НОД «Зимушка-зима»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НОД «Зимушка-зима» (старшая группа)
Основная образовательная область: «Познавательно - речевое развитие».
Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка, «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Закрепить знания детей о зиме.
Образовательные задачи:
Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима». Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы.
Развивающие задачи:
. Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.
Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Закреплять правильное произношение.
Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь.
Воспитательные задачи:
Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи ; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде, воспитывать у детей стремление к достижению результата.
Методические приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультминутка, показ слайдов, показ и объяснение воспитателя.
Словарная работа: снежинки, снежная, красивая, снежки, ледяной, холодный, искрящийся….
Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.
,
Планируемый результат:
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
- повышение познавательной активности;
- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе. Планируемый результат:
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
- повышение познавательной активности;
- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Ход занятия:
Круг приветствия
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок!
Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: Балашиха. Детский сад «Лесовичок» детям группы «Рябинка». Поэтому я решила сразу вам его доставить. Посмотрите какое оно красивое. Давайте откроем и прочитаем
Зима прислала нам письмо,
В снежинках-звездочках оно.
Так начинается письмо:
"Я не была у вас давно. "
Красивый почерк у Зимы,
Письмо читаем дальше мы:
"Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрила,
Большую ёлку подарила.
Везде найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…
Хочу проверить ваши знания
и приготовила задания…
Снежинка№1
Вот вам первая снежинка
И на ней задание.
Вы скажите мне друзья,
А какая я - зима?
Беседа:
Какое сейчас время года?
Как вы узнали, что наступила зима?
Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль)
-А сейчас какой месяц? (декабрь)
Снежинка №2
Вот вам вторая снежинка
Теперь давайте вспомним:
- Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)
- Каким бывает ветер? (сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный)
-- А что бывает только зимой? (снег)
- Какой бывает снег? (лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)
Снежинка №3
Вот вам 3 снежинка
Есть слова похожие,
Как родственники схожие,
Они живут одной семьей,
Поиграть хотят с тобой.
Хотите поиграть?
Игра называется: «Доскажи словечко». «Снегопад».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. снег.
С неба всё скользят пушинки – серебристые … снежинки.
Вот веселье для ребят – всё сильнее … снегопад.
Все бегут вперегонки, всё хотят играть в …снежки.
Словно в белый пуховик мы одели …. снеговик.
Рядом – снежная фигурка, это девочка …снегурка.
Физкультминутка «Мы с тобой снежки лепили»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежки лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим, два – поймаем,
Три – уроним, и сломаем! Молодцы ,ребята
А теперь давайте поиграем
Проводится игра «Убери лишнюю картинку»
(На доске расположены картинки: зима, весна, осень, лето. Необходимо убрать лишние картинки.
Беседа
-Ребята, а как зимуют дикие животные?
- Правильно, медведи, суслики, барсуки, ежи впадают в спячку. Зайка меняет свою шубку на белую. Белочки, мыши ищут свои припасы, заготовленные осенью.
Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.
Педагог: Ребята как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам?
(ответы детей)
Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, что такое праздник?
Дети: Люди или семья собираются вместе и отмечают какое-то радостное событие.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие праздники мы отмечаем в течение года.
Дети: 8марта, 23февраля, 9 мая, дни рождения, Новый год.
Воспитатель: А как называется праздник в конце года, который мы отмечаем зимой?
Дети: Новый год.
Воспитатель: Правильно этот праздник называется Новый год
Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете, что же является украшением праздника:
Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (елка). Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. Основным украшением новогоднего праздника является елка.
Первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом.
Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте о ком она.
У этого дедушке много внучат,
Внучата на дедушку часто ворчат!
На улице дедушка к ним пристает –
За пальцы хватает, за уши дерет,
Кусается, щиплет, доводит до слез.
У внуков краснеют и уши и нос...
Но вечер приходит счастливый в году.
Сердитого дедушку в гости я жду
Подарки приносит он, добрый на вид
И все веселятся, никто не ворчит. (Дед Мороз )
Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой.
Просмотр видеоролика праздник «Новый год»
Подведение итога:
Воспитатель: А теперь скажите чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: беседовали о зиме, играли, отгадывали загадки ) Про какое время года говорили? Про какие месяца? Интересно было? Какие новые слова вы узнали
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...