Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по развитию речи «Путешествие во владения матушки Зимы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Раджабова Динара Насретдиновна

Задачи:

Обучающие:  Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, о внешнем виде и образе жизни лесных зверей и птиц зимой. Активизировать и расширять словарь детей по данной теме, продолжать учить детей подбирать слова-признаки. Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. Учить внимательно слушать ответы друг друга, давать обоснованное дополнение, четко формулировать ответы, составлять сложносочиненные предложения. Учить отвечать на вопросы полными ответами, упражнять детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подбирать однокоренные слова; развивать речь детей, соотносить движение с текстом в речевых играх.

Развивающие: развивать познавательный интерес, формировать способность видеть красоту окружающего мира природы. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.

 Воспитательные: Воспитывать любовь к родной природе, уважение друг к другу, взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_2.docx825.04 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе

по развитию речи «Путешествие во владения матушки Зимы»

.

Цель: Систематизация и обогащение знаний детей о живой и неживой природе зимой.

Задачи:

Обучающие:  Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, о внешнем виде и образе жизни лесных зверей и птиц зимой. Активизировать и расширять словарь детей по данной теме, продолжать учить детей подбирать слова-признаки. Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. Учить внимательно слушать ответы друг друга, давать обоснованное дополнение, четко формулировать ответы, составлять сложносочиненные предложения. Учить отвечать на вопросы полными ответами, упражнять детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подбирать однокоренные слова; развивать речь детей, соотносить движение с текстом в речевых играх.

Развивающие: развивать познавательный интерес, формировать способность видеть красоту окружающего мира природы. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление. 

 Воспитательные: Воспитывать любовь к родной природе, уважение друг к другу, взаимопомощь.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, музыкальные произведения, пословицы, приметы, звуки природы, беседы. Наблюдения на прогулке за сезонными наблюдениями в живой и неживой природе (солнце, небо, ветер, птицы, одежда людей, работа техники). Рассматривание иллюстраций о временах года, о животных. Дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры.

Худ. творчество: рисование на тему зима (трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала.

Оборудование: «комочек снега»,  картинки животных и птиц, картины о зиме, изображение следов обитателей леса, ёлки, презентация.

Методические приёмы: 

Словесные: вопросы, ответы, уточнения, сравнения, дополнения, обобщения, анализ, художественное слово.

Наглядные: рассматривание картин, репродукций о зиме.

Практические: физкультминутка, работа на столах.

Ход занятия:

Дети заходят и становятся полукругом. 

- Ребята! Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!

Ребята, а что это за красивая снежинка у нас на полке? Она раньше была у нас в группе? (ответ детей).

 Кто же мог ее у нас оставить? (предположения детей).  А на ней что-то написано!

(Воспитатель читает вслух: «Здравствуйте ребята. Я заглядывала к вам в окно, и вы мне очень понравились! Услышав, что вы собрались на занятие, я захотела, чтобы вы посвятили его мне. Если вы согласитесь, то я для вас приготовила интересные задания. Удачи и до свидания, я обязательно на следующий год снова приду к вам в гости. С уважением, Зима».)

 -Ребята, зима подходит к концу, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и поговорили бы об этом замечательном времени года, о природе зимой, о  деревьях зимой, о зимующих птицах, о животных в  зимнее время. Зима приглашает нас отправиться в путешествие по чудесному зимнему лесу.

-  Хотите отправиться в зимний лес в гости к зимушке-зиме?  - (Да). Зима приготовила нам задания и сюрпризы. Попробуем справиться с заданиями? (Да) Тогда  начинаем,  желаю вам быть внимательными, умными, и находчивыми. Напоминаю  вам: что  свои  мысли  вы  должны выражать  полным  ответом.
- Чтобы попасть в лес, нужно пройти в волшебные ворота. «Кто в ворота пройдет, тот   в зимний лес попадёт».  Пройти в ворота нам поможет

игра «Доскажи со словом «зимний».

 - Солнце какое? – Зимнее.

- Ветер какой? – Зимний.

- Снег какой? – Зимний.

- Сапоги какие? – Зимние.

- Пальто какое? – Зимнее.

