Семинар -практикум для педагогов ДОУ "Артикуляционная гимнастика - это важно!"
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад
комбинированного вида № 8 «Лесная сказка»
Семинар-практикум для воспитателей
«Артикуляционная гимнастика – это важно!»
Подготовили:
учитель-логопед
Андреева Т.М.
воспитатель
Ашурок А.В.
2017г.
Цель семинара-практикума: познакомить воспитателей с
особенностями и правилами проведения артикуляционной гимнастики с
детьми.
Задачи:
- повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе
применения специальных логопедических приемов с целью профилактики
речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
- формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на
практике;
- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
Участники: воспитатели ДОУ, логопед, старший воспитатель.
Оборудование: картинка «Артикуляционная гимнастика»,
«Артикуляционная гимнастика для языка», видео логоритмика, видео артикуляционая гимнастика.
.
Раздаточный материал: ватка, артикуляционные карточки, зеркала, салфетки, рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики для воспитателей логопедических групп.
Ход семинара-практикума
Часть первая
Методические рекомендации воспитателя по проведению
артикуляционной гимнастики
Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности воспитателей дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми
Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» - «Имена прилагательные» Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и
подготовленности его к обучению в школе.
Количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями
звукопроизношения год от года не уменьшается, а растет.
Причины нарушения звукопроизношения разные:
- зависит от речевой среды, в которой ребенок развивается (дефектная речь,
быстрая речь, «сюсюканье»);
- слабость мышц языка, губ, мимических мышц;
- легкое расстройство координации движений органов артикуляции (неумение
выполнять языком и губами точные, целенаправленные движения) и т.д.
Недостатки произношения мешают ребенку развиваться и общаться со
сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, для
этого специалисты рекомендуют заниматься артикуляционной гимнастикой,
как можно раньше.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно –
важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и
родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том
случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость
органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого
нёба, маленького язычка.
Вопрос к воспитателям: Что такое – артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата,
развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов,
участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение
объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного
произнесения звуков.
Артикуляционные упражнения бывают статические (неподвижные),
направленные на удержание определенного положения губ, языка:
«Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка» и др. и динамические
(подвижные): «Часики», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье» и
др. – требуют ритмичного повтора движений, координации движений и
переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет
определенную направленность:
1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения
органов артикуляционного аппарата;
2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для
произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров,
заднеязычных);
3 группа упражнений – специфические упражнения направленные на
постановку звуков, способствующие выработке определенных движений:
подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной
связки.
Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и
развитие пространственного восприятия. Ребенок, зная названия частей своего
тела и легко ориентируясь в них, четко и правильно выполняет
артикуляционные упражнения.
Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях.
Попросите ребенка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю
губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо,
подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.
Вопросы к воспитателям:
- Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
- Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, спинка
корень.)
- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык,
губы, зубы, нижняя челюсть, твердое нёбо, голосовые связки, носовая
полость.)
- Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые
то смыкаются, то размыкаются.)
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3
– 4 раза в день по 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3
упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,
второе и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе
хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его
на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю
знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной
гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2 – 3 упражнения статических и 2 – 3
упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений,
они выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном
положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2 – 3 раза в связи с повышенной
истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение
выполняется до 10 – 15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое
упражнение имеет свое название, свой образ. Так ребенку легче запомнить
движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять
длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например, упражнение «трубочка» – придумайте несколько названий (хоботок,
шея у жирафа, дудочка, труба…)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у
ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном
положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок
может воспользоваться небольшим зеркалом, но тогда взрослый должен
находиться напротив ребенка лицом к нему.
Вопрос к воспитателям:
- Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (Зеркало,
игровой момент, карточки, знать, как правильно выполняется упражнения.)
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы. Знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям
сюжетную зарисовку. Например, как представить упражнение «Вкусное
варенье»? – Сластена Карлсон, который любит варенье.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические
указания.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение –
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения,
плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к
другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции
выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В
противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем,
ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются
гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.
5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,
облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще,
что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже,
вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.
