Мастер -класс "Составление загадок и метафор"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Давлетшина Татьяна Ивановна

Работа по составлению загадок и метафор с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_po_zagadkam.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ  в сфере инновационных практик по развитии связной речи дошкольников.

Задачи:

  • Познакомить коллег с  технологией составления загадок и метафор по ТРИЗ.
  • Научить основным приёмам составления загадок и метафор.
  •  Передать собственный опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, форм и приёмов педагогической деятельности.
  •  Отработать приёмы составления загадок и метафор в деятельностном режиме.
  •  Создать условия для включения всех педагогов в практическую деятельность при проведении мастер - класса.
  • Создать атмосферу открытости, доброжелательности в процессе общения.

Оборудование: мультимедиапроектор для демонстрации презентации, картинки , листы А4, фломастеры, карандаши для практической деятельности.

Ход мастер – класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

В начале нашего мастер – класса я хотела бы вас спросить о ком можно сказать:

Воспитывает, но не мама

Обучает, но не книга,

Учится, но не ученик,

Играет, но не ребёнок.

Правильно, это воспитатель.

Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести этот текст? Загадки

ЗАГАДКА относится к малым жанрам фольклора, она отличается краткостью и лаконичностью высказывания. Обычно загадки строятся «на иносказании, метафоре, аллегории, описании предметов, явлений, живых существ в замысловатой вопросительно-констатирующей форме (где этот вопрос подразумевается)» и требуют «разгадки, ответа, расшифровки специально закодированной информации».

Поэтому, говоря о загадках, мы не можем не остановиться и на метафорах.

МЕТА́ФОРА (от греч. metaphora — перенос) — вид тропа: переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Другими словами, метафора – перенос значения слова по сходству.

Пример

Золотые руки – все, что ими делается, получается хорошо, а значит, ценно;

Пламенное сердце – умеющее любить, переживать сильные эмоции;

Стальные нервы – спокойствие и рассудительность даже в экстремальных условиях.

В основе работы по сочинению загадки лежит метод синектики (аналогии), разработанный У. Гордоном в 50х гг. Уильям Гордон предложил новый метод поиска творческих решений – синектика – в переводе с греческого «совмещение разнородных элементов»

Использование символической аналогии, а именно: метафор, поэтических образов, сравнений для характеристики объектов либо процессов, происходящих в

них.

Позволяет описать воображаемый объект и представить его в виде загадки.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает рекомендаций о том, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдение за работой детей показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы вспоминает ответ.

Модель 1 "Какой? - Что такое же у другого объекта?"

Какой?

Что такое же?

           У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.

Например: Какой самовар по цвету? – Блестящий (воспитатель записывает это слово в левой части таблицы на первой строке). Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). Какой он по форме, размеру? - Пузатый (заполняется третья строчка левой части таблицы). Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Пузатый

Арбуз

Итог: Блестящий как начищенная монета

Шипящий как проснувшийся вулкан

Пузатый, но не (как) спелый арбуз

Модель 2 "Что делает? - Что делает так же?"

Что делает?

Кто(что) это делает также?

Итог: «Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает, как лодочка». Лягушка.

Модель 3 «На что похоже? - Чем отличается?»

На что похоже?

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб: - На что похож гриб? - На мужичка. - А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды. - Еще на что похож? - На дом, но без окон. - А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка. Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Модель 4 "Назови части объекта и сравни их с частями другого объекта".

Какая часть?

У какого объекта есть такая же часть?

Работа с метафорой

Ребенок может самостоятельно создавать фразу метафорического плана после усвоения модели составления метафоры. В работе с дошкольниками целесообразно использовать наиболее простую модель составления метафоры:

Модель №1 

1.Определяется Объект 1 (радуга), о котором составляется метафора.

2.Выявляется специфическое свойство (разноцветная).

3.Выбирается Объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

4.Определяется место Объекта 1 (небо после дождя).

5.Объединяются: Объект 2 (цветочная поляна) и место Объекта 1 (небо после дождя) для составления метафорической фразы (Цветочная поляна небес после дождя).

6.Составляется варианты развернутых предложений с этим словосочетаниями (Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя. Небо засияло цветочной поляной.)

7.Повтор правил составления метафоры.

Примечание При создании метафоры по данной модели в развернутых предложениях (п.6) не используются слова, обозначающие объект №1 и его специфическое свойство (1,2).

Фактически дело имеют дело с загадочной фразой, в которой неявно обозначен объект с его специфической характеристикой.

Модель №2 

Более сложная модель построения метафоры включает в себя следующие шаги: 1.Берется Объект №1 для составления метафоры (снегири).

2.У него выявляется какой – либо признак, отвечающий на вопрос «какой?» (красные).

3.Переделывается прилагательное (красные) в существительное (краснота). 4.Данное свойство (краснота) ищется у второго объекта (яблоки)

5.Определяется место нахождения Объекта № 1 (ели в заснеженном лесу). 6.Объединяются свойство Объекта № 2 (краснота яблок) и местонахождения объекта №1 (Ели в заснеженном лесу) в качестве основы построения метафорической фразы (Краснота яблок заснеженного леса на елях).

7.Составляется варианты развернутых предложений с этим словосочетаниями (В лесу закраснели яблоки на заснеженных елях. Краснота яблок зимнего леса радовала глаз).

8. Повтор правил составления метафоры.

Методические рекомендации.  Обучение детей составлению метафор будет наиболее успешным, если возвращаться к моделям и проговаривать правила их создания

  Не обязательно детям называть слово «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или «письма Королевы Красивой Речи».

 Примеры метафор, придуманных детьми

Радуга разноцветная-ситец на небе дугообразная-коромысло, ворота Радуга на небе - «Ситец неба», «Небесное коромысло», «Небесные ворота».

После дождя яркими красками разливался ситец неба. Семицветное коромысло перекинулось через всѐ небо. Небесные ворота радовали наше воображение. Звѐзды Маленькие-точки, горошинки Красивые-бусинки, ожерелье. На небе Рассыпчатые-конфетти, брызги Светящиеся-светлячки Круглые-пуговки Звѐзды - «Ожерелье ночного неба», «Небесные бусинки, небесные пуговки, небесные точки, небесные горошинки, ожерелье ночного неба, брызги ночного неба, конфетти ночного неба». Небесный бисер украсил ночное небо. Я любуюсь на пришитые пуговки ночного неба. Небесные светлячки освещали мой путь. Небесные горошинки рассыпались по небу.     Лесное зеркало земли отражало красоту белых лебедей. В лесных окнах земли лѐтчики могли видеть отражение летящего самолѐта. Паутина Тонкая-иголка В Сплетѐнная-сети лесу Паутина - «Лесные сети». Пауки натягивали лесные сети и ловили в них мух. Поздней осенью на деревьях блестели тонкие лесные сети.

Литература: Т. А. Сидорчук «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников» - АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский Дом Печати», 2015. – 248с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

составление загадок, модели составления метафор

В презентации указаны методы по развитию творческого воображеня по технолигии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ...

Составление загадок и метафор с помощью ТРИЗ

Данная технология побуждает детей к наблюдению, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, делает обучение ненавязчивым и интересным....

«Федот, да не тот»Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам»

«Федот, да не тот»Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам»...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Мастер-класс «Сказка и метафора в работе психолога ДОУ»

laquo;Кататимный поход в сказку» может служить эффективным диагностическим инструментом. В то же время даже одно занятие по методике «Кататимного похода в сказку» оказывает мощное т...