Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Москва золотоглавая»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Занятие ставит собой цель содействовать формированию умений составлять описательный рассказ по картине, описывать свои впечатления. Учить подбирать однокоренные слова. Упражнять в подборе синонимов и антонимов. Закрепить понимание термина «слово», развивать внимание, речь, умение анализировать. Расширять кругозор детей сведениями о столице РФ – Москве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskva.docx | 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА– ДЕТСКИЙ САД №15 г. МАРКСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Москва золотоглавая»
Воспитатель: Ахлубкина Галина Павловна
Задачи:
Образовательные:Содействовать формированию умений составлять описательный рассказ по картине, описывать свои впечатления. Учить подбирать однокоренные слова. Упражнять в подборе синонимов и антонимов. Закрепить понимание термина «слово»
Развивающие: развивать внимание, речь, умение анализировать. Расширять кругозор детей сведениями о столице РФ – Москве.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Материал: репродукции герба, флага; фото президента России; аудиозапись звона колоколов; презентация
Активизация и обогащение словаря: прекрасная, златоглавая, хлебосольная, царь-колокол, куранты, купола.
Ход занятия1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я вам хочу предложить путешествие в главный город России, в столицу нашей Родины – город Москву. Хотите узнать, как выглядела Москва много-много лет назад? Тогда занимайте места в машине времени (дети садятся в «машину времени»). Все приготовились? ПУСК! (звучит музыка). Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, столетия и века, назад в прошлое! Машина остановилась!
Посмотрите, как здесь все необычно! Давайте с вами посидим на этой чудесной полянке и поговорим о старой Москве (дети садятся в круг).
Давным-давно Москвы не было, а были… Как вы думаете что? (леса).
Леса какие? (густые, бескрайние, высокие, непроходимые)
Через леса протекали реки большие и (маленькие), узкие и (широкие), мелкие и (глубокие). А как вы думаете, что было дальше?
Дети: На берегу самой большой реки поселились люди. Реку, у которой они стали жить, назвали Москвой. И начали люди строить маленькие деревянные домишки..(слайд.1)
.ВоспитательРебята,посмотрите на картину из чего был построен первый Кремль?
Дети: Из дерева
Восп-ль: Какой он был?
Дети: деревянный
Воспитатель: Город было необходимо защищать. От кого? (диких зверей, врагов).
А как вы думаете, как можно было защитить город?
Дети: Огородить стенами и крепкими воротами, а вдоль стен вырыть глубокий ров.
Воспитатель: Взялись москвичи за дело, потрудились на славу и построили деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала называться первым московским Кремлем.
Дети рассматривают картины А.М. Васнецова «Основание Москвы», «Московский Кремль при Иване Калите»(слайд2)
.Восп-ль:Из чего возведен современный Кремль ? Дети: Из красного кирпича (слайд3)
Стены Кремля сложены из красного кирпича, верх стен украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста
(Слайд4)Красная площадь – главная площадь нашей столицы. Её называют сердцем Москвы. На площади, в здании Кремля, работают президент, правительство. Над Кремлём реет Российский флаг.
Это самая главная башня на Красной площади -Спасская.(Слайд5)
Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, что установлено на этой башне.
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
Дети: Часы.
Восп-ль: Молодцы. На этой башне установлены главные часы страны-куранты. Они показывают самое точное «московское» время. Часы на башне с колоколами. Колокольным перезвоном они отмечают каждую четверть часа, а в полдень и в полночь вызванивают гимн России.( бой курантов)
Физминутка«Едем, едем на машине».
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники считают капли:
Вправо, влево – чистота!
Волосы ерошит ветер!
Мы шофёры – хоть куда!
( слайд6). На территории Кремля очень много церквей, соборов. У них обязательно есть главы, или купола, большие и маленькие, золоченые. Вот почему Москву называют «златоглавая». Москва - белокаменная, златоглавая, хлебосольная
В народе говорят: «Москва – всему голова! Москва – всем городам мать!» Москва очень большой красивый город. В неё приезжают люди со всех концов света, чтобы полюбоваться её красотами. «Кто в Москве не бывал – красоты не видал» - говорится в русской поговорке.
Восп-ль: А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи слово!»
