Артикуляционная гимнастика, как важная составляющая при постановки звуков
картотека по развитию речи

Пантя (Алиева) Анна Сергеевна

Уважаемые родители! Артикуляционная гимнастика-важный этап в постановке звуков! В файле представлен общий комплекс артикуляционной гимнастики, а также гимнастика на каждую группу звуков.Выполните артикуляционную гимнастику совсестно с ребенком,напоминаю артикуляционный комплекс выполняется сидя перед зеркалом, по 3-4 раза в день, 10-15 раз каждое. Желаю удачи! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Общая артикуляционная гимнастика

  • Улыбка
  • Трубочка
  • Улыбка – Трубочка
  • Лопата
  • Иголочка (острый язычок)
  • Лопата – Иголочка
  • Часики

   Рот широко открыт. Язык вытянут, касаться кончиком языка то левого, то правого уголка губ.

  Следить! Чтобы язык двигался по воздуху, а не полз по нижней губе.

  • Качели

Поднимать язычок на верхнюю губу(тянуть к носу) и вновь опускать на нижнюю(тянуть к подбородку).

  • Мостик

Выгорбив спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы

  • Вкусное варенье

Широко открываем рот, кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно.

  • Орешек (грецкий орех)

Закрываем рот и упираем кончик языка то в левую, то в правую щёку, как будто катаем орешек из-за одной щеки за другую.

  • Пузырь

Плотно сомкните губы. Надуйте щеки. Медленно выдавливайте кулаками воздух через плотно сжатые губы.

  • Шарики

Попробуйте набрать воздух то под одну, то под другую щеку при плотно сомкнутых губах. Посмотрите, как это делаю я.

Дети вновь выполняют упражнение три раза. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

  • Птенчики

Под мой счет вы будете спокойно широко открывать рот, а затем закрывать.

  • Кулачки

Вы так же будете открывать и закрывать рот, но вам будут мешать кулачки, которые вы прижмете к подбородку. Посмотрите, как я делаю это упражнение.

  • Лошадка (цокает копытами)

Широко открываем рот, присасываем широкий язычок к нёбу, щёлкаем и роняем язычок.

  • Считалочка

Широко открываем рот, кончиком языка касаемся каждого верхнего зуба слева направо и обратно.

  • Длинный язычок

Широко открываем рот, сильно вытягиваем язык вперёд

  • Прятки

Закрыть широким языком верхнюю губу, спрятать.

Артикуляционная гимнастика

для постановки свистящих звуков

  • Лопата

Широкий, мягкий язык лежит на нижней губе(прикрепляю к языку кусочек тонкой бумаги). По команде сделать вдох и подуть на язык так, чтобы бумажка улетела.

  • Мостик

Выгорбите язычок и упритесь его кончиком в нижние зубы. По моей команде сделать вдох и подуете на «мостик» так, как вы только что дули на язык, чтобы сдуть бумажку.

  • Заборчик

Закройте «мостик» зубами. Не сжимайте зубы, чтобы между ними осталась узкая щель. По моей команде вы опять подуете на язычок, как делали это только что.

  • Ветерок по мостику

Разводим уголки губ, ставим язычок «мостиком» и упираемся им в нижние зубы, медленно сближаем зубы,

спокойно дуем на язычок: ссс...

  • Песенка водички

Поставьте язык за нижние зубы «мостиком», «опустите заборчик», разведите губы в улыбку. Сейчас быстро побежим по кругу, как водичка из крана, и станете петь песенку водички: ссс...

  • Насос

Помните, что звук у нашего насоса должен быть чистым. Правильно поставьте «мостик» за нижние зубы, разведите губы в улыбку.

Покажите мне, как работает насос.   С-с-с...

  • Комарики

Снова правильно поставьте «мостик» за нижние зубы, разведите губы в улыбку. Помните, что комарик звенит очень звонко.

Покажите мне, как звенит комарик.   З-з-з...

Артикуляционная гимнастика

для постановки шипящих звуков

  • Котёнок лакает молоко

А теперь представьте, как кошечка лакает молоко.

