составление загадок, модели составления метафор
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

МОГУТОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

В презентации указаны методы по развитию творческого воображеня по технолигии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

МОДЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК 1. Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия) Объект→ Свойства→ Аналогичные свойства других предметов Какой? Что такое же? желтый солнышко пушистый мех легкий пух Допустим, сочиняем загадку о цыпленке: Желтый как солнышко, пушистый как мех, легкий как пух. Со второй младшей группы

Слайд 3

2. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается отличие. Объект→ Схожий объект→ Отличие На что похож? Чем отличается? Земля маленький воздушный шарик прочный яблоко несъедобный Допустим, сочиняем загадку о мяче Как Земля, но маленький, Как воздушный шарик, но прочный, Как яблоко, но несъедобный. Со средней группы

Слайд 4

3. Модель работы по прямой аналогии. Объект→ Описание функций→ Прямой перенос их на объект Что делает? Что такое же? скачет кенгуру катится колесо летит птица Допустим, сочиняем загадку о мяче Скачет как кенгуру, Катится как колесо, Летит как птица. Со средней группы

Слайд 5

4. Модель составления загадок о предметах с указанием частей и их количества. Название частей→ Количество→ На что похоже Название частей Сколько? На что похоже? ручка 1 палочка зубья 4 зубы акулы Допустим, сочиняем загадку о вилке На одной палочке четыре зуба акулы. Со средней группы

Слайд 6

5. Модель составления загадок о слове. Местонахождение → Схожий объект→ Объект→ Схожий объект Где находится? На что похоже? Предмет На что похоже? На листе бумаги Белая простыня Буква Н На перекладину За буквой Н перекладина Буква О Колесо За буквой О колесо Буква С месяц Допустим, сочиняем загадку о слове НОС (предварительно нужно крупно написать это слово на листе бумаги) На белой простыне – перекладина, за перекладиной – колесо, а за колесом – месяц. Со старшей группы

Слайд 7

5. Модель составления загадок с использованием противоречий. Любое противоречие → Совмещение противоречивых свойств холодное горячее Холодное+горячее лед огонь чайник снег кипяток сердце зима костер утюг Допустим, возьмем противоречие: холодное-горячее . Прим.: первую часть берем из первого списка, вторую из второго. В третьем списке находим ответ. Например: Холодное, как снег, Горяч, как кипяток. Со старшей группы

Слайд 8

5. Модель составления загадок смешанного типа Объект→ Схожий по свойству объект→Действие → Схожий по действию объект Объект Схожий по свойству объект Действие Схожий по действию объект Острый перец Красный колпачок жжет огонек Допустим, сочиняем загадку об остром перце: Этот красный колпачок во рту жжет, как огонек. Со старшей группы

Слайд 9

Задания, описанные здесь, предполагают умение читать и писать. Можно это требование обойти, заменив слова рисунками и условными обозначениями .

Слайд 10

На белой простыне – перекладина, за перекладиной – колесо, а за колесом – месяц. Подготовительная группа

Слайд 11

Способствует психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания Вырабатывает смелость в фантазии СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК с использованием элементов ТРИЗ Развивает речевое творчество и креативность мышления детей

Слайд 12

Модели составления метафор Лимерик - пятистрочное стихотворение, содержание которого лишено формальной логики. Опора Пример Опора 1. Жило-было Что-то (объект), Было оно то-то (свойство), Делало то-то (действие), С кем-то и как-то (взаимодействие, обстоятельства), Вот такое Что-то (повторение первой строки). Пример: Жила-была лягушка, Похожая на пушку, По крышам скакала За ноги трубочистов хватала. Вот так лягушка. Опора 2. Жило-было Что-то какое-то (объект и его признак), Было оно то-то такое-то (свойство), Делало то-то (действие), С кем-то и как-то (взаимодействие, обстоятельства), Вот такое Что-то какое-то (повторение первой строки). Пример: Жила-была лягушка учёная, Была в молоке мочёная, По крышам скакала, За ноги трубочистов хватала. Вот так лягушка учёная. Опора 3. Если бы (объект и признак) Не (действие), То… (следствие, основанное на отрицании) Вот было бы что. Пример: Если бы лягушка учёная, Не была в молоке мочёная, То по крышам она б не скакала, И за ноги трубочистов не хватала. Вот какая б лягушка была. Опора 4. Что было бы, если бы (условие), Тогда бы (следствие 1), Тогда бы (следствие 2), Тогда бы (следствие 3), Вот было бы что. Пример: Что было бы, если б лягушка училась? Она бы тогда в молоко не ввалилась, Тогда бы по крышам она не скакала, И за ноги б никого не хватала. Вот если бы только лягушка училась!

Слайд 13

Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной 1. Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине . 2. «Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию , наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. 3. «Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. 4. «Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. 5. «Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. 6. «Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. 7. К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе. 8. К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи. 9. К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. 10. «Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. 11. «В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модели составления загадок

данное пособие помогает ребёнку самостоятельно составить загадки о знакомых предметах, обьектах, опираясь на иллюстрации...

Составление загадок и метафор с помощью ТРИЗ

Данная технология побуждает детей к наблюдению, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, делает обучение ненавязчивым и интересным....

«Федот, да не тот»Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам»

«Федот, да не тот»Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам»...

Презентация " Обучение детей составлению загадок. Использование моделей А.А. Нестеренко, мнемотехники, скрайбинга"

В презентации содержится краткая информация о технологии составления загадок, позволяющая развивать мыслительные процессы и речевое творчество детей....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление загадок по моделям".

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Составление загадок по моделям"....

План-конспекта«Составление загадок по моделям».

учить детей старшего дошкольного возраста усвоению алгоритма составления загадок по моделям....