. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 |
4.Даша О. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 21 |
5.Илья М. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 13 |
6.Софья А. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 17 |
7.Егор Ж. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 16 |
8.Саша К. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 13 |
9.Настя Ф. | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 18 |
10.Миша М. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 |
ВЫСОКИЙ – 10%, СРЕДНИЙ – 60%, НИЗКИЙ – 30%.
МАЙ
Ф.И. ребёнка | Опознание изолированного звука в ряду | Определение порядка звуков в слове | Определение позиции звука в слове | определение количества звуков в слове | баллы | ||||
с максимальной контрастностью | со слабой контрастностью | с минимальной контрастностью | Начало слова | Середина слова | Конец слова | ||||
1.Антон С. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 23 |
2.Данил Г. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 23 |
3.Дима Т. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 |
4.Даша О. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
5.Илья М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 16 |
6.Софья А. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 17 |
7.Егор Ж. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 23 |
8.Саша К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
9.Настя Ф. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
10.Миша М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 23 |
ВЫСОКИЙ – 70%, СРЕДНИЙ – 30%, НИЗКИЙ – 0%.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ С ДИНАМИКОЙ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Старшая группа | Подготовительная группа | |||
сентябрь | май | сентябрь | май | |
Высокий | 0% | 10% | 10% | 70% |
Средний | 20% | 60% | 60% | 30% |
Низкий | 80% | 30% | 30% | 0% |
СТАРШАЯ ГРУППА ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Консультация
«Развитие фонематического
восприятия»
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к мышлению. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Вопросы подготовки ребёнка к школе приобретают всё большее значение. Особенно они актуальны в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Современная школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, т.е. имели бы развитый фонематический слух, хорошую речь, навыки анализа предложений, деление слов на слоги и т.д. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма. Дети шестого года жизни имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный фонематический слух. Однако есть те дети, у которых по каким – либо причинам недостатки отмечаются недостатки звукопроизношения, недоразвития фонематического восприятия. Фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи - фонем, умение различать по звучанию фонемы.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи (Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичёва, М. Е. Хватцев). «Основным качеством человеческого слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы – фонематический слух» (М.Е. Хватцев, 1959). Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка. Несомненна связь фонематических и лексико – грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т. п. Звуковая культура речи развивается также на основе фонематического слуха. Именно фонематический слух во многом обеспечивает чёткое, ясное изображение и правильное произношение фраз, слов, звуков.
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний слов, слогов, слов. Очень важно проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия.
На развитие фонематического восприятия с ребёнком можно поиграть в такие игры:
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Перспективный план работы
по развитию фонематического восприятия на звук «С»
(на другие звуки таблица та же, меняется только звук)
№ | Этапы процессы | Устная речь | Письменная речь | ||
Восприятие (слушание) | Воспроизведение (говорение) | Чтение | Письмо | ||
1 | Фонематическое восприятие | Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С» | Произнеси звук «С»,если услышишь. | Подчеркни в тесте и прочитай букву «С», если услышишь. | Запиши в тетрадь букву «С», если услышишь звук «С». |
2 | Фонематические представления на базе фонематического восприятия | Разложи картинки на две группы: в одну сторону картинки, в названии которых есть звук «С»,а в другую- без звука «С». | Раскладывай картинки и называй те из них,где есть звук «С». Вспомни одно слово со звуком «С». | Выложи нужную букву из разрезной азбуки и прочитай её, если в названии картинки есть звук «С» | Запиши букву «С», если в названии картинки есть звук «С» |
3 | Фонематический анализ | Хлопни в ладоши, если услышишь, что звук «С» находится в начале слова. | Произнеси звук «С», если услышишь, что он находится в начале слова. | Подчеркни и прочитай букву «С», если услышишь, что он находится в начале слова | Запиши букву «С», если услышишь, что он находится в начале слова. |
4 | Фонематические представления на базе анализа | Разложи картинки на две группы: в одну сторону картинки, в названии которых звук «С», находится в начале слова, в другую – все остальные. | Раскладывай картинки и называй те из них, в названии которых звук «С» в начале слова. Вспомни слово со звуком «С» в начале. | Раскладывай картинки и называй те из них, в названии которых звук «С» находится в начале слова. | Запиши букву «С», если в названии картинки звук «С» находится в начале слова. |
5 | Фонематический синтез | Логопед произносит звуки «С», «О», «К» обозначь эти звуки графически. Составь из них слово. Покажи картинку, название которой соответствует полученному слову. | Логопед произносит звуки «С»,«О»,«К». обозначь эти звуки графически. Составь из них слово. Произнеси его. | Логопед произносит звуки «С»,«О»,«К». обозначь эти звуки графически. Выложи из букв разрезной азбуки и прочитай слово, которое получится из звуков «С», «О»,«К» | Логопед произносит звуки «С»,«О»,«К». обозначь эти звуки графически. Выложи из букв разрезной азбуки и запиши слово, которое получится из звуков «С», «О», «К». |
6 | Фонематические представления на базе синтеза | Логопед произносит звуки «С», «О», «К» покажи картинку, название которой соответствует полученному слову. | Логопед произносит звуки «С»,«О»,«К». Произнеси слово, которое получилось | Подчеркни и прочитай слово, которое получится из звуков «С», «О»,«К». | Запиши в тетрадь слово,которое получится из звуков «С»,«О»,«К» |
Список используемых источников:
1. Антонова А.Г. развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Изд-во Академия развития, 1997г.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998г.
3. Журнал: Логопед в детском саду. 2004г. (№3). Горчакова А.М. Принципы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с недоразвитием речи.
4. Журнал: Логопед в детском саду. 2004г. (№1). Горчакова А.М., Ю.А. Трефилова Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- Москва: ВЛАДОС,1997г.
6. Ткаченко Т.А. Учим детей говорить правильно.- М: Изд-во ГНОМ и Д, 2007г.
7. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999г.
8 .Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – Москва: Альфа, 1993г.
9. Филичева Т.Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989г.
10. Хватцев М.Г. Логопедия. Работа с дошкольниками. – М.: Аквариум, СПб., ДЕЛЬТА, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме :"Формирование фонетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
Статья...
Опыт работы по теме: «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через игру»
В данном опыте работы рассматриваются проблемы, возникющие при формировании фонематического слуха, пути их решения. Предложены игры для формирования фонематического слуха у дошкольников....
Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»
Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...
Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...
Опыт работы по теме «Развитие художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»....
Презентация. Представление из опыта работы на тему: "Развитие познавательной деятельного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения безопасному поведению на дороге"
Знакомство детей с правилами дорожного движения. Формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения....