"Инновационные технологии по обучению грамоте"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Косякова Светлана Георгиевна
Инновация представляет собой не что иное, как создание принципиально нового компонента, вследствие чего происходит качественное изменение среды. Инновационные технологии в дошкольных образовательных учреждениях направлены на создание современных приёмов и методов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Светлячок» станицы Александрийской»

на заседание базовой методической площадки №5

воспитателей подготовительных групп 4 методическое объединение

УТВЕРЖДЕНО:

заведующий МБДОУ

«Детский сад №15 «Светлячок»

ст. Александрийской»

_______________ Е.Н. Полина

Доклад на тему:

«Инновационные технологии по обучению грамоте детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Выполнила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Косякова Светлана Георгиевна

ст. Александрийская  

2023г.

Представляю вам опыт работы на тему: «Инновационные технологии по обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования системы дошкольного образования. Любая инновация представляет собой не что иное, как создание принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Актуальность данной тематики обусловлена поиском путей современного совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста, с учетом тенденций развития системы образования.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • развивающие технологии;
  • коррекционные технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии.

Так, рассмотрим различные технологии более детально.

Всем известно, что ведущей деятельностью в детском саду является игра. Одной из современных является квест-игра. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест предоставляет возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, увлекательным, веселым и запоминающимся. В квест-играх задания охватывают многие области образовательного процесса.

В процессе обучения с помощью таких игр используются различные образовательные методы и приёмы: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, проблемные вопросы, разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Слово есть двусторонняя единица языка, и предстает она перед детьми впервые как единство звучания и значения. Доступность такого понимания слова может обеспечить акрофонический, игровой способ записи и чтения слов. Подобные модели позволяют работать и над звуковым составом слова и над его значением, позволяют ребенку держать в поле внимания звучание слова и его значение, так как каждый звук записывается с помощью рисунка. Этот прием используется в ограниченном объеме, но хорошо повышает интерес детей, активизирует их внимание.

ТРИЗ-технологии. Система коллективных игр позволяют воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Основным критерием в обучении грамоте является доходчивость и простота в подаче материала и формулировке, казалось бы, сложной ситуации. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

Информационно-коммуникативные технологии или использование игр-презентаций при обучении грамоте. Практика работы с дошкольниками показывает, что при подготовке к обучению грамоте необходимо использовать различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большую пользу. Применение новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. При условии систематического использования данной технологии в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Особое место нужно отвести проектному методу. Учебный проект при подготовке к обучению грамоте позволяет обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, например, запоминание графических образов букв, выявление основных причин, препятствующих успешному усвоению «трудных» букв. Изучив метод проектирования при обучении детей 5-7 лет грамоте, и, применив их на практике, можно прийти к выводу, что проблема усвоения букв может быть решена.

При обучении детей старшего дошкольного возраста можно рекомендовать метод наглядного моделирования. Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им с легкостью овладеть звуко-буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст делится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.

При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

1.      ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

2.      ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;

3.      ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;

4.      ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;

5.      ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы.

Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Мной разработано пособие по обучению грамоте «Фетровая азбука». В нём я объединила сразу несколько инновационных направлений. С помощью данной разработки можно совершенствовать знания детей об алфавите, последовательно дать представления о буквах и звуках, их характеристиках и в игровой форме, с помощью схем знакомить с составляющими речи (звук, слог, слово, предложение) и развивать фонематический слух посредством «театра букв». Основа модели - здоровьесберегающие технологии: при работе влияет положительно на психофизические функции детей – умение долго сосредотачивать внимание и развивает мелкую моторику, что непосредственно готовит руку к письму. Разнообразие фигурок театра стимулирует мыслительную деятельность, речь и воображение детей.

Предложенные технологии при подготовке к обучению грамоте позволят разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое. Работа по данному вопросу — это один из методов личностно - ориентированного подхода к обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и положительное отношение к процессу учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инновационные технологии в обучении грамоте

Инновационные технологии в обучении грамотеПонятие «инновация» сегодня широко внедряется в систему народного образования и правомерно ассоциируется с чем-то новым. Однако не всякое новое в обуч...

Описание опыта работы " Использование инновационных технологии в обучении старших дошкольников с Правилами дорожного движения»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждения  детский сад №12 «Солнышко» общеразвивающего вида  с приоритетным  осуществлением деятельности  по социально-лич...

Городское методическое объединение "ФГОС дошкольного образования.Использование инновационных технологий при обучении дошкольников плаванию.Обучение игре в водное поло детей дошкольного возраста"

          !6 мая 2019 года в ДО №1 состоялось Городское Методическое обЪединение " ФГОС дошкольного образования. Использование инновационных технологий при обучени...

"Инновационные технологии по обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуальных при организации работы с...

Практические рекомендации по использованию дидактического материала инновационного характера по обучению грамоте дошкольников

Практические рекомендации по использованию дидактического материала инновационного характера по обучению грамоте дошкольников1. Самой главной задачей при обучении дошкольников является организация обр...

Технологическая карта НОД (игровые технологии с элементами использования технологии раннего обучения грамоте Н.А. Зайцева)

Техкарта по обучению грамоте в группе компенсированной направленности. Представлены игровые приемы обучения чтению и звуковому анализу слова....