Доклад на методическом объединении музыкальных руководителей "Нейроигра, как средство музыкального и речевого развития детей дошкольного возраста".
план-конспект занятия по развитию речи
Доклад методическом объединении музыкальных руководителей по теме Нейроигра, как средство музыкального и речевого развития детей дошкольного возраста.
Доклад компилятивный, собранный из материалов, опубликованных на различных сайтах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyroigra_kak_sredstvo_muzykalnogo_i_rechevogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 30.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Нейроигра, как средство музыкального и речевого развития детей дошкольного возраста
На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети неловкие в движении, они плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация?
Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Что же делать, чтобы наши дети развивались правильно? Это подтолкнуло меня к поиску нетрадиционных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня я познакомлю вас с одним из таких методов, который активно использую в своей работе.
Этот метод позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. Давно известен тот факт, что речевая функция имеет тесную связь с общей двигательной системой организма. При этом, нельзя забывать о том, что ключевой мотив любого ребенка в освоении новых знаний – это интерес. Именно по этой причине высокой эффективностью в улучшении речевых навыков, а также общего развития ребенка, обладает комплексная методика под названием нейроритмика.
Что же такое нейроритмика? Это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала.
Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения для развития ритмической работы мозга у дошкольников, работу над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.
Один из основных факторов, определяющих эффективность таких занятий, является положительная атмосфера. Положительный эмоциональный настрой существенно улучшает восприятие информации и позволяет достигать наилучших результатов. Упражнения вызывают у детей чувства удовольствия и радости, пробуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления и стабилизируется психологическое состояние.
Благодаря нейроиграм оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т.д.
Что же такое нейропсихологическая игра (нейроигра)?
Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:
- ребёнок учиться чувствовать пространство, свое тело;
- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);
- формируется правильное взаимодействие ног и рук;
- ребёнок учится последовательно выполнять действия;
- развивается слуховое и зрительное внимание.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.
Каким детям необходимы нейроигры?
- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
- есть синдром дефицита внимания;
- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
- быстро переключается с одного действия на другое;
- присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
- быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
- есть проблемы с речью разной сложности;
- наблюдается слабая познавательная деятельность;
- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
Преимущества использования нейроигр:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Нейроигры очень полезны как для детей, так и для взрослых. А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи.
Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность.
Ритм – обязательная составляющая музыки.
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое ритм?
Ритм – это равномерное чередование каких-либо (звуковых, двигательных и т. п.) элементов, присущее действию, течению, развитию чего-либо.
Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др. Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта, интонационной выразительности речи.
Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, т.к.у дошкольников часто наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.
Представленные ниже игры и упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие.
Использовать данные игры можно как в свободной деятельности детей, так и непосредственно на занятиях индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, как организационный момент или физкультминутку.
Нейроигры рекомендуется проводить под музыку.
Я вам сегодня расскажу о некоторых видах нейроигр.
Это:
- - Бодиперкуссия;
- Ритмические игры с предметами (бумага, ложки)
- Ритмические игры с мячиками;
- - Ритмические игры на стакане;
- Ритмические игры на клавесах
- - Классики.
Боди перкуссия (телесная перкуссия) — это техника владения своим телом как музыкальным инструментом.
В этой технике музыка и ритм создаются без каких-либо инструментов: лишь с помощью голоса, хлопков, щелчков и ударов ногами.
Традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):
- Топ-топ — топающий шаг.
- Шлеп-шлеп — хлопки ладонями или по коленям (поочерёдно или одновременно).
- Хлоп-хлоп — хлопанье в ладоши.
- Щелк-щелк — щелчки большим и средним пальцами.
Боди перкуссия способствует раскрепощению, налаживанию контакта с телом, творческому выражению. Она помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя.
Все дети очень любят играть на музыкальных инструментах и всегда делают это с удовольствием. Но еще больший восторг в детях вызывает всё необычное. Бумажный оркестр – отличный способ помузицировать где угодно, даже если у ребенка нет музыкальных инструментов. Такая деятельность формирует интерес к музицированию, развивает воображение, творческие и музыкальные способности, формирует чувство ритма, координацию движений, поддерживает детскую инициативу, самостоятельность. И самое главное - снимает напряжение и способствует хорошему настроению.
Польза музыкально-ритмических игр с мячиками заключается в следующем:
- ребёнок учится чувствовать пространство и своё тело;
- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);
- формируется правильное взаимодействие ног и рук;
- ребёнок учится последовательно выполнять действия;
- развивается слуховое и зрительное внимание.
Кроме того, игры с мячами различного веса и объёма увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук.
Также во время игры дети учатся взаимодействовать с окружающими, развивая социальные навыки и умение работать в команде.
Игры со стаканом могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка и очень нравятся детям. Игра на стакане универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также в заключительной части на музыкальных занятиях и досугах и даже на прогулке с использованием стола. Для организации игры со стаканами не надо создавать специальную развивающую среду, достаточно только приобрести стаканчики, можно обновлять на них наклеечки по тематике занятий или досугов, которые могут сделать дети своими руками. Фантазии для творчества очень много.
Предлагаю вам посмотреть .
слад Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты. Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом.
Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.
В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами.
Сначала разучиваются движения по показу педагога, затем текст, потом все вместе. Сначала игру проводит педагог, затем ведущим выбирают ребенка. Ребята с удовольствием принимают участие в таких играх.