Язычок широкий, его края загибаются «чашечкой», язычок поднимается наверх.

  • Чашечка

Широко открываем рот, кладем широкий язык «лопатой» на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы.

  • Горячий чай. 

   Представьте, как пар поднимается над чашечкой.

       Давайте сделаем «чашечку» из языка, поднимем, уберем ее за верхние зубы и подуем на горячий чай: ш...

  • Подвижная игра «Пузырь»

   Текст игры буду произносить я, вы вместе со мной будете делать все движения, а в конце игры остановитесь, сделаете «чашечку» из языка, поднимите ее за верхние зубы и подуете вот так: ш...

Раздувайся, пузырь,                  Идут по кругу, держась за    

                                                                                               руки,

Раздувайся большой,                 постепенно расширяют круг.

Да не лопайся!                           Бегут по кругу, держась за

                                                                      руки.

Он летел, летел, летел,              Останавливаются, сужают

                                                                                круг.

За колючку задел.                     Делают «чашечку» из языка,

Ш-ш-ш...                                    убирают ее за верхние зубы,

                                                                                    дуют в нее

  • Игра «Жук»

   Вы превратитесь в жуков, встанете на носочки и побежите по кругу, расставив руки в стороны, а я буду произносить текст. В конце четверостишия вы должны будете показать, как жужжит жук: ж-ж-ж, ж-ж-ж.

Над лужайкой жук кружит,

Над лужайкой жук жужжит.

Он жужжит два дня уже:

«Ж-ж-ж! Ж-ж-ж!»

Подготовка артикуляционного аппарата

 к постановке звука [р]

  • Грибок

Широко откройте рот, присосите язык к нёбу. Удерживайте его, пока я буду считать до 10.

  • Лошадка

Широко откройте рот и медленно пощелкайте языком, как будто лошадка цокает копытами. (Упражнение выполняется в течение 2030 секунд. Через каждые 10 секунд детям предлагается отдохнуть, проглотить слюну, расслабиться.)

  • Пулемет

Широко откройте рот, поставьте кончик языка за верхние зубы, на бугорки, быстро произносите: «д-д-д-д-д», как будто строчите из пулемета.

  • Балалайка

Широко откройте рот, поставьте язык за верхние зубы на бугорки, быстро произнесите: «д-д-д-д-д», а я буду по очереди делать вам массаж языка соской, чтобы научить кончик языка дрожать.

  • Моторчик

Я дам ватную палочку каждому из вас. Вы коснетесь палочкой языка и «заведете моторчик» так, чтобы кончик язычка дрожал без вашей помощи.

  • Упражнение «Моторчик»

  упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется три-четыре раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру на «Моторчике».

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [л]

  • «пожевать» широкий расслабленный язык, то

убирая его в глубь рта, то высовывая обратно.

Дети выполняют упражнение 3—4раза под контролем

  • Гармошка

Попробуйте петь звук [ы], высунув широкий язык, а потом прикусите широкий кончик языка и постучите пальцами по щекам.

Дети выполняют упражнение 3—4раза.

  • Шарик

Для этого нужно упереть кончик языка в верхние зубы, стараться как бы вытолкнуть их изо рта и при этом выдувать воздух в щеки, чтобы они надулись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» -и ее роль в постановке звуков

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклад...

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки звука [Л]

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки звука [Л](по методике Е.Ф. Архиповой)Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад №6»Зеберг Н.ВЗабор –Окно...

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки звука [Р]

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки звука [Р](по методике Е.Ф. Архиповой) Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад №6»Зеберг Н.В...

Важные особенности при постановке звуков [Р], [Л], [Ш], [С]

Вопрос логопеду:Пожалуйста, расскажите какие занятия нужно проводить с детьми, которые не выговаривают буквы Р, Ш, Ж, Л. Моей дочке (5,5 лет) особенно трудно правильно говорить такие слова, которые он...

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих)

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих) включают помимо упражнений общей артикуляционной и дыхательной гимн...