- Утро какое? – Зимнее.

-Вечер какой? – Зимний.

- Лес какой? – Зимний.

- День какой? – зимний.

- Шапка какая? – Зимняя.

- Вот мы и попали в зимний лес и оказались во владениях Матушки - Зимы! Посмотрите вокруг какая красота - Вам нравится зима? Полюбуйтесь зимним пейзажем! (Картины зимы, музыка).

- Ребята, а знаете ли вы, сколько времён года? (четыре). Назовите их(зима, весна, лето, осень).

А какое время года у нас сейчас - зима. Значит зима, это что? (зима - это время года)

- Совершенно верно. Какие изменения происходят в природе зимой?  ( Падает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет).

Задание №1: (Задания на снежинках). «Выбери картинки о зиме» 

Здесь перепутались все времена года. Найдите только картинки, где изображена зима.

Посмотрите, А зима какая? У меня есть волшебный снежок: «Снежок зимний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я брошу его, тот должен ответить на мой вопрос.

Игра «Какая бывает зимой погода?»

- Если идет снег, то погода какая?  – снежная;

- если дует ветер, то погода какая?   –  ветреная;

- если холодно, то погода какая?   –  холодная;

- если пасмурно, то погода какая?   – пасмурная;

- если хмуро, то погода какая?    –  хмурая;

- если мороз, то погода какая?    –  морозная;

- если солнечно, то погода какая?    – солнечная;

- если ясно, то погода какая?    –  ясная;

 Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима. «Эй, дружочек, кати по снегу свой комочек»: (Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая, холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая). 

-Молодцы, как много слов признаков вы назвали про зиму.

Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.

Задание №2: Слушайте внимательно и отгадайте загадки:

- Зима приготовила для вас загадки, Разделитесь на пары и выберете себе снежинку, а я прочитаю на ней загадку. ( Дети отгадывают загадки).

  1. Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз).

Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… (снег). слайд№4

В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет (изморозь) слайд№5

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима). Слайд 6 (дети объясняют, почему это зима)

Задание №3:  - Предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково».

 Я буду назвать слова, а вы их изменять и назвать ласково.

Снег – снежок

Сосулька – сосулечка

Мороз – морозец

 Горка – горочка

Снежинка - снежиночка

Ветер – ветерок

Холод - холодок

Лѐд – ледок

Санки - саночки

Снеговик – снеговичок - Молодцы! Справились с заданием.

Задание №4: Дидактическая игра «Образуй признак»:

 Снег сверкает на солнце - сверкающий на солнце снег.

Снег блестит на солнце- блестящий на солнце снег.

Снег искрится под лучами солнца- искрящий под лучами солнца снег.

Снег серебрится на солнце- серебрящий на солнце снег.

Снег скрипит под ногами – скрипящий под ногами снег.

Снег хрустит под ногами- хрустящий под ногами снег.

Снег падает на землю – падающий на землю снег.

Задание №5: (Игра с мячом)
Наши  чистоговорки  будет  о  зиме, кому я брошу мяч, тот проговаривает чистоговорку.  (Дети проговаривают чисто говорку)

МА-МА–МА-наступила вновь зима
РА – РА – РА – снежная гора
ИЛИ–ИЛИ–ИЛИ - бабу снежную лепили
ВИК – ВИК – ВИК – получился снеговик
РИ – РИ – РИ  - прилетели снегири
КИ–КИ–КИ-поиграем мы в снежки
РЫ–РЫ–РЫ - катаемся с горы
ТА – ТА – ТА – зимою красота

Воспитатель: Послушайте загадку.

Чтоб не мерзнуть пять ребят.

В печке вязанной сидят?

Это что? -варежка.

(достает чудесный мешочек и просит ребенка проверить, что в нем).

Задание №6: упражнение «Доскажи словечко» с варежкой.

-Я буду читать стихотворение «Снегопад»,  а вы  будете добавлять подходящие родственные слова, причём все эти слова связаны со словом «снег»: родственные слова должны звучать похоже и должны быть связаны друг с другом по смыслу.
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю……………снег!

С неба всё скользят пушинки – серебристые…снежинки!

