Технологическая карта НОД (игровые технологии с элементами использования технологии раннего обучения грамоте Н.А. Зайцева)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Техкарта по обучению грамоте в группе компенсированной направленности. Представлены игровые приемы обучения чтению и звуковому анализу слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_obuch.gram_._03.2023.docx28.2 КБ
Файл teh.karta_obuch.gram_._03.2023.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

инновационных педагогических технологий

 (игровые технологии с элементами технологии раннего обучения грамоте Н.А. Зайцева)

Тема:  Учимся читать. Звуковой анализ слова.

Культурная практика: коммуникативная деятельность.

Культурно-смысловой контекст: подготовка к обучению грамоте.

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: совершенствование умения различать буквы и звуки, гласные и согласные звуки, читать слоги, слова по таблице в процессе подготовки к обучению грамоте в коммуникативной деятельности.

Задачи: показать умение в дифференциации звука и буквы, гласных и согласных звуков, самостоятельно и в совместной деятельности определять позицию звука в словах,  определять количество слогов в слове; учиться различать слова, отвечающие на вопросы: кто? что? читать слоги, слова, короткие предложения;

внимательно слушать и выполнять задания в работе с дидактическими и словесными играми;

 проявлять интерес к работе со словами и звуками, уметь дополнять ответы товарищей при необходимости.

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность взрослого и ребёнка: непосредственно образовательная деятельность.                                                                                                                                                                                           

Предполагаемый результат: имеют представление о понятиях звук, буква, слог, слово, определяют позицию звука в слове, делят слова на слоги, читают слоги, слова.

Методические приемы:

Словесные: беседа, вопросы, объяснения.

Наглядные: картинки с заданиями, плакат с таблицей Н.А. Зайцева. 

Игровые: дидактические и словесные игры.

Практические: выполнение заданий и упражнений.

Оборудование: карточки со словами (кит, кот, каша, сок, мак, ваза, сыр),  таблица по обучению грамоте Н.А. Зайцева, карточки с именами детей (с делением на слоги), дидактическое пособие «Прочитай по схеме», дидактическое пособие «Составь слово»,  пособия с нейрокинезиологическими упражнениями.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты              

1.Вводная часть

Мотивационный этап.

Организационный момент

Приглашение к деятельности.

Дидактическое пособие «Прочитай по схеме»

Читающие дети по схеме читают пословицу

«Кто много читает, тот много знает».

- Как вы понимаете эту пословицу? Почему так говорят?

Коммуникативная

Читают пословицу по схеме, понимают прочитанное.

Дети внимательно слушают,  рассуждают, предполагают.

Отвечают полными предложениями.

Сюрпризный момент

Воспитатель обращает внимание на шкатулку.

В шкатулке листок с вопросами, на которые нужно ответить.

- Все ли могут прочитать, что там написано?

-Что для этого нужно?

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

Проявляют интерес с помощью игровой ситуации.

Рассуждают, делают вывод.

Постановка детской цели.

С помощью вопросов выясняется у детей, чем будем заниматься.

Коммуникативная.

Отвечают на вопросы. Понимают цель занятия.

2. Основной этап

Применение знаний и умений в условиях выполнения игр, упражнений и заданий.

 Игровое упражнение «Знаю - отвечаю».

- Какие бывают звуки? (буквы)

- Сколько гласных букв?

- Чем они отличаются от согласных?

- Каким цветом обозначаются гласные? Согласные?

- Какой звук я назвала? Дайте характеристику.

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Молодцы! Хотите поиграть и выполнять разные задания?

Работа с таблицей Н.А. Зайцева.

-Покажите домик  гласных.

-Что обозначает голубой цвет на таблице? Коричневый?

-Произнесите звонкие и глухие согласные.

-Я произнесу, вы определите: звонкий или глухой согласный.

-Какой столбик произносится мягко, какой твёрдо?

-Прочитайте имена: Альбина, Лариса, Олеся.

Игровое упражнение «Пишем имена».

Задание: составить свои имена карточками со слогами, назвать гласные буквы.

 На столе карточки со слогами имен всех детей.

Игровое упражнение «Ребус – это интересно»

Задание: разгадать ребус «Весна», в совместной деятельности сделать звуковой анализ слова.

На мольберте (или доске).

Игровое упражнение «Изобрази слово символами» (звуковой анализ слова).

