Семинар -практикум для педагогов ДОУ "Артикуляционная гимнастика - это важно!"
консультация по логопедии на тему

Ашурок Анастасия Владимировна

семинар - практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_vospitateley_dou.docx105.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад

комбинированного вида № 8 «Лесная сказка»

Семинар-практикум для воспитателей

«Артикуляционная гимнастика – это важно!»

                                                                                                                                      Подготовили:

                                                                                                                                      учитель-логопед

                                                                                                                                      Андреева Т.М.

                                                                                                                                      воспитатель

                                                                                                                                      Ашурок А.В.

2017г.

Цель семинара-практикума: познакомить воспитателей с

особенностями и правилами проведения артикуляционной гимнастики с

детьми.

Задачи:

- повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе

применения специальных логопедических приемов с целью профилактики

речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

- формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на

практике;

- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Участники: воспитатели ДОУ, логопед, старший воспитатель.

Оборудование: картинка «Артикуляционная гимнастика»,

 «Артикуляционная гимнастика для языка», видео логоритмика, видео артикуляционая гимнастика.

.

Раздаточный материал: ватка, артикуляционные карточки, зеркала, салфетки, рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики для воспитателей логопедических групп.

Ход семинара-практикума

Часть первая

Методические рекомендации воспитателя по проведению

артикуляционной гимнастики

Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности воспитателей дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми

Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» - «Имена прилагательные» Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса)Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и

подготовленности его к обучению в школе.

Количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями

звукопроизношения год от года не уменьшается, а растет.

Причины нарушения звукопроизношения разные:

- зависит от речевой среды, в которой ребенок развивается (дефектная речь,

быстрая речь, «сюсюканье»);

- слабость мышц языка, губ, мимических мышц;

- легкое расстройство координации движений органов артикуляции (неумение

выполнять языком и губами точные, целенаправленные движения) и т.д.

Недостатки произношения мешают ребенку развиваться и общаться со

сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, для

этого специалисты рекомендуют заниматься артикуляционной гимнастикой,

как можно раньше.

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно –

важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и

родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том

случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость

органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого

нёба, маленького язычка.

Вопрос к воспитателям: Что такое – артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных

упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата,

развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов,

участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение

объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного

произнесения звуков.

Артикуляционные упражнения бывают статические (неподвижные),

направленные на удержание определенного положения губ, языка:

«Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка» и др. и динамические

(подвижные): «Часики», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье» и

др. – требуют ритмичного повтора движений, координации движений и

переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет

определенную направленность:

        

1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения

органов артикуляционного аппарата;

2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для

произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров,

заднеязычных);

3 группа упражнений – специфические упражнения направленные на

постановку звуков, способствующие выработке определенных движений:

подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной

связки.

Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и

развитие пространственного восприятия. Ребенок, зная названия частей своего

тела и легко ориентируясь в них, четко и правильно выполняет

артикуляционные упражнения.

Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях.

Попросите ребенка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю

губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо,

подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

Вопросы к воспитателям:

- Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)

- Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, спинка

корень.)

- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык,

губы, зубы, нижняя челюсть, твердое нёбо, голосовые связки, носовая

полость.)

- Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые

то смыкаются, то размыкаются.)

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3

– 4 раза в день по 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3

упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,

второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе

хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его

на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю

знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной

гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2 – 3 упражнения статических и 2 – 3

упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений,

они выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном

положении), далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2 – 3 раза в связи с повышенной

истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение

выполняется до 10 – 15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более

сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое

упражнение имеет свое название, свой образ. Так ребенку легче запомнить

движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять

длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например, упражнение «трубочка» – придумайте несколько названий (хоботок,

шея у жирафа, дудочка, труба…)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у

ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной

гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок

может воспользоваться небольшим зеркалом, но тогда взрослый должен

находиться напротив ребенка лицом к нему.

Вопрос к воспитателям:

- Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (Зеркало,

игровой момент, карточки, знать, как правильно выполняется упражнения.)

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые

приемы. Знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям

сюжетную зарисовку. Например, как представить упражнение «Вкусное

варенье»? – Сластена Карлсон, который любит варенье.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические

указания.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение –

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения,

плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к

другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции

выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В

противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем,

ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются

гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.