На поселке, на лужок, всё снижается……………снежок!

Вот веселье для ребят - все сильнее……………снегопад!

Все бегут в перегонки, все хотят играть в………снежки!

Словно в белый пуховик, нарядился………….снеговик!

Рядом – снежная фигурка, это девочка……….снегурка!

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…….снегири!

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил….снег!

-Вспомните, какие слова вы добавляли?
-Снег, снежинки, снежной, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири.

Молодцы! Все правильно! Замерзли стоять? Давайте поиграем и согреемся.

Физкультминутка

Мы пришли в зимний лес,  (Дети маршируют на месте).

Сколько здесь вокруг чудес!   (Разводят руки в стороны).

Вот и зайка прискакал,           (Подпрыгивают на месте),

От лисы он убежал.             (Руками показывают «ушки» зайчика).

Это серый волк рыщет,      (Руки на поясе, наклоны вправо – влево).

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,    (Приседают, закрывая лицо руками).

Не найдёт тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,      (Наклоняют голову, ладонь под щекой).

Так всю зиму и проспит.

В лесу красота и покой,             (Шагают на месте).

Ну, а нам пора домой.

Согрелись? Идём дальше.

Задание №7: Ой, ребята, пока мы с вами грелись, у меня все слова в предложениях перепутались! Что же теперь делать? Может быть, вы поможете мне распутать их и составить слова в предложения?

Игровое упражнение «Составь слова в предложения». Игра «Путаница»

1. Падает, земля, на, снег.

2. Медведь, зима, спит, в, берлога.

3. Лиса, лес, по, бегает, рыжая.

4. Зима, птицы, рябину, ягоды, ищут, клюют.

5. Дети забавы любить зимние – дети любят зимние забавы

6. Зина санки зимой кататься на - Зина любит зимой кататься на санках

7. Дети одежда зимой надевать зимняя – дети зимой надевают зимнюю одежду.

8. Кузя снеговик лепить сад в - Кузя лепил снеговика в саду

- Как люди ласково называют зиму?  - (Зимушка).

 - Что происходит зимой с деревьями?

- Живут они в это время или нет? (Они спят) Деревья и кустарники стоят без листьев, на ветках лежит снег.

Задание №8 Игровое упражнение «Найди зимующих птиц».

 -Что происходит зимой с птицами?  (Птицы перелетают ближе к жилью человека). Ребята, как называются птицы, которые остались с нами? (зимующие)

- Назовите зимующих птиц. - (Синица, воробей, снегирь, голубь, ворона).

- Почему их называют зимующими? (Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года.)

-А те, кто отправились в теплые края? (перелетные)

Ребята, здесь перепутались все птицы, нужно зиме помочь выбрать зимующих птиц. Поможем Зиме? (Предлагаются карточки с перелетными (ласточки, журавли, грачи…) и зимующими (синицы, снегири, свиристели, воробьи, клесты,…) птицами). -  Скажите, почему эти птицы не улетают в теплые края? (Они не боятся морозов т. к. у них есть подпушек под перьями и могут и зимой добывать сами себе корм). 

-Но зимой корма мало. Легко ли птицам в эту пору? - (Трудно).

-Правильно, ребята, птицам зимой трудно добывать себе корм, потому что нет жучков, червячков и т.д.

-Чем питаются птицы? Где добывают корм зимой? (снегири, клесты-семенами растений, шишек, ягодами рябины. Птицы собираются в стаи, слетаются ближе к жилью человека, т. к. самое страшное для них - голод, особенно в конце зимы, когда на рябине и калине ягод больше нет. Пернатые знают, что человек не оставит их в беде и накормит.) Мы с вами тоже подкармливаем птичек, ведь сделать это не трудно, а польза большая!

Задание №7: «Расскажи о животном» - Ребята, а что происходит зимой с животными? -  (Медведи, ежи спят, белки и зайцы поменяли шубки)

- Кто такие животные?

- Зачем они нужны и кому?

- Что произошло бы, если бы дикие животные жили в квартире?

- Или съели всех домашних животных?

- Может быть, животные совсем не нужны?

