Артикуляционная гимнастика – это система упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц артикуляционного аппарата (губ, языка, мягкого нёба) для улучшения произносительной стороны речи.
В артикуляционной гимнастике выделяют статические и динамические упражнения. Статические упражнения – это упражнения, при которых ребёнку необходимо удерживать определённое положение органов артикуляции (например, удерживать язык в форме чашечки в течение 10 секунд). Они направлены на укрепление мышц артикуляционных органов. При выполнении динамических упражнений ребенку необходимо приводить органы артикуляции в движение (например, двигать языком влево-вправо). Упражнения этой группы помогают развивать подвижность мышц и обучают ребенка тому, как правильно выполнять движения.
Артикуляционная гимнастика используется для коррекции звукопроизношения. Нарушение произношения звуков проявляется при различных патологиях. Среди них следует особо выделить диспраксию и стертую дизартрию. Что это за нарушения? Будем разбираться.
Диспраксия – это нарушение планирования движений, в том числе и тех, которые необходимы для речи.
Стертая дизартрия – это нарушение артикуляции, вызванное сбоем иннервации мышц органов артикуляции.
Это два нарушения похожи по проявлениям.
Важно различать их, чтобы грамотно проводить коррекцию.
При диспраксии ребенку трудно запланировать, как двигать органами артикуляции, поэтому с ребенком, имеющим это нарушение необходимо выполнять упражнения, направленные на моторное планирование.
При дизартрии же мышцы физически не могут выполнять движения правильно, и для коррекции подбираются упражнения, улучшающие тонус и развивающие гибкость мышц артикуляционного аппарата.
Кроме того, диспраксия и стертая дизартрия могут сочетаться, усугубляя проявление нарушений звукопроизношения.
Обратим внимание на такое нарушение, как общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение всех сторон речи. У детей, которые посещают группы для воспитанников с ОНР, нередко выявляются признаки диспраксии и дизартрии. Поэтому при работе с такими детьми тоже необходимо использовать артикуляционную гимнастику.
Итак, артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, предназначенных для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата. Эти упражнения играют важную роль в коррекции звукопроизношения при различных нарушениях речи, в том числе диспраксии, стертой дизартрии и общем недоразвитии речи.
Как выполнять артикуляционные упражнения?
Для того, чтобы выполнение артикуляционной гимнастики давало видимый эффект, важно соблюдать несколько правил:
– выполнять артикуляционные упражнения необходимо ежедневно, чтобы сформированные двигательные навыки закреплялись более прочно;
– выполнять артикуляционную гимнастику необходимо в течение 5-10 минут;
– выполнять упражнения необходимо перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть свою артикуляцию (при этом либо взрослый и ребенок садятся рядом перед большим зеркалом, либо ребенку дается небольшое ручное зеркало, а взрослый сидит напротив);
– повторять каждое упражнение необходимо 5 раз;
– статические упражнения необходимо выполнять в течение 3-10 секунд под счет;
– сначала упражнения выполняются медленно, затем темп необходимо постепенно увеличивать;
– все упражнения проводятся в форме игры, подбираются красочные картинки-символы для каждого упражнения. Напртимер, "Бегимот разинул рот" для формирования умения удерживать рот открытым, "Блинчики" для расслабления мышц кончика языка. Такие картинки легко может сгенирировать нейросеть;
– сначала упражнение показывает взрослый, потом его выполняет ребёнок, а взрослый контролирует точность выполнения.
Соблюдая эти правила, вы сможете сделать выполнение артикуляционных упражнений эффективным и интересным для ребёнка.