5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,

облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще,

что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже,

вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.

Игровых приемов для проведении артикуляционной гимнастики великое

множество. Любая история, сказка, предметы, картинка – это наглядность, с

помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего

активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность,

новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и

эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели,

поставленные на занятии. Так же в своей работе я использую видео пособия : «Артикуляционная гимнастика».

Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, основаны

на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных

реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Занятие становится

интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок не замечает, что его

учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает

активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Главное,

подходить к выполнению артикуляционных упражнений творчески. В

процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного

эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает

неправильно, лучше его подбодрить.

Таким образом, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем

развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем

больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и

развитой речью.

Часть вторая

Практикум

Знание артикуляционных упражнений

Каждый педагог получает осенний листочек, на котором с обратной

стороны наклеена картинка к артикуляционному упражнению. Воспитатель

должен назвать артикуляционное упражнение, показать, как оно выполняется.

Если педагог затрудняется, то получает карточку, где описано артикуляционное

упражнение.

Логопед предлагает всем участникам семинара-практикума выполнить

артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки (с

демонстрацией картинок и показом артикуляционных движений).

Артикуляционная гимнастика-сказка

«У бабушки с дедушкой»

Жили-были дедушка и бабушка.

Толстые внуки приехали к ним в гости. (Надуваем щёки.)

С ними – худые, лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (упр. «Улыбка»)

Поцеловать они их потянулись. (Губы тянутся вперёд.)

Утром проснулись – в улыбочку губы. (Упр. «Улыбка»)

Чистим мы верхние, нижние зубы. (Упр. «Почистим зубки»)

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Право и влево, внутри и снаружи. (Соответствующие движения широким

языком.)

Губы сожмем мы, и рот прополощем, (поочередное надувание щек – губы не

пропускают воздух.)

И самоваром пыхтим, что есть мочи. (Одновременное надувание обеих щек с

последующим выпусканием воздуха через губы.)

Блюдца поставим – положат блины нам. (Широкий язык лежит на нижней

губе.)

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо. (Подуть на широкий язык.)

Блинчик жуем, завернем и прикусим, (жуем распластанный язык, потом

прикусываем его, завернув за нижние зубы.)

Блинчик с вареньем малиновым вкусным. (Упр. «Вкусное варенье».)

Чашки поставим, чтоб чаю налили. (Упр. «Чашечка».)

На нос подули – мы чай остудили. (Подуть с «чашечки» вверх.)

Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка» двигается вперёд-назад.)

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губы оближем. (Кончиком языка облизать губы по кругу).

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою зверюшкой. (Упр. «Катушка».)

Бабушке нашей всегда помогаем:

Нитки в иголки мы ей продеваем. (Упр. «Иголка».)

Бабушка швы на машинке строчила («иголка» двигается вперед – назад)

«Чистоговорка»

• Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).

• Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло).

• Ры – ры – ры — летят… (синие шары).

• Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор).

• Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши).

• За – за – за — в поле… (бегает коза).

• Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).

• Ор – ор – ор —. острый …. (топор).

• Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).

• Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).

 

Так же для лучшего достижения результата ребятам можно предложить  видео логоритмику. Которая позволит в игровой форме автоматизировать поставленный звук.

Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам семинара предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. 

Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.

Педагоги получают памятки по проведению артикуляционной гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. "Дыхательная гимнастика"

В этом материале можно найти немного теории о дыхательной гимнастике,   разновидностях и некоторые приемы её выполнения....

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. семинар-практикум для педагогов Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей.

Семнар-практикум направлен на пропаганду здорового образа жизни и ознакомление педагогов ДОУ с дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой....

Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»

Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»...

Семинар-практикум с педагогами "Здоровье педагога как важное условие эффективной организации воспитательно-образовательного процесса"

Вот она, единственно верная дорога,Которую ты выбрал не случайно,И потому пройти ее с терпеньем,Прогнать все страхи и отчаянье,(Ведь не всегда сопутствуют удачи),Явить любви и мудрости уменье –В...

Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика»

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.Точность, сила диффер...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».

Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

Семинар –практикум для педагогов «Грамотная речь педагога – важное условие формирования речи дошкольников»

Повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....