Игры для детей
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Абдукадырова Елена Владимировна

Развитие коммуникативных навыков с помощью игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков

Игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Учитель (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.

Игра «Попроси игрушку»

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы ее тебе отдали».

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Игра «Гусеница»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива.

 «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между его спиной и своим животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по…(указывает маршрут).

Игра «Прогулка с компасом»

Цель: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Учитель движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Игра «Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Учитель: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате.

Игра «Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие сидят или стоят в кругу.

«Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь покажите друг другу шары».

Упражнение можно повторить 3 раза.

Игра «Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

Учитель: «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

Игра «Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы.

Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.

Игра «Узнай по голосу»

Цель: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона в коллективе детей.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза и старается узнать детей по голосу.

____ (имя), ты сейчас в лесу.

Мы зовем тебя: «Ау!»

Крепче глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай!

Игра «Возьми и передай»

Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности в коллективе детей, развитие у них умения передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой стараются передать положительные эмоции, радость, счастье.

Игра «Тень»

Цель: развитие у детей наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок – «путник», другой - его «тень». Последний старается в точности скопировать движения «путника2, который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ноге и т. п.

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие у детей напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.

Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок – «голова» дракона, последний – «хвост», все остальные в цепочке – «тело». «Голова2 пытается поймать «хвост», а тот уворачивается. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: развитие у детей умения делать правильный выбор, способности сотрудничать со сверстниками.

Для этой игры понадобится цветик-семицветик, который можно изготовить по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались), а также красные и желтые фишки.

  1. Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными и повторяют слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!

Затем нужно произнести желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей ребенка, он получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение - красную. Собрав в конце игры все фишки, учитель может определить уровень нравственного развития группы. Но не стоит говорить об этом детям, т. к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания им понравились и почему.

  1. Один лепесток срывают два ребенка. Держась за руки, они «совершают полет», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...