Игровых приемов для проведении артикуляционной гимнастики великое
множество. Любая история, сказка, предметы, картинка – это наглядность, с
помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего
активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность,
новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и
эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели,
поставленные на занятии. Так же в своей работе я использую видео пособия : «Артикуляционная гимнастика».
Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, основаны
на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных
реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Занятие становится
интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок не замечает, что его
учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает
активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Главное,
подходить к выполнению артикуляционных упражнений творчески. В
процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного
эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает
неправильно, лучше его подбодрить.
Таким образом, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем
развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем
больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и
развитой речью.
Часть вторая
Практикум
Знание артикуляционных упражнений
Каждый педагог получает осенний листочек, на котором с обратной
стороны наклеена картинка к артикуляционному упражнению. Воспитатель
должен назвать артикуляционное упражнение, показать, как оно выполняется.
Если педагог затрудняется, то получает карточку, где описано артикуляционное
упражнение.
Логопед предлагает всем участникам семинара-практикума выполнить
артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки (с
демонстрацией картинок и показом артикуляционных движений).
Артикуляционная гимнастика-сказка
«У бабушки с дедушкой»
Жили-были дедушка и бабушка.
Толстые внуки приехали к ним в гости. (Надуваем щёки.)
С ними – худые, лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (упр. «Улыбка»)
Поцеловать они их потянулись. (Губы тянутся вперёд.)
Утром проснулись – в улыбочку губы. (Упр. «Улыбка»)
Чистим мы верхние, нижние зубы. (Упр. «Почистим зубки»)
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Право и влево, внутри и снаружи. (Соответствующие движения широким
языком.)
Губы сожмем мы, и рот прополощем, (поочередное надувание щек – губы не
пропускают воздух.)
И самоваром пыхтим, что есть мочи. (Одновременное надувание обеих щек с
последующим выпусканием воздуха через губы.)
Блюдца поставим – положат блины нам. (Широкий язык лежит на нижней
губе.)
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо. (Подуть на широкий язык.)
Блинчик жуем, завернем и прикусим, (жуем распластанный язык, потом
прикусываем его, завернув за нижние зубы.)
Блинчик с вареньем малиновым вкусным. (Упр. «Вкусное варенье».)
Чашки поставим, чтоб чаю налили. (Упр. «Чашечка».)
На нос подули – мы чай остудили. (Подуть с «чашечки» вверх.)
Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка» двигается вперёд-назад.)
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губы оближем. (Кончиком языка облизать губы по кругу).
Бабушка шила, а Барсик с катушкой
Бегал, как будто с живою зверюшкой. (Упр. «Катушка».)
Бабушке нашей всегда помогаем:
Нитки в иголки мы ей продеваем. (Упр. «Иголка».)
Бабушка швы на машинке строчила («иголка» двигается вперед – назад)
«Чистоговорка»
• Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).
• Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло).
• Ры – ры – ры — летят… (синие шары).
• Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор).
• Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши).
• За – за – за — в поле… (бегает коза).
• Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).
• Ор – ор – ор —. острый …. (топор).
• Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).
• Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).
Так же для лучшего достижения результата ребятам можно предложить видео логоритмику. Которая позволит в игровой форме автоматизировать поставленный звук.
Рефлексия «Закончи фразу»
Участникам семинара предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением.
Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.
Педагоги получают памятки по проведению артикуляционной гимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов. "Дыхательная гимнастика"
В этом материале можно найти немного теории о дыхательной гимнастике, разновидностях и некоторые приемы её выполнения....
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. семинар-практикум для педагогов Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей.
Семнар-практикум направлен на пропаганду здорового образа жизни и ознакомление педагогов ДОУ с дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой....
Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»
Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»...
Семинар-практикум с педагогами "Здоровье педагога как важное условие эффективной организации воспитательно-образовательного процесса"
Вот она, единственно верная дорога,Которую ты выбрал не случайно,И потому пройти ее с терпеньем,Прогнать все страхи и отчаянье,(Ведь не всегда сопутствуют удачи),Явить любви и мудрости уменье –В...
Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика»
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.Точность, сила диффер...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».
Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....
Семинар –практикум для педагогов «Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»
Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....