На столе  у каждого ребенка карточки со словами: кот, кит, сок, каша, мак, сыр, лиса др.  

Илья – картинка, выделить первый звук.

Задание: сделать звуковой анализ слова. 

Дидактическая игра «Составь слово»

Задание: по первым буквам составить слово.

Нейрокинезиологические упражнения «Покажи и назови».                            Задание: работаем двумя руками и произносим звуки, слоги, слова (дифференциация звуков: С – З, С – Ш, З – Ж).

Коммуникативная.

Познавательная.

Коммуникативная.

Познавательная.

Двигательная.

Игровая.

Познавательная.

Познавательная.

Коммуникативная.

Познавательная.

Коммуникативная.

Игровая.

Познавательная.

Игровая.

Коммуникативная.

Умеют  называть и узнавать гласные и согласные звуки. Называют признаки отличия.

Дают полные, точные ответы на вопросы педагога.

Отвечают на вопросы, хорошо ориентируются в таблице, озвучивают слоги, читают слова.

Находят среди множества карточек слоги для своего имени.

Составляют своё имя, называют гласные и их количество.

Вспоминают правила разгадывания ребуса. Называют слово. Делают ЗАС.

Читают слова. Дают характеристику звука,  обозначая соответствующим символом.

Выделяют первый звук, обозначают буквой, читают слово.

Работают одновременно двумя руками, называют предметы на картинках.

3. Заключительный этап.

(рефлексия)

- Какое задание вам больше всего понравилось?

Молодцы! Вы хорошо поработали и заслужили награду, которая  в этой шкатулке и начинается на звук «К».

(Книги).

Коммуникативная.

Рассуждают, объясняют.

Дети называют несколько слов.

Рассматривают книги.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

инновационных педагогических технологий

 (игровые технологии с элементами технологии раннего обучения грамоте Н.А. Зайцева)

Тема:  Учимся читать. Звуковой анализ слова.

Культурная практика: коммуникативная деятельность.

Культурно-смысловой контекст: подготовка к обучению грамоте.

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: совершенствование умения различать буквы и звуки, гласные и согласные звуки, читать слоги, слова по таблице в процессе подготовки к обучению грамоте в коммуникативной деятельности.

Задачи: показать умение в дифференциации звука и буквы, гласных и согласных звуков, самостоятельно и в совместной деятельности определять позицию звука в словах,  определять количество слогов в слове; учиться различать слова, отвечающие на вопросы: кто? что? читать слоги, слова, короткие предложения;

внимательно слушать и выполнять задания в работе с дидактическими и словесными играми;

 проявлять интерес к работе со словами и звуками, уметь дополнять ответы товарищей при необходимости.

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность взрослого и ребёнка: непосредственно образовательная деятельность.                                                                                                                                                                                           

Предполагаемый результат: имеют представление о понятиях звук, буква, слог, слово, определяют позицию звука в слове, делят слова на слоги, читают слоги, слова.

Методические приемы:

Словесные: беседа, вопросы, объяснения.

Наглядные: картинки с заданиями, плакат с таблицей Н.А. Зайцева. 

Игровые: дидактические и словесные игры.

Практические: выполнение заданий и упражнений.

Оборудование: карточки со словами (кит, кот, каша, сок, мак, ваза, сыр),  таблица по обучению грамоте Н.А. Зайцева, карточки с именами детей (с делением на слоги), дидактическое пособие «Прочитай по схеме», дидактическое пособие «Составь слово»,  пособия с нейрокинезиологическими упражнениями.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты              

1.Вводная часть

Мотивационный этап.

Организационный момент

Приглашение к деятельности.

Дидактическое пособие «Прочитай по схеме»

Читающие дети по схеме читают пословицу

«Кто много читает, тот много знает».

- Как вы понимаете эту пословицу? Почему так говорят?

Коммуникативная

Читают пословицу по схеме, понимают прочитанное.

Дети внимательно слушают,  рассуждают, предполагают.

Отвечают полными предложениями.

Сюрпризный момент

Воспитатель обращает внимание на шкатулку.

В шкатулке листок с вопросами, на которые нужно ответить.

- Все ли могут прочитать, что там написано?

-Что для этого нужно?

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

Проявляют интерес с помощью игровой ситуации.

Рассуждают, делают вывод.

Постановка детской цели.