Ребята, выберите иллюстрацию дикого животного и расскажите о нем: назовите его домашний адрес, где живет, как проводит зиму и чем питается,

Например: медведь живет в лесу – в берлоге, питается лесными ягодами, растениями, рыбой, зимой спит.

А твой зверь, где живет? (заяц, лиса, еж, медведь, волк, лось, белка, кабан, рысь, олень)

Итак, сделайте вывод о животных, установите причину изменений в их жизни зимой. Медведь спит в берлоге, белки прыгают по деревьям и грызут шишки, зайцы одели белые шубки.

Задание №8:

Теперь встаньте в круг. Давайте немного разомнемся. (Массаж биологически активных зон: для профилактики простудных заболеваний):

В лесу стало холодно, мы можем заболеть. Я предлагаю вам выполнить со мной упражнения, чтобы согреться.

«Наступили холода».

Да-да-да…Наступили холода (потереть ладошки друг о друга)

Да-да-да…Превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)

Ду-ду-ду…Я на лыжах иду (растереть ладонями уши)

Ды-ды-ды…На снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

-Ребята, а какие изменения происходят у нас, у людей.  (передаём варежку)

падает снег, мороз на улице, одеваем тёплую одежду, играем в снежки, птицы улетают на юг. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму.

А какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете? (ответы детей)

- В феврале два друга – мороз да вьюга.

- Много снега – много хлеба.

- Белеет зима – зеленеет лето.

- Декабрь год  кончает, а зиму начинает.

- Береги нос в большой мороз.

- Зима без снега, лето без хлеба.

- Мороз невелик, да стоять не велит.

- Зимний денек с воробьиный клювик.

- Снег холодный, а от стужи укрывает.

- Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

- Пурга да вьюга — у зимы подруги.

- Не страшен мороз, когда тепло укрыт нос.

- Любишь кататься — люби и саночки возить.

 

Игра «Хорошо-плохо»

- Ответьте мне на вопрос: Зима - это хорошо или плохо? Почему хорошо, или почему плохо?

Хорошо - (Потому что празднуем новогодний праздник, красиво, можно покататься на санках, ледянках, тюбингах, на лыжах, коньках, лепить снеговиков и т. д)

Плохо - (Потому что холодно, сильные морозы, гололед, можно упасть, машины застревают, приходится одевать много тёплой одежды, рано темнеет нельзя гулять, дни короткие, солнце не греет, гололёд, много снега – нужно убирать и т. д).(

Какие же вы все умнички, со всеми заданиями справились! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад «Кто в  ворота пройдет, тот  в детский сад попадет»

Вот мы и пришли. Вам понравилась наша прогулка в зимний лес?

О чём мы сегодня говорили?

Что вам запомнилось? Что интересного узнали? 

Какие  задания вы выполняли? Какое  задание вызвало  затруднения? 

- Какие задания показались вам сложными?- Какие было выполнять интересно?

- Кто сегодня был самым активным?

 Зима благодарит вас за хорошие ответы и дарит вам раскраски о зиме.

Образец: Упражнение со словом: «Чей, чья, чьи?»

Чей у зайца хвост? - Хвост у зайца заячий.

Чья у зайца шуба? – Шуба у зайца заячья.

Чьи у зайца уши? – Уши у зайца заячьи.

Чья у зайца голова? – Голова у зайца заячья.

Чьи следы на снегу оставляет? – Следы у зайца заячьи.

Чьи быстрые ноги спасают зайца? – Быстрые ноги у зайца заячьи.

Чей тонкий слух помогает зайцу спастись? – Тонкий слух у зайца заячий.

Чьи глаза не спят, когда заяц спит? – Глаза у зайца заячьи.

Чей у зайца страх? – Страх у зайца заячий.

Задание №3:  Игра «Что лишнее?» 

(воспитатель называет каждый раз по четыре предмета. Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему).

-Снег, сосулька, цветок, снеговик (лишнее слово - цветок, так как он не относится к зиме).

