Мастер -класс "Составление загадок и метафор"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Работа по составлению загадок и метафор с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_po_zagadkam.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере инновационных практик по развитии связной речи дошкольников.
Задачи:
- Познакомить коллег с технологией составления загадок и метафор по ТРИЗ.
- Научить основным приёмам составления загадок и метафор.
- Передать собственный опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, форм и приёмов педагогической деятельности.
- Отработать приёмы составления загадок и метафор в деятельностном режиме.
- Создать условия для включения всех педагогов в практическую деятельность при проведении мастер - класса.
- Создать атмосферу открытости, доброжелательности в процессе общения.
Оборудование: мультимедиапроектор для демонстрации презентации, картинки , листы А4, фломастеры, карандаши для практической деятельности.
Ход мастер – класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
В начале нашего мастер – класса я хотела бы вас спросить о ком можно сказать:
Воспитывает, но не мама
Обучает, но не книга,
Учится, но не ученик,
Играет, но не ребёнок.
Правильно, это воспитатель.
Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести этот текст? Загадки
ЗАГАДКА относится к малым жанрам фольклора, она отличается краткостью и лаконичностью высказывания. Обычно загадки строятся «на иносказании, метафоре, аллегории, описании предметов, явлений, живых существ в замысловатой вопросительно-констатирующей форме (где этот вопрос подразумевается)» и требуют «разгадки, ответа, расшифровки специально закодированной информации».
Поэтому, говоря о загадках, мы не можем не остановиться и на метафорах.
МЕТА́ФОРА (от греч. metaphora — перенос) — вид тропа: переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Другими словами, метафора – перенос значения слова по сходству.
Пример
Золотые руки – все, что ими делается, получается хорошо, а значит, ценно;
Пламенное сердце – умеющее любить, переживать сильные эмоции;
Стальные нервы – спокойствие и рассудительность даже в экстремальных условиях.
В основе работы по сочинению загадки лежит метод синектики (аналогии), разработанный У. Гордоном в 50х гг. Уильям Гордон предложил новый метод поиска творческих решений – синектика – в переводе с греческого «совмещение разнородных элементов»
Использование символической аналогии, а именно: метафор, поэтических образов, сравнений для характеристики объектов либо процессов, происходящих в
них.
Позволяет описать воображаемый объект и представить его в виде загадки.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает рекомендаций о том, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдение за работой детей показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы вспоминает ответ.
Модель 1 "Какой? - Что такое же у другого объекта?"
Какой? | Что такое же? |
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.
Например: Какой самовар по цвету? – Блестящий (воспитатель записывает это слово в левой части таблицы на первой строке). Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). Какой он по форме, размеру? - Пузатый (заполняется третья строчка левой части таблицы). Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы
Блестящий | Монета |
Шипящий | Вулкан |
Пузатый | Арбуз |
Итог: Блестящий как начищенная монета
Шипящий как проснувшийся вулкан
Пузатый, но не (как) спелый арбуз
Модель 2 "Что делает? - Что делает так же?"
Что делает? | Кто(что) это делает также? |
Итог: «Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает, как лодочка». Лягушка.
Модель 3 «На что похоже? - Чем отличается?»
На что похоже? | Чем отличается? |
Протокол составления загадки про гриб: - На что похож гриб? - На мужичка. - А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды. - Еще на что похож? - На дом, но без окон. - А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка. Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Модель 4 "Назови части объекта и сравни их с частями другого объекта".
Какая часть? | У какого объекта есть такая же часть? |
Работа с метафорой
Ребенок может самостоятельно создавать фразу метафорического плана после усвоения модели составления метафоры. В работе с дошкольниками целесообразно использовать наиболее простую модель составления метафоры:
Модель №1
1.Определяется Объект 1 (радуга), о котором составляется метафора.
2.Выявляется специфическое свойство (разноцветная).
3.Выбирается Объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
4.Определяется место Объекта 1 (небо после дождя).
5.Объединяются: Объект 2 (цветочная поляна) и место Объекта 1 (небо после дождя) для составления метафорической фразы (Цветочная поляна небес после дождя).
6.Составляется варианты развернутых предложений с этим словосочетаниями (Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя. Небо засияло цветочной поляной.)
7.Повтор правил составления метафоры.
Примечание При создании метафоры по данной модели в развернутых предложениях (п.6) не используются слова, обозначающие объект №1 и его специфическое свойство (1,2).
Фактически дело имеют дело с загадочной фразой, в которой неявно обозначен объект с его специфической характеристикой.
Модель №2
Более сложная модель построения метафоры включает в себя следующие шаги: 1.Берется Объект №1 для составления метафоры (снегири).
2.У него выявляется какой – либо признак, отвечающий на вопрос «какой?» (красные).
3.Переделывается прилагательное (красные) в существительное (краснота). 4.Данное свойство (краснота) ищется у второго объекта (яблоки)
5.Определяется место нахождения Объекта № 1 (ели в заснеженном лесу). 6.Объединяются свойство Объекта № 2 (краснота яблок) и местонахождения объекта №1 (Ели в заснеженном лесу) в качестве основы построения метафорической фразы (Краснота яблок заснеженного леса на елях).
7.Составляется варианты развернутых предложений с этим словосочетаниями (В лесу закраснели яблоки на заснеженных елях. Краснота яблок зимнего леса радовала глаз).
8. Повтор правил составления метафоры.
Методические рекомендации. ♣ Обучение детей составлению метафор будет наиболее успешным, если возвращаться к моделям и проговаривать правила их создания
♣ Не обязательно детям называть слово «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или «письма Королевы Красивой Речи».
♣ Примеры метафор, придуманных детьми
Радуга разноцветная-ситец на небе дугообразная-коромысло, ворота Радуга на небе - «Ситец неба», «Небесное коромысло», «Небесные ворота».
После дождя яркими красками разливался ситец неба. Семицветное коромысло перекинулось через всѐ небо. Небесные ворота радовали наше воображение. Звѐзды Маленькие-точки, горошинки Красивые-бусинки, ожерелье. На небе Рассыпчатые-конфетти, брызги Светящиеся-светлячки Круглые-пуговки Звѐзды - «Ожерелье ночного неба», «Небесные бусинки, небесные пуговки, небесные точки, небесные горошинки, ожерелье ночного неба, брызги ночного неба, конфетти ночного неба». Небесный бисер украсил ночное небо. Я любуюсь на пришитые пуговки ночного неба. Небесные светлячки освещали мой путь. Небесные горошинки рассыпались по небу. Лесное зеркало земли отражало красоту белых лебедей. В лесных окнах земли лѐтчики могли видеть отражение летящего самолѐта. Паутина Тонкая-иголка В Сплетѐнная-сети лесу Паутина - «Лесные сети». Пауки натягивали лесные сети и ловили в них мух. Поздней осенью на деревьях блестели тонкие лесные сети.
Литература: Т. А. Сидорчук «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников» - АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский Дом Печати», 2015. – 248с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
составление загадок, модели составления метафор
В презентации указаны методы по развитию творческого воображеня по технолигии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ...
Составление загадок и метафор с помощью ТРИЗ
Данная технология побуждает детей к наблюдению, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, делает обучение ненавязчивым и интересным....
«Федот, да не тот»Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам»
«Федот, да не тот»Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам»...
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Составление загадок и метафор.
Технология ТРИЗ...
Мастер-класс «Сказка и метафора в работе психолога ДОУ»
laquo;Кататимный поход в сказку» может служить эффективным диагностическим инструментом. В то же время даже одно занятие по методике «Кататимного похода в сказку» оказывает мощное т...