СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ «БЫЧОК - ЧЁРНЫЙ БОЧОК, БЕЛЫЕ КОПЫТЦА»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
система работы по речевому развитию детей через ознакомление с русской народной сказкой «БычоК - чёрный бочок, Белые копытца»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_proizvedeniem_rusinova_s._a.docx | 244.08 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ «БЫЧОК - ЧЁРНЫЙ БОЧОК, БЕЛЫЕ КОПЫТЦА»
ВОСПИТАТЕЛЬ РУСИНОВА С.А.
Ценность: Добро всегда победит зло, а трудолюбие и терпеливость будут вознаграждены.
Цель: Воспитать интерес и умение слушать и слышать художественное произведение; способствовать формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев, уважение к труду.
Воспитательные задачи:
Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться, сопереживать
Обучающие: познакомить детей с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца»; учить детей строить полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного; продолжать работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл; учить называть признаки предмета; помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.
Развивающие: развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказку; совершенствовать умение вести диалог. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.
Образовательные задачи
Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками, развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, вызвать у детей интерес к русскому языку.
Материалы: Книга с иллюстрациями, мультимедийная презентация (слайд – физкультурная минутка), пальчиковый театр.
Понятия: Нюрочка-девчурочка - это уменьшительно-ласкательное от имени Анна и девочка. Одна-одинёшенька – совсем одна. Костяная нога – высохшая нога. На курьих ножках – у избушки ножки как у курицы. Пряжу пряди – делать нитку из шерсти. Бранит-ругает – сильно ругает. Хватилась – ищет. Ступа - инструмент для толчения и растирания чего-либо. Пустилась в погоню – отправилась догонять. Пест - инструмент для толчения, растирки или дробления чего-либо в ступе. Помело – тоже самое что и метла. Стадо коров - много коров вместе. Копытца – это ногти на ногах животного.
Планируемые результаты: дети понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные ответы по содержанию; проявляют сочувствие и любознательность; владеют устной связной речью, проявляют интерес к русскому народному творчеству.
Срок проведения : одна неделя
Технологическая карта
Технологи-ческие компоненты деятельности | Деятельность, действий педагога | Деятель- ность детей | Планируемый результат | |
Организация на совместную деятельность «Круг» | Звучит музыка. Собрались все дети в круг. Я твой друг, И ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. Предлагаю ситуацию: -«Вы любите сказки? -Хотите встретиться со сказкой?» Итак, друзья, начнём встречу со сказкой -Знаете ли вы, как «рождается» сказка? -Для чего сказки нужны? -Чем отличаются сказки от рассказов и стихов? | Дети встают в круг. Ситуация успеха. Отвечают на вопросы, проявляя устойчивый интерес; используют полученные ранее знания. | Мотивация на прослушивание сказки. Демонстрируют заинтересован-ность на предстоящую деятельность. | |
Актуализация знаний детей | Верно, в сказках и волшебство, и животные разговаривают. А еще в сказках есть особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что такое сказка. Сегодня мы продолжаем знакомство с русскими народными сказками. -Какие сказки называются народными? -А какие виды сказок вы знаете? -Какие сказки мы с вами уже знаем? | Отвечают на вопросы, проявляют интерес, выражают собствен- ные мысли | Умеют осознавать то, что уже усвоено; умеют слушать и понимать речь других | |
Знакомство с ценностью. Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей) Ценностный диалог | Посмотрите на обложку книги. О ком будет сказка? Побуждать детей к высказыванию. -Сейчас вы будете слушать сказку «Бычок – черный бочок, белые копытца», постарайтесь заметить и запомнить «сказочные слова». Проводится словарная работа. Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл. | Дети смотрят на обложку книги, проявляют интерес. Дети слушают сказку Подбирают слова антонимы | С опорой на наглядность выстраивают ответ( работа с интерактивной доской). Проявляют познавательный интерес в процессе слушания. Проявляют интерес к познанию новых слов. | |
Игровая ситуация | Предлагаю детям отдохнуть. На экране показана физкультурная минутка. | Дети повторяют движения по видео. | Дети расслаблены, отдохнули и готовы к деятельности. | |
Работа с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?» Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности) групповое/ индивидуальное обсуждение | -О чем говорится в сказке? -Кто ее главные герои? -С кем жила Нюрочка-девчурочка? -Куда и зачем позвали Нюрочку подружки? -О чём просили родители Нюрочки и почему? -Что случилось с Нюрочкой в лесу, и что она делала? -Кто проходил мимо Нюрочки и что сделал с ней? -Как относилась Баба Яга к Нюрочке? -Кто первым пытался помочь Нюрочке и как? -Что сделала Баба Яга -Кто вторым пытался помочь Нюрочке и как? -Что сделала Баба Яга? -Кто третьим пытался помочь Нюрочке и как? -Что сказала Нюрочка? -Что сделала Баба Яга? -Как бычок спас Нюрочку? Понравилась вам сказка? Вы, наверное, захотите рассказать ее дома своим родным. Давайте попробуем сделать это как можно лучше. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать. -Жили-были… -Была у них дочка … -Пошла она с подругами… | -Козёл. Он посадил Нюрочку на спину и побежал. -Баба Яга села в ступу и пустилас | С помощью взрослого: дают нравственную оценку героям произведения, в соответствии с принятыми моральными и этическими нормами Демонстрируют совершенствование диалогической и монологической форм речи; умение строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сотрудничают с взрослым и сверстниками. Понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию Устанавливают причинно- следственные связи. Проявляют интерес к воспроизведению сказки, досказывают в речи концовки предложений. | |