- Свитер, шарф, сарафан (лишнее слово – сарафан. Это не зимняя одежда, а летняя)

- Санки, лыжи, велосипед, коньки (лишнее слово – велосипед. Зимой не катаются на велосипеде)

- Хоккей, фигурное катание, биатлон, футбол (лишнее слово – футбол. Футбол не зимний вид спорта)

- Лето, осень, суббота, весна (день недели, остальные – времена года);

- Снег, сугроб, мороз, дождь (признак осени, остальные – зимы);

- Ворона, утка, синица, снегирь (перелётная птица, остальные – зимующие);

- Шуба, шапка меховая, варежки, купальник (лишнее – купальник, это ни зимняя одежда)

Вместе по лесу пойдем,

Не спешим, не отстаем,

Дружно, весело идем

Скоро в садик мы придем!

-Это снежинка. Посмотрите, как она летает. (Кладет ватку на ладонь, а затем сдувает ее с руки). Попробуйте и вы так же подуть на снежинку. (Показывает)

Дети сдувают ватку с руки несколько раз.

1. Игра " Да-нет".

(Дети отвечают на вопросы воспитателя).

- Зимой загорают (Нет)

- Катаются на велосипедах? (Нет)

- Зимой идет снег (Да)

-Зимой тепло (Нет)

-Зимой дует ветер (Да)

-Зимой холодно (Да)

-Люди надевают панамку зимой (Нет)

-Люди надевают шапку зимой (Да)

-Зимой обувают сандали (Нет)

-Зимой обувают сапоги (Да)

Пальчиковая гимнастика.

1. -Раз, два, три, четыре

(Загибают пальцы, начиная с большого)

-Мы с тобой снежок лепили (Лепя, меняя положение ладоней)

-Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе,гладят одной ладонью другую).

-и совсем-совсем не сладкий (Грозят пальчиками).

-Раз-подбросим (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

-Два - поймаем (Приседают, ловят снежок)

-Три- уроним

И- сломаем (Топчат снежок).

2.- Раз. два, три. четыре. пять (маршируют)

-Мы во двор пошли гулять (идут указательными и средними пальцами)

-Бабу снежную лепили (лепят комочек двумя ладонями).

-Птичек крошками кормили. (Крошат"хлеб" всеми пальцами).

3. Игра"Наоборот"

(Дети подбирают противоположные по смыслу слова).

Холодный - горячий

Белый - черный

Зима - лето

Слабый мороз - сильный мороз

Намочить - высушить

Мокрый - сухой

Новый - старый

Молодой - пожилой

Злой - добрый

Голодный - сытый

4. Игра "Мой, моя, мое, мои".

снежинка - (чья) - моя

санки - (чьи) - мои

мороз - (чей) - мой

лыжи - (чьи) - мои

снег - (чей) - мой

коньки - (чьи) - мои

метель - (чья) - моя

ветер - (чей) - мой

сосулька - (чья) - моя

шарф - (чей) - мой

шапка - (чья) - моя

сапоги - (чьи) - мои

шуба - (чья) - моя

снеговик - (чей) - мой

снегурочка - (чья) - моя

 

 

- Предлагаю вам закрепить признаки зимы и поиграть в игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, а вы – заканчивать.

Зимой ночь длинная, а день (короткий).

Летом ветер теплый, а зимой – (холодный).

Летом дни жаркие, а зимой — (холодные).

Летом небо светлое, а зимой - (темное).

Летом день длинный, а зимой - (короткий).

Летом солнце светит ярко, а зимой — (тускло).

Весной лед на реке тонкий, а зимой — (толстый).

Снег мягкий, а лед — (твердый).

Одни сосульки длинные, а другие — (короткие). -

Игра «Закончи предложение» (Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью)

Зимой бывает снегопад, а осенью… (листопад).

Зимой бывает снег, а летом … (дождь).

Зимой снег падает, а весной… (тает).

Зимой катаются на санках, а летом… (на велосипеде).

Зимой лес спит, а весной … (просыпается).

Зимой катаются на коньках, а летом… (на роликах).

Зимой бывает холодно, а летом… (жарко).

Зимой деревья белые, а осенью… (жёлтые).

Зимой растут сугробы, а летом … (цветы).

