Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему: «Рассказывание по сюжетной картине «Ежи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия
в старшей группе по развитию речи
на тему: «Рассказывание по сюжетной картине «Ежи»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 8 «Солнышко»
Конспект занятия
в старшей группе по развитию речи
на тему: «Рассказывание по сюжетной картине «Ежи»
Разработчик:
воспитатель
разновозрастной группы
Корчагина Е.В.
2024г.
Тема: «Рассказывание по сюжетной картине «Ежи»
Цель: Развитие монологической речи через обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Совершенствовать умение у детей рассматривать картину и находить в ней главное.
2. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
3. Упражнять детей в подборе прилагательных, характеризующих животных; уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
5. Воспитывать интерес к жизни животных и бережное отношение к ним.
Оборудование и материалы: ноутбук, телевизор, зеркала, салфетки, учебно-наглядное пособие «Ежи» С. Н. Николаева, фото художника
М. Ю. Алексеев
Активный словарь: еж фырчит, иллюстратор
Образовательная область:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- физическое развитие
- художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа: чтение произведения А.Н. Толстого «Ежи» Чтение стихов, чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С. Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные». Прослушивание аудиозаписи «Звуки животных»
План
1.Вводная часть: 1 мин
- - Игра –приветствие «Теплые ладошки» - 1 мин
2. Основная часть: 23 мин.
- Сюрпризный момент. Прослушивание аудиозаписи – 3мин
- Знакомство с художником – 2мин
- Беседа о еже – 2 мин
- Рассматривание картины, составление рассказа – 8 мин
- Физминутка – 2 мин. (гимнастика для глаз)
- Рассказы детей - 5 мин.
- Оценка детских пересказов (в чем трудности? В чем успешность?) - 3 мин
- 3. Заключительная часть:
Итог - 2 мин.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Игра- приветствие «Теплые ладошки»
2. Основная часть. Рассматривание картины и беседа по ней.
Воспитатель созывает детей в круг.
- Ребята, мы поиграли в игру «Теплые ладошки». У человека руки, а у животных лапки, обратите внимание, лапки разложены по всей группе, очень интересно куда они нас приведут? (дети передвигаются по следам и подходят к коробке)
(дети прослушивают аудиозапись «Звуки ежа»)
- Да, верно, эти звуки ежа и он фырчит.
- Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении):
ЛЕСОМ КАТИТСЯ КЛУБОК,
У НЕГО КОЛЮЧИЙ БОК,
ОН ОХОТИТСЯ НОЧАМИ
ЗА ЖУКАМИ И МЫШАМИ.
- Ребята, разве ежик хищник? (ответы детей)
-Верно, ежи – всеядны, они питаются насекомыми: улитками, слизнями, червячками и могут еще поесть фрукты: яблоки, груши, но совсем чуть-чуть.
- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа – это ёж, мама - это(ежиха), дети – это (ежата), можно назвать их ласково - ежатки. Предлагаю познакомится с такой дружной семьей ежей.
-Ребята, художник этой картину Михаил Юрьевич Алексеев. (Показ фото). Он очень известный художник, любил животных и наблюдать за ними. Он был очень добрым человеком Михаил Юрьевич писал много картин для книг. Небольшие картины называются иллюстрации.
Предлагаю вам составить рассказ по данной иллюстрации и придумать название («Ежата на прогулке», «Семья ежей», «Ежи»).
Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний день ежиха вывела ежат на прогулку к пню». Это лето? Не ошиблась ли я? А вдруг это осень? А в лес ли вывела ежиха ежат? (дети объясняют).
Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по лесу и каждый нашел себе занятие, не так ли?
(Ответы детей) Нет они рядом с мамой и папой! Что они делают?
Д: Один ежонок, увидел бабочку и наблюдает за ней
В: Да, правильно, и хоть ежонок маленький, он не испугался бабочки. Потому что ежонок какой? (смелый, храбрый)
Д: Второго ежонка тоже привлекла бабочка
В: Какой характер у такого ежонка? (любознательный)
Д: Третий ежонок нюхает травку, чтобы найти маленькое насекомое.
После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).
ОБОБЩЕНИЕ: Каждый ежонок нашел для себя занятие. Один ежик нюхает травку, потому что ищет покушать. Второй и третий ежонок наблюдают за бабочкой.
Педагог обращает внимание детей на ежиху и ежа и просит рассказать о них.
Д: Папа еж спит рядом.
В: Почему спит папа еж? (он пришел с охоты, устал)
Д: Ежиха смотрит на ежат.
В: Почему она наблюдает за ежатами? (волнуется, заботится)
В: Можно сказать, что ежиха заботливая, внимательная мама.
ОБОБЩЕНИЕ: Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда. Папа еж отдыхает он пришел с охоты
- Теперь нам осталось закончить наш рассказ.
Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу.
«Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».
- Ребята, вы так внимательно рассматривали картину, что ваши глазки устали и надо им немного отдохнуть и снять напряжение.
Зрительная гимнастика «Глазки отдыхают»
– У нас уже получилось составить рассказ о ежатах, мы рассказали и о ежихе и еже, как чувствуют себя ежи в лесу. Предлагаю вам рассказать обо всех. (Написать план)
1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие.
2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).
3. Потом расскажите про ежиху и ежа (ее занятие, ее характер).
4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему).
-Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как колючий, любопытный, заботливая, внимательная, охотиться…
Заслушивается ответ 2-3 детей. Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день…»
3. Заключительная часть. Рефлексия.
- Ребята, посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе. Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья. Скажите, чем на занятии вам больше всего понравилось заниматься? (ответы детей) О чем было трудно для вас рассказывать? О чем (о ком) легко? (ответы детей). Спасибо за работу, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме:“Беседа о семье”
Формирование у детей старшего возраста понятие « семья»....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Москва золотоглавая»
Занятие ставит собой цель содействовать формированию умений составлять описательный рассказ по картине, описывать свои впечатления. Учить подбирать однокоренные слова. Упражнять в подборе синонимов и ...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Профессии».
Продолжаем знакомить детей с профессиями....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Творческое рассказывание. Как мы на бал собирались"
Задачи. Связная речь: обучить навыкам составления рассказа, используя языковые средства выразительности;Словарь: обогащать словарный запас, употребляя в речи существительные, определения;Звукова...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»
Задачи. Связная речь: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать без помощи вопросов воспитателя. Сл...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Весна"
Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным; предметы к относительным прилагательным; закреплять умение различать и называть зимующих и перелетных птиц; развивать память, внимание, л...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему: «Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему: «Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»Задачи:Развивать диалогическую форму речи, через составле...