Творческий Работа в центрах: Центр Познания | В центре познания вы можете познакомиться с образом жизни и повадками животных из сказки | Рассматривание « Лепбук « Домашние животные» дидактические игры и задания по теме | Дети определяют по картинкам животных, их повадки, образ жизни, отражают в речи. | |
Центр Искусства | В центре искусства вы нарисуете картинки для иллюстрации книжки | Рисуют используя разнообраз- ные средства выразитель-ности | Созданы сюжетные рисунки для оформления книжки малышки | |
Изготовление книжки-малышки по сказке «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» | Выполняют задание | Книжки-малышки «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» в подарок малышам | ||
Центр Кулинарии | Приготовление блюда для героев сказки на выбор. Проверим, легко ли было Нюрочке-дочурочке готовить еду. | Работают используя таблицы - схемы | Блюдо для героя сказки. Проявление, активности и самостоятельности | |
Центр Конструирования | Конструирование животных (баран, козёл, бычок). | Выполняют задание | Создание животных (лего, бросовый материал) | |
Центр игры | Обыгрывание сказки закрепление и уточнение словаря, развитие навыков быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов. | Драматизация сказки | Показ сказки для детей младшей группы | |
Центр математики | Дидактическая игра «Собери грибы». Закрепить состав чисел до пяти. | Выполняют задание | Проявление, активности и самостоятельности | |
Центр книги | Рассматривание иллюстраций изображение лица Нюрочки, Бабы Яги, их одежду. Изображение Барана, Козла, Бычка, болотца и т.д. | Вспомнить ещё раз героев сказки | Проявление, активности и самостоятельности | |
Центр безопасности и здоровья | Упражнение «Дорисуй лицо» | Выполняют задание | Определять эмоциональное состояние людей | |
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действия педагога | |||
Рефлексивная ситуация Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?) | -Как заканчивается сказка – хорошо или плохо? -Что понравилось вам в этой сказке? -Какова основная мысль сказки? -Есть такая пословица: «Сам пропадай, друга выручай». Подходит ли она к этой сказке? Объясните, почему вы так думаете? -Есть и другая пословица: «Плохо тому, кто добра не творит никому». О ком в сказке можно так сказать? | |||
Открыто-перспективный | -Как вы думаете, а для других ребят вы сможете рассказать сказку «Бычок – чёрный бочок, белые копытца»? А кому еще вы ее сможете рассказать? |
Приложение
Сказка: «Бычок – черный бочок, белые копытца и Нюрочка девчурочка».
Жила была девочка звали её Нюрочка. Пошла она в лес и попала к Бабе Яге. Баба Яга с утра до ночи работать её заставляла, не кормила, ругала-бранила. Конечно, она захотела от Бабы Яги убежать. Пытались ей помочь и овечки, и баран и козы. Но не смогли. Они были слабыми. А помог ей бычок – чёрный бочок, белые копытца. А баба яга осталась одна. Горько, горько она заплакала. Но была сама виновата. Пожалела её девочка. Попросила папу и маму, и они вместе пошли к Бабе Яге. Прибрались у неё в доме, мама научила печь пироги. Папа построил сарай, они накосили травы, и все животные пришли к ней жить. Баба Яга обрадовалась и пригласила девочку у неё погостить. Она стала доброй красивой и приветливой и никого уже не обижала.
Марина Х. 5 лет.
Нюрочка едет к Бабе Яге Домик Бабы Яги
Баба Яга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»
Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...
Конспект НОД во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Бычок — черный бочок, белые копытца»
Конспект НОД во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Бычок — черный бочок, белые копытца»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе Тема: «Рассказывание сказки «Бычок чёрный бочок - белые копытца».
Цель: содействие овладению умением слушать и понимать содержание литературного произведения, эмоционально воспринимать сюжет, сопереживать персонажам. Задачи:Познакомить детей с содерж...
Чтение русской народной сказки "Бычок-чёрный бочок -белые копытца" (обр. М Булатова)
Занятие по речевому развитию во второй младшей группе...
Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца».
Конспект.Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца»....
Конспект ОД по развитию речи для детей от 3 до 4 лет на тему: Чтение русской народной сказки Бычок черный бочок, белые копытца (обр. М. Булатом).
Конспект ОД по развитию речи для детей от 3 до 4 лет на тему: Чтение русской народной сказки Бычок черный бочок, белые копытца (обр. М. Булатом)....
Чтение русской народной сказки «Бычок — черный бочок, белые копытца».
Все на свете дети очень любят сказки, Все на свете дети сказки очень ждут, Если очень любишь, если очень веришь, Сказки станут былью, в гости к нам придут!...