Зимой лепят снеговика, а летом… (песочные пирожки).

Зимой насекомые прячутся, а весной … (вылезают)

- Какие пословицы о зиме вы знаете?

Пришла зима – не отвертишься;

В зимний холод всякий молод;

Зима не лето – в шубу одета;

Береги нос в сильный мороз;

Зима лодыря морозит;

Первая пороша не санный путь;

Шубка зимой не шутка;

Зимой солнце сквозь слезы улыбается;

Осень сеет, собирает, а зима варит, поедает.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реку наводит мосты; Декабрь – стужайло на всю зиму землю студит;

Декабрь глаза снегами тешит, да ухо рвёт;

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Динамическая пауза «Зима»

На улице зима – разводим руки в стороны

Ух, стало холоднее – поглаживаем себя, «дрожим»

Одежда нам нужна значительно теплее - грозим указательным пальцем

Чьи варежки? - руки вперёд, поглаживаем

Мои! – руки к себе

Чья шапочка? – руки к голове

Моя! – руки к себе

Чей шарфик? - руки к шее

Мой! - руки к себе

Пойдём гулять скорей с тобой - находим пару и шагаем, "гуляем" по группе

Хорошо зимой гулять.

В лесу красота и покой Шагают на месте.

 

Назовите зимние месяцы. Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная).

Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

 Что можно сказать про снег? (снег пушистый, легкий, мягкий.) Снег укрыл всю землю.

Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр. Проводится разминка. (МУЗЫКА Мы идем по снегу в зимний лес)

Вышли мы на улицу, (маршируют)

Снегу намело! (руки вверх, в стороны)

Вот лопаты мы возьмем,

Да и снег весь разгребем (Работают лопатами)

Протопаем дорожку

К самому порожку (топают с продвижением вперед – назад)

Слепим круглые снежки (лепят снежки)

И огромные комки (показывают ком руками).

Мы построим снежный дом (руки над головой – крыша дома)

Дружно жить мы будем в нем (Обнимаются все вместе).

2.

3. Игра «Наоборот»

Здесь разобрались, а вот еще напутано:

Летом и зимой дни жаркие. Правильно?

Летом и зимой небо светлое. Правильно?

Летом и зимой дни длинные. Правильно?

Весной и летом Лёд на реке тонкий. Правильно?

Снег и лед мягкие. Правильно?

Молодцы, навели порядок, распутали все слова, теперь можно продолжать дальше!

  1. Дидактическая игра «Скажи ласково»

 Снег — снежок, ветер — ветерок... , мороз — морозчик... ,

сугроб —сугробик ... , холод — холодок... , лед — ледок... и т.д.

5. Образование родительного падежа

Как называется явление природы, когда падает снег?

 (Снегопад.) А нет чего? СНЕГОПАДА.

Снег. А нет ... (снега).

Вьюга. А нет ... вьюги

Метель. А нет... метели

Сугроб. А нет ... сугроба

Лед. А нет ... льда

Ребята, а теперь давайте назовем родственные слова «снег»: снеговик, заснеженный, снегоуборочная (машина), снежинка, снегурочка, снегири, снежок и составим красивые предложения.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Загадка о зиме.
  3. Вопросы.
  4. Игра “Когда это бывает?”
  5. Игра “Хорошо - плохо”.
  6. Конкурс капитанов.
  7. Музыкальная пауза.
  8. Пословицы, поговорки о зиме.
  9. Домашнее задание: “Составление рассказов о зиме”.
  10. Физкультурная пауза.
  11. Подведение итога членами жюри.
  12. Анализ занятия.

Вопросы:

  1. Назовите животных, которые впадают на зиму в спячку.
  2. Назовите животных, которые запасают на зиму корм.
  3. Как называется явление природы, когда идет снег?
  4. В какое время года бывает ледоход?
  5. Какой месяц “Год кончает, а зиму начинает?”
  6. Месяц кривых дорог это - .... (февраль).
  7. У кого из животных появляются зимой детеныши?
  8. У каких птиц зимой появляются птенцы?
  9. В каких странах нет зимы?
  10. Где самая холодная, суровая зима?
  11. Кто убирает снег на улицах города?
  12. В какое время года у животных бывает линька?
  13. Вопрос для обеих команд: “Какие зимние виды спорта вы знаете?” Чья команда назовет их больше.

