Методическая разработка
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Вотинцева Ирина Аркадьевна

Мнемоника и мнемотехника

 

  1. История возникновения мнемотехники

История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность.

Слово мнемотехника (или мнемоника) - от греч. «mnemonikon» обозначает «искусство запоминания» Название связано с именем древнегреческой богини памяти Мнемозины. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.

Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Считается, что он придумал метод запоминания, помогавший ему запоминать длинные речи, раскладывая мысленно части этой речи в своем доме, а потом их вспоминая. Этот метод используется и сейчас и носит название «метод Цицерона». Однако некоторые авторы считают, что следует называть его методом Симонида (Матюгин И.Ю.), потому что учитель риторики и поэт Симонид первым придумал топологический метод запоминания.

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

С древнейших времен людям известна удивительная сила образов (эйдосов, как их называли древние греки), она широко использовалась в религиозных мистериях и системах целительства. В средние века элементами мнемотехники не брезговали и церковники: успешно применялись знаки-аллегории, религиозные символы, которые выступали как подпорки для запоминания добродетелей и грехов невежественным людом. Тогда ещё не было достаточного разграничения эмоциональных и логических основ человеческого восприятия. На эту тему спорят с 19 века. Тогда учёный Генрих Эббингауз (Германия) целенаправленно занялся ассоциативной психологией запоминания.

Научное изучение способности человека переживать яркие образы началось в начале XX века. В 1907 году венский врач В. Урбанчич обратил внимание на способность плохо слышащих детей удерживать в памяти образы предметов в течение нескольких дней. В 1911 году изучением этого явления занимался немецкий профессор Эрик Эйнш с группой единомышленников. Эйнш ввел свое название для явления — эйдетизм, а для обладателя этой способности — эйдетик.

Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более. До появления в свет книги академика. Лурия А.Р. “Маленькая книжка о большой памяти” все приёмы укрепления памяти назывались “мнемотехникой”. Лурия впервые ввёл разделение на мнемотехнику (методы, основанные на вербальнологическом  мышлении) и эйдотехнику (от слова “эйдос”) - методы, основанные на конкретнообразном мышлении).

В специально посвященной эйдетизму главе в работе «Основные течения современной психологии» Л.С. Выгодский определяет сущность этого явления как «способность видеть, буквально на пустом экране отсутствующую картинку, или предмет». Эйдетической способностью обладают все люди, но в разной мере. Особенно она свойственна детям.

В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении и воспроизведении ярких, наглядных образов предметов, явлений или сцен по прекращению их воздействия на органы чувств. Известен не только зрительный, но и слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой и т.п. эйдетизм, т.е. эйдетические образы имеют полимодальную природу.

Данный вопрос исследовался и изучался многими отечественными психологами и педагогами: Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, З.И. Истомина, С.А. Лебедева, А.А. Смирнов, и другие. В своих работах они отметили, что развития памяти происходит, через непосредственное взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, а так же через целенаправленное и систематическое обучение его специальным способам запоминания, сохранения и воспроизведения полученной информации.

20 век – особый в истории мнемотехники. Она стала развиваться семимильными шагами по всему миру, кроме нашей страны. В России, мнемотехника формировалась скрыто из-за специфики советского режима.

До 1990 года мнемотехника существовала в виде разрозненных приемов, не имела теоретической базы, не объясняла механизмов памяти, книги о тренировке памяти описывали низкоэффективные приемы и содержали большое количество методических ошибок. Системы запоминания 16-го века были «системами Знаний» (что-то вроде энциклопедий), но не системами мнемотехники. Мнемотехника (как целостная система, как учебная дисциплина) ранее не существовала, о чем совершенно справедливо писал в книге «О памяти и мнемонике, 1903 г.» профессор Г.Челпанов, основатель и директор Московского психологического института (1912-1923

  1. Современные взгляды на мнемотехнику

 

В наши дни название термин «мнемотехника» означает совокупность приемов и методов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. (Козаренко В.А.2016)

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения: мнемоника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Многочисленные современные исследования посвящены изучению памяти в различных видах деятельности: игровой, учебной, спортивной, трудовой (П.И. Зинченко, Л.М. Житникова, З.М. Истомина, Я.И. Петров, A.C. Прангишвили, И.М. Розет, В.И. Самохвалова, A.A. Смирнов, А.Н. Шлычкова и др.), и практически отсутствуют представления о памяти в педагогической деятельности, в межличностном познании учителем учеников.

Серьёзная веха истории мнемотехники – создание визуальной методики «Джордано», автор Владимир Козаренко и метод речевых способов Самвела Гарибяна (1992г).

