Мастер-класс «Сказка и метафора в работе психолога ДОУ»
методическая разработка
«Кататимный поход в сказку» может служить эффективным диагностическим инструментом. В то же время даже одно занятие по методике «Кататимного похода в сказку» оказывает мощное терапевтическое воздействие на пациента и дает ему ресурсную подпитку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Мастер-класс
«Сказка и метафора в работе психолога ДОУ»
(методика «Кататимного похода в сказку»)
.
Шепенева
Анжелла Николаевна,
педагог-психолог
первой квалификационной категории
2019 г.
- Теоретическая часть.
Слайд 1.
Вы помните свои детские впечатления от волшебных сказок? А как переживали за главного героя, как в месте с ним преодолевали трудности, радовались его удачам и победам?
С персонажами сказок мы учились отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории будили наше воображение и фантазии помогали перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, противостоять искушениям и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Слайд 2.
Современные дети, слушая сказки, проходят тот же путь познания мира и обретения опыта. Известный австралийский психолог Д.Бретт писала, что дети находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха».
В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.
Слайд 3.
Новые возможности психотерапевтического использования сказки открывает психотерапия по методу символдрамы.
Метод символдрамы (кататимно-имагинативная психотерапия) разработан известным немецким психотерапевтом профессором X. Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «внутренних картин» на заданную психотерапевтом тему(мотив).
Я.Обухов разработал методику «Кататимного похода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символ-драмы. Структура психотерапевтического занятия, согласно методике, определяется следующими четырьмя важными фазами:
Слайд 4.
Фаза предварительной беседы (15-20 минут). Ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Иногда, если сказка малоизвестна, его просят пересказать эту сказку. На этой фазе выявляется, когда ребенку впервые рассказали или прочитали сказку, кто ее читал или рассказывал, как и где это происходило, какие моменты сказки его особенно волновали, как он относился к отдельным героям.
Фаза релаксации (1- 5минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться, проводится упражнение на релаксацию.
Фаза представления образа (от 5 до 40 минут, в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы: «Представьте себе, что ты оказался в сказке... Все, что ты представишь,—это хорошо . Мы можем работать с любым образом».
Фаза обсуждения (5-10 минут). По окончании представления образов с ребенком проводится обсуждение и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается затем на предварительной беседе следующего сеанса.
Слайд 5.
Противопоказанием для использования методики «Кататимного похода в сказку» автор называет:
1) острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния;
2) церебрально –органические синдромы в тяжелой форме;
3) недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;
4) недостаточная мотивация.
- Практическая часть. Итак, уважаемые коллеги, кто желает, предлагаю вам отправиться в поход в сказку.
Передавая мягкую игрушку по кругу:
подумайте и вспомните свою любимую сказку;
вспомните, когда вы её услышали впервые;
кто вам её рассказал;
где это происходило.
(высказывания педагогов) Вопросы по ходу обсуждения сказки: Какие моменты сказки вас особенно волновали, как вы относились к …. (конкретные герои сказки).
Сядьте удобно, закройте глаза, постарайтесь расслабиться, почувствуйте приятное тепло и тяжесть во всех частях тела. Представьте себе, что вы находитесь в вашей любимой сказке. Всё, что Вы представите, — это хорошо. Мы можем работать с любым образом. В каком именно эпизоде вы находитесь? Что вы видите вокруг? Какие звуки вокруг вас? И т.д.
После погружения и пребывания в сказке, возвращение.
Попрощайтесь со своей любимой сказкой, на счет три вы откроете глаза.1.2.3. Обсуждение возникших образов. Что чувствовали, что видели, что происходило в сказке? Есть ли аналогии в жизни с ситуацией, увиденной в сказке? Что происходит в жизни?
При желании, вы можете дома нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, написать текст, что происходит в вашей любимой сказке.
- Заключительная часть. Передавая мягкую игрушку по кругу:
Как самочувствие?
Что было трудно, что легко.
Будете ли применять данный метод в работе?
Спасибо за совместную работу, уважаемые коллеги.
Слайд 6.
В ходе работы с любимой сказкой по методу символдрамы выявляются многие проблемы и глубинные личностные конфликты. Поэтому «Кататимный поход в сказку» может служить эффективным диагностическим инструментом. В то же время даже одно занятие по методике «Кататимного похода в сказку» оказывает мощное терапевтическое воздействие на пациента и дает ему ресурсную подпитку. Происходит глубокое эмоциональное прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов и проблем. «Кататимный поход в сказку» дает возможность глубоко пережить, проработать и принять то, что при использовании вербально-когнитивных техник психотерапии оставалось бы на поверхностно-понятийном уровне.
Слайд 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: " Чему учат сказки?" и мастер- класс " Сотвори сказку своими руками"
Родители вместе с детьми создают куклу - сказку и начинают её оживлять....
Мастер – класс «Использование нетрадиционных приемов в логопедической работе посредством сказки «Путешествие маленькой гусеницы»
Цель: Представление обобщенного, личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.Задачи:1. Создание условий для профессионального р...
Мастер-класс для педагогов "Технология ТРИЗ при работе со сказкой с детьми дошкольного возраста"
В публикации представлены нетрадиционные способы ознакомления со сказкой, с использованием технологии ТРИЗ....
Мастер-класс для педагогов "Камни Марблс в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
Камешки Марблс-прекрасное, яркое, красочное, полифункциональное пособие, которое доставляет радость детям и одновременно развивает их. Камни Марблс, это нетрадиционный метод коррекционно-развивающей р...
Мастер -класс в форме презентации "Биоэнергопластика в работе педагога-психолога"
В данном материале представлена одна их практик нейростимуляции с практическими упражнениями, которые может использовать психолог в своей коррекционной работе с дошкольниками....
Мастер – класс «Магия песка» песочная терапии в работе педагога – психолога»
Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это нео...
Доклад «Образовательная кинезиология как инновационный метод в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста». Мастер – класс: кинезиологическая сказка «Две обезьянки».
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением....
- Мне нравится (1)