Игра «Зима»

 Я буду говорить начало предложения, кидая при этом вам снежок, а вы будете добавлять слово  «зима», но при этом правильно изменять окончание, возвращая мне снежок .

Ну вот и наступила….. (зима)
Много снега выпало этой….(зимой)

Мы очень долго ждали эту…..(зиму)
Все дети рады приходу….(зимы)
Мы рассказали бабушке о нашей.…(зиме) 
Нам было весело играть….(зимой)

Пальчиковая гимнастика  « Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,           (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.     (идут по столу указательным и средним  пальчиками)

Бабу снежную лепили,            (лепят комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,    (крошат хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катились,    (ведут указат. пальцем правой руки по ладони левой)

 А ещё в снегу валялись.           (кладут ладошки на стол то одно, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.       (отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли.           (движения воображаемой ложкой: руки под щёку.)

 

Вот сейчас я буду строить горку из «снежков» (дети называют слово и подают «снежок»).

Какой может быть зима? (холодная, снежная, грустная, весёлая).

Называю слово «лёд». Какой лёд? (холодный, прозрачный, крепкий, хрупкий, скользкий…).

«Снег». Снег какой? (белый, липкий, блестящий, холодный, серебристый).

«Настроение». Какое может быть настроение? (весёлое, радостное, обиженное, грустное).

А  теперь  я  предлагаю  вам  сесть  на  стульчики  парами.
Посмотрите внимательно на  картинки. Вам нужно рассказать в паре о том, что у вас изображено, не называя то место, где всё происходит.
Напоминаю  о  правилах  работы  в  парах, договариваемся и  не  спорим. Определитесь, кто  будет  отвечать. Если  отвечающий  что – то  забыл  сказать, то  напарник  может  добавить.
Дети  в  парах описывают свою картинку, другие отгадывают.
Молодцы, хорошо  поработали  в  парах. Переходим  к  другому  заданию.
Сейчас  я   буду  произносить  слово, а  Вам  нужно  добавить  слово. Чтобы  получилось  словосочетание о зиме (воспитатель  четко  выделяет  окончание  первого  слова).
Зимний – лес, зимнее – небо,  зимние – деревья, зимняя – погода; ледяное – озеро, скользкая – дорожка, холодная – погода, заснеженная – крыша, блестящая – сосулька.
Предлагаю  всем отдохнуть.
Физминутка.
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
Отдохнули. Собрались  с  мыслями. А теперь  мы  будем  составлять  рассказ  по  серии  сюжетных  картин.

https://youtu.be/Di_uRQbjB_o

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0b3f/00115cd6-e2cb9d27/hello_html_630547cc.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1873797/pub_5df1035b2beb4900b06fe647_5df924080be00a20f9ca9f32/scale_1200

http://samlib.ru/img/a/a_o_j/borodatajaistorija/9b798c632ca71d5d59c79fc5a0a2fdce.jpg

https://alegri.ru/images/photos/a227a8db58f0594dee6ff53b1586348e.jpg

https://i.pinimg.com/736x/84/9d/fb/849dfbc62e4372608694ebc489352ea2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по развитию речи на тему:"Осень к нам пришла"

Закрепление представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период....

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ № 10 (патриотическое воспитание, формирование элементарных математических понятий, развитие речи)

Занятие способствует решению одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду».воспитание детей - патриотическому воспитанию д...

Итогового занятия по ФЭМП, обучению грамоте и развитию речи в подготовительной к школе группе.

Конспект интегрированного итогового занятия по ФЭМП, обучению грамоте и развитию речи в подготовительной к школе группе....

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по развитию речи « Маша идёт в школу»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

Итоговое занятие в первой младшей группе по развитию речи «Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто»

Цель:Продолжать развивать интерес к стихотворениям А. Барто.Задачи:1. Продолжать учить разгадывать загадки.2. Продолжать учить осмысливать, что такое хорошо, что такое плохо.3. Развиват...