Составление загадок и метафор.
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Баянова Наталья Витальевна

Технология ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_triz.docx74.19 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  воспитателя

МБДОУ НГО Детский сад №15 «Березка»  Баяновой Натальи Витальевны

Тема: «Составление загадок и метафор по картине»

Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.

       Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок:

  1. Выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели загадки.
  3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений.
  5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: "как", "но не".

          Советы воспитателям:

  • Работа с загадками и метафорами является пропедевтической этапу составления образных характеристик объектов.
  • При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют.
  • Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

По окончании работы выразительное чтение загадки.

Какой?

Что такое же?

"Как" "Но не" 

Что делает?

Кто (что) делает так же?

"Как" "Но не" 

Ребенок сравнивает вид объекта  с видом другого объекта (общее и разное)

На что похож?

Чем отличается?

"Как" "Но не" 

Составление по картине «Кошка с котятами»

«Составление загадки о кошке»

-Сейчас будем составлять загадку о кошке. В загадке скажем о внешнем виде кошки, что умеет делать кошка? Давайте вспомним, какая по внешнему виду бывает кошка? Пушистая

-Кто еще бывает таким же пушистым Собака, мышка, овечка.

-Выбираем: овечка.

-Кошка умеет: выбираем – царапаться.

-Кто бывает таким же (или что царапается?) Хомячок, тигр, лев, иголка.

-Выбираем: иголка. А теперь составляем загадку.

                                                           Пушистая, но не овечка.

                                                           Царапается, но не иголка.

                                                           Кто это?        (кошка)

-Загадаем эту загадку своим близким

Технология обучения детей составлению метафор

Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор

  1. Выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели метафоры.
  3. Подбор характеристик.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.

В конце работы демонстрация речевой фразы с последующим объяснением ее смысла.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

Вариант №1

  1. Берется объект 1 (кошка). Про неё и будет составлена метафора.
  2. У неё выявляется специфическое свойство (серая или белая).
  3. Выбирается объект 2 с таким же свойствами (белая как снег).
  4. Определяется место расположения объекта 1 (на улице после снегопада).
  5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (белая как снег – на улице после снегопада).
  6. Составить предложение с этими словами (белая).

Вариант №2

Детям предлагается рассмотреть на картину «Кошка с котятами».

Задача: составить метафору относительно кошки и котят.

Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.

- Что  изображено на картине?

- Кошка и котята (воспитатель на листе бумаги пишет букву "К" и ставит стрелку вправо). 
- А какие они (пушистые, мягкие, красивые, гладкие)  (воспитатель уточняет - "мягкие", и ставит букву "м" на листе бумаги). 

- А кто еще бывает таким же? Белка, лиса, подушка (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы "п" и рисует подушка).

Так что можно сказать про котят и кошку?

- Мягкие, как подушка;

-  а где находиться котята?

- на ковриках  (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы "к" и рисует схематично коврик). 
- Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения подушки  и коврика). 
- Произнесите эти два слова подряд! 
- подушка и коврик
- Кто составит мне предложение с этими словами?

- В доме появились подушка и коврик. Котята и кошка радовались, им очень было удобно лежать на коврике. 

http://luzga.at.ua/CIMG5169.jpg

http://image.otto.ru/asset/mmo/formatz/7316927.jpg

Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления.

Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

составление загадок, модели составления метафор

В презентации указаны методы по развитию творческого воображеня по технолигии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ...

Составление загадок и метафор с помощью ТРИЗ

Данная технология побуждает детей к наблюдению, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, делает обучение ненавязчивым и интересным....

«Федот, да не тот»Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам»

«Федот, да не тот»Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам»...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...