СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ «БЫЧОК - ЧЁРНЫЙ БОЧОК, БЕЛЫЕ КОПЫТЦА»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Русинова Светлана Алексеевна

система работы по  речевому развитию детей через ознакомление с русской народной сказкой «БычоК - чёрный бочок, Белые копытца»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_proizvedeniem_rusinova_s._a.docx244.08 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО  РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ «БЫЧОК - ЧЁРНЫЙ БОЧОК, БЕЛЫЕ КОПЫТЦА»

ВОСПИТАТЕЛЬ РУСИНОВА С.А.

Ценность: Добро  всегда победит зло, а трудолюбие и терпеливость будут вознаграждены.

Цель: Воспитать  интерес и умение слушать и слышать художественное произведение; способствовать формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев, уважение к труду.

Воспитательные  задачи:

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; нравственные качества:  доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную  минуту, умение радоваться, сопереживать

Обучающие: познакомить детей с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца»; учить детей строить полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного; продолжать работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл;  учить называть признаки предмета; помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.

Развивающие: развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение внимательно  и заинтересованно слушать сказку; совершенствовать умение вести диалог. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

Образовательные задачи

Стимулировать детей  на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками, развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, вызвать у детей интерес к русскому языку.

Материалы: Книга с иллюстрациями,  мультимедийная презентация (слайд – физкультурная  минутка), пальчиковый театр.

Понятия:  Нюрочка-девчурочка  - это уменьшительно-ласкательное от имени Анна и девочка. Одна-одинёшенька – совсем одна. Костяная нога – высохшая нога. На курьих ножках – у избушки ножки как у курицы. Пряжу пряди – делать нитку из шерсти. Бранит-ругает – сильно ругает. Хватилась – ищет. Ступа - инструмент для толчения и растирания чего-либо. Пустилась в погоню – отправилась догонять. Пест - инструмент для толчения, растирки или дробления чего-либо в ступе. Помело – тоже самое что и метла. Стадо коров - много коров вместе. Копытца – это ногти на ногах животного.

Планируемые результаты: дети понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные ответы по содержанию; проявляют сочувствие и любознательность; владеют устной связной речью, проявляют интерес к русскому народному творчеству.

Срок проведения  : одна неделя

Технологическая карта

Технологи-ческие компоненты деятельности

Деятельность,

действий педагога

Деятель- ность детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг»

Звучит музыка. Собрались все дети в круг.

Я твой друг,

И ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Предлагаю  ситуацию:

-«Вы любите сказки?

-Хотите встретиться со сказкой?»

Итак, друзья, начнём встречу со сказкой

-Знаете ли вы, как «рождается» сказка?

-Для чего сказки нужны?

-Чем  отличаются сказки от рассказов и стихов?

Дети встают  в круг.

Ситуация успеха.

Отвечают на вопросы,

проявляя устойчивый  интерес; используют полученные ранее знания.

Мотивация  на прослушивание сказки.

Демонстрируют заинтересован-ность на предстоящую деятельность.

Актуализация знаний детей

Верно, в сказках и волшебство, и животные разговаривают. А еще в сказках есть особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что такое сказка. Сегодня мы продолжаем знакомство с русскими народными сказками.

-Какие сказки называются народными?

-А какие виды сказок вы знаете?

-Какие сказки мы с вами уже знаем? 

Отвечают на вопросы, проявляют интерес, выражают собствен-

ные мысли

Умеют  осознавать то, что уже усвоено;

 умеют слушать и понимать речь других

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог

Посмотрите на обложку книги. О ком будет сказка? Побуждать детей к высказыванию.

-Сейчас вы будете слушать сказку «Бычок – черный бочок, белые копытца», постарайтесь заметить и запомнить «сказочные слова».

Проводится  словарная работа. Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.

Дети смотрят на обложку книги, проявляют интерес.  

Дети слушают сказку

Подбирают слова антонимы

С опорой на наглядность выстраивают ответ( работа с интерактивной доской).

Проявляют познавательный  интерес в процессе слушания.

Проявляют интерес к познанию новых слов.

Игровая ситуация

Предлагаю  детям отдохнуть. На экране показана физкультурная минутка.

Дети повторяют движения по видео.

Дети расслаблены, отдохнули и готовы к деятельности.

Работа с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности)

групповое/ индивидуальное обсуждение

-О чем говорится в сказке?

-Кто ее главные герои?

-С кем жила Нюрочка-девчурочка?

-Куда и зачем позвали Нюрочку подружки?

-О чём просили родители Нюрочки и почему?

-Что случилось с Нюрочкой в лесу, и что она делала?

-Кто проходил мимо Нюрочки и что сделал с ней?

-Как относилась Баба Яга к Нюрочке?

-Кто первым пытался помочь Нюрочке и как?

-Что сделала Баба Яга -Кто вторым пытался помочь Нюрочке и как?

-Что сделала Баба Яга?

-Кто третьим пытался помочь Нюрочке и как?

-Что сказала Нюрочка?

-Что сделала Баба Яга?

-Как бычок спас Нюрочку?

Понравилась вам сказка? Вы, наверное, захотите рассказать ее дома своим родным. Давайте попробуем сделать это как можно лучше. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

-Жили-были…

-Была у них дочка …

-Пошла она с подругами…

-Козёл. Он посадил Нюрочку на спину и побежал.