Цель игры: упражнять в употреблении имен существительных и изменение их по падежам. ( со словом «Москва»)
Приехать, прибыть (куда?) в Москву.
Жить, работать (где?) (ответы детей)
Добраться (куда?) ответы детей
Вернуться из (ответы детей)
Пролетать над (ответы детей)
Гулять по (ответы детей)
Знакомиться с (ответы детей)
. Восп-ль: Ребята, Москва славилась красивым колокольным звоном. На Соборной площади стоит высокая колокольня. Она стала главной в МосквеСамый большой в мире колокол находится в Кремле. Его называют Царь-колокол.(звучит запись колоколов)( слайд7).
Восп-ль: Ребята, Кремль славится еще одним чудом. Кто нибудь из вас знает каким? Я вам подскажу - царь-пушкой. А кто-нибудь ее видел? (ответы детей)
Ее называют так потому, что она большая и очень красивая
Итог: А теперь расскажите, что вы узнали о Москве на других занятиях ?
( задаю детям вопросы)
Ответы детей
Игровое задание: «Составь флаг России по памяти».
(Дети работают за столами)
. Воспитатель: Мы сегодня много добрых слов сказали о нашей столице России, и мы гордимся, что мы - россияне, живём в красивой, сильной и могучей стране!
Восп-ль: Сегодня мы совершим прогулку по Кремлю . Ребята, из чего был построен первый Кремль?
Дети: Из дерева
Восп-ль: Какой он был?
Дети: деревянный
Восп-ль: какое дерево использовали для постройки крепостной стены?
Дети: Сосну, дуб
Восп-ль: Каким Кремль стал потом?
Дети: Белокаменным
Восп-ль:Из чего возведен современный Кремль ?
Дети: Из красного кирпича
Восп-ль: Я хочу с вами поиграть в игру «Кто больше» Вам нужно придумать слова, близкие по значению слову «красивая». Мы на прошлом занятии уже играли в эту игру. Давайте вспомним, какие новые слова вы узнали.
Дети: Прекрасная, великолепная, роскошная, восхитительная, пленительная.
Восп-ль: Молодцы, ребята. А какие пословицы о Москве вы запомнили?
(Ответы детей)
Восп-ль: А как вы понимаете смысл пословицы «Москва не сразу строилась»?
(Ответы детей)
Восп-ль: Когда-то Кремль был живой крепостью. За его стенами стояли хоромы (дома) московских князей. Потом этих князей стали называть царями. Сегодня Кремль- памятник искусства и история нашей страны. В Кремле сохранилось много очень старых и красивых зданий. Это царский дворец и церкви. ВХVIвеке был возведен Кремль, который мы знаем и любим. Самой главной башней Московского Кремля считается Спасская.
Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, что установлено на этой башне.
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
Дети: Часы.
Восп-ль: Молодцы. На этой башне установлены главные часы страны-куранты. Они показывают самое точное «московское» время. Часы на башне с колоколами. Колокольным перезвоном они отмечают каждую четверть часа, а в полдень и в полночь вызванивают гимн России. Дети, всего у Московского Кремля 20 башен, и все они называются по-разному. Каждое название имеет свое значение. На территории Кремля очень много церквей, соборов. У них обязательно есть главы, или купола, большие и маленькие, золоченые. Вот почему Москву называют «златоглавая». Москва - белокаменная, златоглавая, хлебосольная.
Физкультминутка (имитация движений)
Как на Марьи именины
Испекли мы каравай
Вот такой ширины,
Вот такой ужины,
Вот такой вышины,
Вот такой нижины.
Каравай, каравай кого хочешь выбирай!
Восп-ль: А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи слово!»
Цель игры: упражнять в употреблении имен существительных и изменение их по падежам. ( со словом «Москва»)
Приехать, прибыть (куда?) в Москву.
Жить, работать (где?) (ответы детей)
Добраться (куда?) ответы детей
Вернуться из (ответы детей)
Пролетать над (ответы детей)
Гулять по (ответы детей)
Знакомиться с (ответы детей)
Восп-ль: Ребята, Москва славилась красивым колокольным звоном. На Соборной площади стоит высокая колокольня. Она стала главной в Москве. Москвичи прозвали колокольню «Иван Великий»- это сигнальная башня. Ею любовалась вся Москва. Звон «Ивана Великого» созывал народ на богослужение в кремлевские храмы. С высоты колокольни были видны окрестности Москвы на много километров вокруг. При тревоге били во все колокола. Рядом с колокольней толпился московский люд. Здесь выкрикивали царские указы, и на площади всегда стоял шум. Отсюда и поговорка: «Кричать на всю ивановскую». Самый большой в мире колокол находится в Кремле. Его называют Царь-колокол.