Варианты игры: - шагать палочками по полу «топ-топ»;
- стучать палочками «тук-тук»;
- стучать «шляпками» палочек;
- стучать основаниями палочек;
- перекатывать в ладошках, «греть» палочки;
- катать «колбаски» по полу;
-стучать палочками над головой;
- прятать палочки за спиной.
Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.
Еще одна замечательная форма работы над ритмом - это классики.
Классики – детская подвижная игра, пик популярности которой, приходился на советское детство нынешних родителей, бабушек и дедушек.
«Классики» - не просто занимательная игра. Это еще и превосходный способ развития глазомера и чувства равновесия, тренировка хорошей координации движений и прекрасная нагрузка на ноги. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами.
Отдельно хочу рассказать игре на нейроложках.
Обучение с использованием ритмических закономерностей является очень
важным в современных условиях, когда многие дети имеют недостаточную
физическую активность. А использование музыкальных нейроигр на музыкальных занятиях помогает формированию новых нейронных связей . Одним из инструментов для нейроигры являются нейроложки.
Нейроложки — это инструмент, созданный для того, чтобы помочь детям развивать навыки во время игры и музицирования. Он состоит из двух алюминиевых ложек, которые соединены между собой черенками и образуют пространство между черпаками
Игра на нейроложках — это увлекательный и эффективный способ
развития способностей у детей дошкольного возраста. Ее преимуществами являются развитие слухового восприятия, совершенствование координации движений, повышение быстроты реакции и развитие мелкой моторики при исполнении музыки. Игра на нейроложках развивает и способность ребенка анализировать и понимать различные свойства музыкального звука, такие как длительность, сила, высота и тембр. Игра на ложках позволяет детям активно взаимодействовать со звуками, создаваемыми инструментом, и улучшать свои навыки в музыкальной интерпретации.
Одним из главных преимуществ игры на нейроложках является развитие координации движений. Для того чтобы играть на ложках, дети должны научиться контролировать движения своих рук и пальцев, чтобы правильно ударяться ложками и создавать определенные звуки. Это требует от них сосредоточенности и точности движений, постепенно улучшающих их моторные навыки и координацию движений.
Коллективное музицирование стимулирует творческую инициативу и укрепляет чувство приобщенности к группе. Нейроложки используются педагогами в различных видах музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста. Очень хорошо воспринимаются дошкольниками ритмические упражнения, основанные на фольклорных элементах. Сегодня мы рассмотрели лишь несколько видов работы над ритмом с помощью нейроигры.
Я надеюсь, что кому то этот материал окажется полезным и поможет в работе.
В заключении хочу подвести итог своего сообщения.
С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, мы увидели, как решаются следующие задачи:
- Развитие пространственных представлений и координации, умения чувствовать своё тело.
- Развитие зрительно-моторной координации (глаз-рука, способность точно направлять своё движение).
- Развитие слухового и зрительного внимания.
- Развитие умения последовательно выполнять действия.
Также нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребёнка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а также развитию его эмоционально-волевой сферы.
Влияние нейроигр на речевое развитие ребёнка заключается в следующем:
- Развитие моторики речи. Нейроигры способствуют развитию мелкой моторики речевых органов, таких как губы, язык и челюсти. Это помогает детям улучшить артикуляцию звуков и формирование слов.
- Развитие слуховой памяти. Нейроигры позволяют детям запоминать и воспроизводить правильные звуки и слова. Это играет важную роль в формировании правильного произношения.
- Укрепление мышц голосового аппарата. Нейроигры помогают укрепить мышцы голосового аппарата, что способствует улучшению голосовой деятельности и громкости речи.
- Развитие словарного запаса. Нейроигры способствуют развитию словарного запаса детей, помогая им усвоить новые слова и фразы, а также правильную грамматику и формулировку предложений. 1
Цель применения нейроигр — формирование новых нейронных связей, которые помогают в развитии всех компонентов речевой деятельности.
Ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов сказал так:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Тема: «Конструирование из бумаги в технике « Модульного оригами», как средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста».
Цель мастер-класса:Повышение профессионального уровня педагогов и обмен опытом работы по модульному оригами.Рассмотреть модульное оригами как одну из техник работы с бумагой: историю его в...
Консультация для педагогов (городское методическое объединение) "Моделирование как наглядно-практический метод в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Консультация знакомит педагогов с особенностями метода моделирования в познавательном развитии, видами моделирования, применением метода на практике...
Центр театральной деятельности как средство повышения эффективности речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР
Театральный центр, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников и выступает эффективн...
Консультация для педагогов «Конструирование как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста»
консультация для педагогов доо...
Самообразование по теме: «Использование приемов мнемотехники как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».
Индивидуальный план по самообразованиюВоспитателя (специалиста) МАДОУ ДСКН №1 г.СосновоборскаФИО Дроздова Ирина АлександровнаНа 2019-2020 учебный год. Тема: «Использование приемов мнемотехн...
Технология «Сторителлинг» - как средство повышения качества речевого развития детей дошкольного возраста.
Сторителлинг – это технология для развития речи и творчества дошкольников — это искусство рассказывать интересные, запоминающиеся истории....
Доклад на тему «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
laquo;Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»...