-Баба Яга села в ступу и пустилас

С помощью взрослого: дают нравственную оценку героям произведения, в соответствии с принятыми моральными и этическими нормами

Демонстрируют совершенствование диалогической и монологической форм речи;

умение строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Сотрудничают  с взрослым и сверстниками.  

Понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию

Устанавливают причинно- следственные связи.

Проявляют интерес к воспроизведению   сказки, досказывают в речи концовки предложений.

Творческий Работа в центрах:

Центр Познания

В центре познания вы можете познакомиться с образом жизни и повадками животных из сказки

Рассматривание « Лепбук

« Домашние животные» дидактические игры и задания по теме

 Дети определяют по картинкам животных, их повадки, образ жизни, отражают в речи.

Центр Искусства

В центре искусства вы нарисуете картинки для иллюстрации книжки

Рисуют используя разнообраз- ные средства выразитель-ности

Созданы сюжетные рисунки для оформления книжки малышки

Изготовление книжки-малышки по сказке «Бычок – чёрный бочок, белые копытца»

Выполняют задание

Книжки-малышки «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» в подарок малышам

Центр Кулинарии

Приготовление блюда для героев сказки на выбор.

Проверим, легко ли было Нюрочке-дочурочке готовить еду.  

Работают используя таблицы - схемы

Блюдо для героя сказки. Проявление, активности и самостоятельности

Центр Конструирования

Конструирование животных (баран, козёл, бычок). 

Выполняют задание

Создание животных (лего, бросовый материал)

Центр игры

Обыгрывание сказки закрепление и уточнение словаря, развитие навыков быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов.

Драматизация сказки

Показ сказки для детей младшей группы

Центр математики

Дидактическая игра «Собери грибы». Закрепить состав чисел до пяти.

Выполняют задание

Проявление, активности и самостоятельности 

Центр книги

Рассматривание иллюстраций изображение лица Нюрочки, Бабы Яги, их одежду. Изображение Барана, Козла, Бычка, болотца и т.д.

Вспомнить ещё раз героев сказки

Проявление, активности и самостоятельности

Центр безопасности и здоровья

Упражнение «Дорисуй лицо»

Выполняют задание

Определять эмоциональное состояние людей

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действия педагога

Рефлексивная ситуация Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)

-Как заканчивается сказка – хорошо или плохо?

-Что понравилось вам в этой сказке?

-Какова основная мысль сказки?

-Есть такая пословица:  «Сам пропадай, друга выручай». Подходит  ли она к этой сказке? Объясните, почему вы так думаете?

-Есть и другая пословица: «Плохо тому, кто добра не творит никому». О ком в сказке можно так сказать?

Открыто-перспективный

-Как вы думаете,  а для других ребят вы сможете рассказать сказку «Бычок – чёрный бочок, белые копытца»? А кому  еще вы ее сможете рассказать?

Приложение

Сказка: «Бычок – черный бочок, белые копытца и Нюрочка девчурочка».

Жила была девочка звали её Нюрочка. Пошла она в лес и попала к Бабе Яге. Баба Яга с утра до ночи работать её заставляла, не кормила, ругала-бранила. Конечно, она захотела от Бабы Яги убежать. Пытались ей помочь и овечки, и  баран и козы. Но не смогли. Они были слабыми. А помог ей  бычок – чёрный бочок, белые копытца. А баба яга осталась одна. Горько, горько она заплакала. Но была сама виновата. Пожалела её девочка. Попросила папу и маму, и они вместе пошли к Бабе Яге. Прибрались у неё в доме, мама научила печь пироги. Папа  построил сарай, они накосили травы, и все животные пришли к ней жить. Баба  Яга обрадовалась и пригласила девочку у неё погостить. Она стала доброй красивой и приветливой и никого уже не обижала.

Марина Х. 5 лет.

         

Нюрочка едет к Бабе Яге                                            Домик Бабы Яги

  Баба Яга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»

Открытое интегрированное занятие образовательная область  « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...

Конспект НОД во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Бычок — черный бочок, белые копытца»

Конспект НОД во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Бычок — черный бочок, белые копытца»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе Тема: «Рассказывание сказки «Бычок чёрный бочок - белые копытца».

Цель: содействие овладению умением слушать и понимать содержание литературного произведения, эмоционально воспринимать сюжет, сопереживать персонажам.  Задачи:Познакомить детей с содерж...

Чтение русской народной сказки "Бычок-чёрный бочок -белые копытца" (обр. М Булатова)

Занятие по речевому развитию во второй младшей группе...

Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца».

Конспект.Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца»....

Конспект ОД по развитию речи для детей от 3 до 4 лет на тему: Чтение русской народной сказки Бычок черный бочок, белые копытца (обр. М. Булатом).

Конспект ОД по развитию речи для детей от 3 до 4 лет на тему:  Чтение русской народной сказки Бычок черный бочок, белые копытца (обр. М. Булатом)....

Чтение русской народной сказки «Бычок — черный бочок, белые копытца».

Все на свете дети очень любят сказки, Все на свете дети сказки очень ждут, Если очень любишь, если очень веришь, Сказки станут былью, в гости к нам придут!...