Составление загадок и метафор.
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Выступление воспитателя
МБДОУ НГО Детский сад №15 «Березка» Баяновой Натальи Витальевны
Тема: «Составление загадок и метафор по картине»
Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.
Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок:
- Выбор объекта на картине.
- Выбор модели загадки.
- Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
- Выбор наиболее удачных сравнений.
- Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: "как", "но не".
Советы воспитателям:
- Работа с загадками и метафорами является пропедевтической этапу составления образных характеристик объектов.
- При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют.
- Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
По окончании работы выразительное чтение загадки.
Какой? | Что такое же? |
"Как" "Но не" |
Что делает? | Кто (что) делает так же? |
"Как" "Но не" |
Ребенок сравнивает вид объекта с видом другого объекта (общее и разное) | |
На что похож? | Чем отличается? |
"Как" "Но не" |
Составление по картине «Кошка с котятами»
«Составление загадки о кошке»
-Сейчас будем составлять загадку о кошке. В загадке скажем о внешнем виде кошки, что умеет делать кошка? Давайте вспомним, какая по внешнему виду бывает кошка? Пушистая
-Кто еще бывает таким же пушистым Собака, мышка, овечка.
-Выбираем: овечка.
-Кошка умеет: выбираем – царапаться.
-Кто бывает таким же (или что царапается?) Хомячок, тигр, лев, иголка.
-Выбираем: иголка. А теперь составляем загадку.
Пушистая, но не овечка.
Царапается, но не иголка.
Кто это? (кошка)
-Загадаем эту загадку своим близким
Технология обучения детей составлению метафор
Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.
Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор
- Выбор объекта на картине.
- Выбор модели метафоры.
- Подбор характеристик.
- Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.
В конце работы демонстрация речевой фразы с последующим объяснением ее смысла.
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.
Вариант №1
- Берется объект 1 (кошка). Про неё и будет составлена метафора.
- У неё выявляется специфическое свойство (серая или белая).
- Выбирается объект 2 с таким же свойствами (белая как снег).
- Определяется место расположения объекта 1 (на улице после снегопада).
- Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (белая как снег – на улице после снегопада).
- Составить предложение с этими словами (белая).
Вариант №2
Детям предлагается рассмотреть на картину «Кошка с котятами».
Задача: составить метафору относительно кошки и котят.
Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.
- Что изображено на картине?
- Кошка и котята (воспитатель на листе бумаги пишет букву "К" и ставит стрелку вправо).
- А какие они (пушистые, мягкие, красивые, гладкие) (воспитатель уточняет - "мягкие", и ставит букву "м" на листе бумаги).
- А кто еще бывает таким же? Белка, лиса, подушка (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы "п" и рисует подушка).
Так что можно сказать про котят и кошку?
- Мягкие, как подушка;
- а где находиться котята?
- на ковриках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы "к" и рисует схематично коврик).
- Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения подушки и коврика).
- Произнесите эти два слова подряд!
- подушка и коврик
- Кто составит мне предложение с этими словами?
- В доме появились подушка и коврик. Котята и кошка радовались, им очень было удобно лежать на коврике.
Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления.
Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.
Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
составление загадок, модели составления метафор
В презентации указаны методы по развитию творческого воображеня по технолигии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ...
Составление загадок и метафор с помощью ТРИЗ
Данная технология побуждает детей к наблюдению, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, делает обучение ненавязчивым и интересным....
«Федот, да не тот»Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам»
«Федот, да не тот»Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам»...
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....