(звучит запись колоколов)
Восп-ль: Ребята, Кремль славится еще одним чудом. Кто – нибудь из вас знает каким? Я вам подскажу - царь-пушкой. А кто-нибудь ее видел? (ответы детей)
Ее называют так потому, что она большая и очень красивая. Мастера, которые ее отлили, богато украсили ее, изобразили на ней даже царя на коне. Пушка эта не сразу попала в Кремль , а стояла сначала на Красной площади для устрашения врагов.
Ребята, а как называют главную площадь в Москве? (ответы детей)
Расскажите, что обозначает слово «красная» (ответы детей)
Красная площадь стала называться красной после того, как на ней появился храм Василия Блаженного. Он – украшение площади и всей Москвы. Есть легенда, что строители храма были ослеплены, чтобы больше не смогли построить ничего подобного в других местах. На Красной площади мы видим памятник Минину и Пожарскому.
А теперь расскажите, что вы узнали о Кремле на других занятиях ?
( задаю детям вопросы)
Ответы детей
Вот и подошла к концу наша прогулка по Кремлю .
(Звучит песня в исполнении О.Газманова «Москва!Звонят колокола…»)
Воспитатель: Старичок-Лесовичок шепнул мне на ушко, что его любимая книжка про Буратино. Мы с вами тоже читали эту книжку. Давайте вспомним, из чего сделан Буратино?
(Из полена, дерева)
Воспитатель: Почему дерево и бумагу называют родственниками?
Воспитатель: Потому, что бумагу делают из дерева. Как её делают, я расскажу позже, а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. У вас на столах лежат образцы разной бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага?
(Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная,)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов узнаем свойства бумаги.
ОПЫТ № 1
Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.
А теперь вместо стекла мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная.
Это первое свойство бумаги, которое мы узнали. Ребята, какая бумага?
Вывод: Бумага не прозрачная.
ОПЫТ № 2.
Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку, а в другой – бумажный (салфетку). Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.
Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.
Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага?
Вывод: Бумага промокает.
"Москва, Москва!.. люблю тебя как сын"
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин*
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
Дорогие мамы, папы,
бабушки и дедушки!
С 30.11 по 04.12 в нашем детском саду проводится тематическая неделя
«Москва-столица нашей страны.»
Цель нашей тематической недели:
Сформировать у детей представление о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения, достопримечательностях.Уточнить знания детей о Москве; дать знания о том , что такое столица, герб,; объяснить символику московского герба; воспитывать чувство привязанности и любви к столице нашей Родины
На этой неделе:
-проведем беседы на темы:« Москва столица нашей России»,« Красная площадь»,«Большой театр»
«История Москвы в пословицах и поговорках»;.
-поиграем с детками в игры« Семья на реке Москва»,« Путешествие по Москве»,« Зоопарк»
-прочитаем М. Пришвина «Весна света»,
И. Пивоварова «Мы пошли в театр»,
Ф. Глинка "Москва"
-рассматрим набор сюжетных картин:Коротаев Г.П. «Красная площадь»,Леонов О.А. «Храм Василия блаженного»,Васнецов А.М. «Старая Москва. У стен древнего города»,Поленов В. «Московский дворик»
Ваши любимые детки
и воспитатели
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме:“Беседа о семье”
Формирование у детей старшего возраста понятие « семья»....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Профессии».
Продолжаем знакомить детей с профессиями....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Творческое рассказывание. Как мы на бал собирались"
Задачи. Связная речь: обучить навыкам составления рассказа, используя языковые средства выразительности;Словарь: обогащать словарный запас, употребляя в речи существительные, определения;Звукова...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»
Задачи. Связная речь: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать без помощи вопросов воспитателя. Сл...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Весна"
Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным; предметы к относительным прилагательным; закреплять умение различать и называть зимующих и перелетных птиц; развивать память, внимание, л...