С помощью вопросов выясняется у детей, чем будем заниматься.

Коммуникативная.

Отвечают на вопросы. Понимают цель занятия.

2. Основной этап

Применение знаний и умений в условиях выполнения игр, упражнений и заданий.

 Игровое упражнение «Знаю - отвечаю».

- Какие бывают звуки? (буквы)

- Сколько гласных букв?

- Чем они отличаются от согласных?

- Каким цветом обозначаются гласные? Согласные?

- Какой звук я назвала? Дайте характеристику.

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Молодцы! Хотите поиграть и выполнять разные задания?

Работа с таблицей Н.А. Зайцева.

-Покажите домик  гласных.

-Что обозначает голубой цвет на таблице? Коричневый?

-Произнесите звонкие и глухие согласные.

-Я произнесу, вы определите: звонкий или глухой согласный.

-Какой столбик произносится мягко, какой твёрдо?

-Прочитайте имена: Альбина, Лариса, Олеся.

Игровое упражнение «Пишем имена».

Задание: составить свои имена карточками со слогами, назвать гласные буквы.

 На столе карточки со слогами имен всех детей.

Игровое упражнение «Ребус – это интересно»

Задание: разгадать ребус «Весна», в совместной деятельности сделать звуковой анализ слова.

На мольберте (или доске).

Игровое упражнение «Изобрази слово символами» (звуковой анализ слова).

На столе  у каждого ребенка карточки со словами: кот, кит, сок, каша, мак, сыр, лиса др.  

Илья – картинка, выделить первый звук.

Задание: сделать звуковой анализ слова. 

Дидактическая игра «Составь слово»

Задание: по первым буквам составить слово.

Нейрокинезиологические упражнения «Покажи и назови».                            Задание: работаем двумя руками и произносим звуки, слоги, слова (дифференциация звуков: С – З, С – Ш, З – Ж).

Коммуникативная.

Познавательная.

Коммуникативная.

Познавательная.

Двигательная.

Игровая.

Познавательная.

Познавательная.

Коммуникативная.

Познавательная.

Коммуникативная.

Игровая.

Познавательная.

Игровая.

Коммуникативная.

Умеют  называть и узнавать гласные и согласные звуки. Называют признаки отличия.

Дают полные, точные ответы на вопросы педагога.

Отвечают на вопросы, хорошо ориентируются в таблице, озвучивают слоги, читают слова.

Находят среди множества карточек слоги для своего имени.

Составляют своё имя, называют гласные и их количество.

Вспоминают правила разгадывания ребуса. Называют слово. Делают ЗАС.

Читают слова. Дают характеристику звука,  обозначая соответствующим символом.

Выделяют первый звук, обозначают буквой, читают слово.

Работают одновременно двумя руками, называют предметы на картинках.

3. Заключительный этап.

(рефлексия)

- Какое задание вам больше всего понравилось?

Молодцы! Вы хорошо поработали и заслужили награду, которая  в этой шкатулке и начинается на звук «К».

(Книги).

Коммуникативная.

Рассуждают, объясняют.

Дети называют несколько слов.

Рассматривают книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие с Диной» обучение грамоте (по кубикам Зайцева)

Воспитатели МОУ гимназии «Шанс»Дамирова Надежда Ибрагимовна, Чикиш Евгения Анатольевна   КонспектЗанятия по развитию речи и обучение грамоте(по кубикам Зайцева)«Путешествие с Диной»Подг...

Здоровьесберегающая технология раннего обучения дошкольников чтению по технологии Н.А. Зайцева

В презентации дано краткое описание применеия тежнологии раннего обучения дошкольников чтению по методике Н.А. Зайцева...

Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте"

Материал рассчитан на  оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте  через игровую деятельность....

Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте

quot;Использование игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте"(мастер-класс для педагогов)...

Технологическая карта НОД с использованием инновационных педагогических технологий для детей 5 – 6 лет (игровые технологии с использованием мнемотаблиц)

 Технологическая карта НОД  по развитию речи составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. На данном занятии   использов...

Технологическая карта НОД с использованием инновационных педагогических технологий для детей 3 – 4 лет (игровые технологии). Тема: "Дикие животные зимой"

Тема: Дикие животные зимой.Культурная практика: познавательная деятельность. Культурно-смысловой контекст: познавательные игры.Образовательная область: познавательное развитие. Цель: формиро...