Речевая деятельность с детьми старшей группы. Тема: составление рассказа по картине «Река замёрзла».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валентина Николаевна Коканова

Форма организации: речевая ситуация.

Цель: продолжать формировать у детей умение составлять рассказ по картине, при описании событий указывать время и место действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая деятельность с детьми старшей группы.

Тема:        составление рассказа по картине «Река замёрзла».

Форма организации: речевая ситуация.

Цель: продолжать формировать у детей умение составлять рассказ по картине, при описании событий указывать время и место действия.

Задачи: продолжать развивать у детей умение рассказывать связно, не отступая от заданной темы. тренировать умение понимать оттенки значения слова; согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. закреплять правильное произношение звуков [С] и [Ш], развивать умение различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчётливо и внятно произносить слова со звуками [С и [Ш]; закрепить умение делить слова на части - слоги.

 Демонстрационный материал: картина «Река замёрзла»

Ход ОД

Этапы работы

Действия педагога (методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

Он и белый, и мохнатый,

И пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой.

Назови его. Ответь. (Снег)

Что за звёздочка такая

На пальто и на платке;

Вся сквозная, вырезная,

А сожмёшь – вода в руке?

(Снежинка)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.  (Мороз)

Глаза – угольки,

Губы – сучки.

Холодный, большой.

Кто я такой?  (Снеговик)

Он прозрачный, как стекло.

Белый, словно молоко.

И холодный, будто снег.

Он зимой – каток для всех. (Лёд)

К какому времени года относятся все слова – отгадки?

Ответы детей.

У нас сегодня в гостях зимняя картина.

Выставляю картину, даю детям время её рассмотреть.

Постановка цели детьми

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Кто нарисован на этой картине? Что делают мальчики?

Что делает девочка? Придумайте им имена со звуками [С] и [Ш].

Где дети катаются? Посмотрите внимательно, что дети слепили?

Что вы видите вдали?

Какое время дня нарисовал художник – утро, день или вечер.

Какое время года изображено на картине?

Дети, придумайте рассказ по картине «Река замерзла». Расскажите, какое время года изображено, где это происходит и чем закончился этот вечер.

Дети могут рассказывать по трое: один начинает, второй продолжает, третий заканчивает. После двух-трёх рассказов даётся оценка. При этом отмечается содержание рассказа, его форма и концовка.

Вы запомнили, как называется картина?  Да, правильно, «Река замёрзла». Объясните, как вы понимаете, что значит «речка замёрзла»?

Это значит, что она покрылась льдом, застыла. Можно сказать «спящая речка, неподвижная». Кто скажет по-другому?

Сейчас на улице холодно, и девочка замёрзла. Что это значит?

Одно и то же слово – замёрзла можно сказать и про речку, и про девочку.

Мы говорим речка замёрзла – это значит застыла, покрылась льдом, а можно сказать девочка замёрзла – значит, ей стало холодно.

Физкультминутка. Подвижная игра «Снег – метель – вьюга».

«Снег» дети, плавно кружась, приседая, легко на носочках передвигаются по всему пространству.

«Метель» - быстро бегут в направлении, указанном педагогом, собираются в большую кучу.

«Вьюга» - встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу, ускоряя темп.

Вспомните и назовите предметы или игрушки, в названиях которых есть звук [С] и [Ш], назовите их, выделяя звук [С] и [Ш].

Назовите имена мальчиков или девочек со звуком [С], затем имена со звуком [Ш].

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Назовите слова из потешки, в которых есть звук [С] (усы, красы, смелые). А теперь слова, в которых есть звук [Ш] (нашего, шубка, хороша).

Послушайте слово - шубка. Сколько в нём частей?

Какая часть первая? Какая вторая?

Слова состоят из частей. Эти части называются слогами. Сколько частей-слогов в слове «Саша»?

Какая часть первая? Какая вторая?

Сколько частей-слогов в слове «Маша»?

Какая часть первая? Какая вторая?

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Игра «Игла»

В словах шар, мак, жук, лук, рак, пар – по одному слогу; а сколько слогов в словах игла, мишка, ложка.

Какие иглы вы знаете? Чем они похожи?

Как называются иглы у ёлки? Какие они?

А какие иглы вы ещё знаете? Швейные.

Как можно сказать про швейную иглу, какая она? Что делают швейной иглой? Что шьют швейной иглой?

Рисую на доске иглу и на расстоянии иглы. (можно картинку)

Назовите предметы, которые видите.

Дети должны назвать единственное («это игла») и множественное число («это иглы») слова игла.

Скажите, много … чего?

Дети называют предметы в форме родительного падежа множественного числа: много игл или иголок.

Подведение итога

Дети, что вы сегодня делали? Как называется рассказ?

Дети обсуждают, что им понравилось и почему.

Предлагаю организовать выставку рисунков «Зимние забавы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...

Познавательная деятельность в старшей группе на тему: Составление рассказа по картине "Река замёрзла"

Познавательная деятельность по развитию речи с детьми старшей группы...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."

Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...

Презентация на тему: "Составление рассказа по картине "Река замёрзла" (Ушакова)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа ...

Технологическая карта НОД по развитию речи с детьми старшей группы Тема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Технологическая карта НОДпо развитию речис детьми старшей группыТема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»...