Матюгин И.Ю. - педагог, основатель "Школы эйдетики" разработал систему запоминания информации с помощью методов эйдотехники и мнемотехники. Он автор ряда книг, в которых подробно описаны методы запоминания с использованием образного мышления, воображения, автобиографической памяти, памяти на соощущения.

В методической разработке Сафроновой Е. Д. и Карцевой Е. Г. «Развитие интеллектуальных способностей детей путем интеллектуального тренинга» представлены многочисленные задания на развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, логического и образного мышления в процессе интеллектуального тренинга, которые наиболее подходят для детей дошкольного возраста. 10

 

Карцева Е. Г. разработала алгоритмы работы с мнемотаблицами и списками слов для запоминания, а мнемотехнические коллажи, предложенные Сафроновой Е. Д. ,отличаются яркой фантазией, творческой направленностью.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выгодский, Л.С. "Развитие мнемических и мнемотехнических функций"- статья "Собрание сочинений "3 том "Проблемы развития психики" ,под .ред. А.М.Матюшкина, М-2002- С. 239-254

2. С. Гарибян. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Maxima. Санкт-Петербург. 1993. 77с.

3. Грановская P.M. Восприятие и модели памяти.-Л.:Наука, 1974.-360с

4. Лурия, А.Р. "Маленькая книжка о большой памяти "" авт.А.Р.Лурия [электронный текст ]- 2012 - 88с

5. Е.Д. Сафронова. Е.Г. Карцева Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Методическое пособие к курсу. Учебно-методический центр ассоциаций «Интеркаспий». ЛР № 0394 от 26.10.95. СПб. 24с.

6. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Запоминание цифр: Книга по развитию памяти у детей. М.: Изд-во Эйдос, 1999. - 77 с.

7. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребёнка: Кн. для детей и их родителей. М.: Изд-во Эйдос, 1994.- 112 с., ил.

10. Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И. Запоминание лиц и имен. М.: Эйдос, 1994.-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemonika_i_mnemotehnika.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемоника и мнемотехника

  1. История возникновения мнемотехники

История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность.

Слово мнемотехника (или мнемоника) - от греч. «mnemonikon» обозначает «искусство запоминания» Название связано с именем древнегреческой богини памяти Мнемозины. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.

Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Считается, что он придумал метод запоминания, помогавший ему запоминать длинные речи, раскладывая мысленно части этой речи в своем доме, а потом их вспоминая. Этот метод используется и сейчас и носит название «метод Цицерона». Однако некоторые авторы считают, что следует называть его методом Симонида (Матюгин И.Ю.), потому что учитель риторики и поэт Симонид первым придумал топологический метод запоминания.

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

С древнейших времен людям известна удивительная сила образов (эйдосов, как их называли древние греки), она широко использовалась в религиозных мистериях и системах целительства. В средние века элементами мнемотехники не брезговали и церковники: успешно применялись знаки-аллегории, религиозные символы, которые выступали как подпорки для запоминания добродетелей и грехов невежественным людом. Тогда ещё не было достаточного разграничения эмоциональных и логических основ человеческого восприятия. На эту тему спорят с 19 века. Тогда учёный Генрих Эббингауз (Германия) целенаправленно занялся ассоциативной психологией запоминания.

Научное изучение способности человека переживать яркие образы началось в начале XX века. В 1907 году венский врач В. Урбанчич обратил внимание на способность плохо слышащих детей удерживать в памяти образы предметов в течение нескольких дней. В 1911 году изучением этого явления занимался немецкий профессор Эрик Эйнш с группой единомышленников. Эйнш ввел свое название для явления — эйдетизм, а для обладателя этой способности — эйдетик.

Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более. До появления в свет книги академика. Лурия А.Р. “Маленькая книжка о большой памяти” все приёмы укрепления памяти назывались “мнемотехникой”. Лурия впервые ввёл разделение на мнемотехнику (методы, основанные на вербальнологическом  мышлении) и эйдотехнику (от слова “эйдос”) - методы, основанные на конкретнообразном мышлении).

В специально посвященной эйдетизму главе в работе «Основные течения современной психологии» Л.С. Выгодский определяет сущность этого явления как «способность видеть, буквально на пустом экране отсутствующую картинку, или предмет». Эйдетической способностью обладают все люди, но в разной мере. Особенно она свойственна детям.

В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении и воспроизведении ярких, наглядных образов предметов, явлений или сцен по прекращению их воздействия на органы чувств. Известен не только зрительный, но и слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой и т.п. эйдетизм, т.е. эйдетические образы имеют полимодальную природу.

Данный вопрос исследовался и изучался многими отечественными психологами и педагогами: Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, З.И. Истомина, С.А. Лебедева, А.А. Смирнов, и другие. В своих работах они отметили, что развития памяти происходит, через непосредственное взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, а так же через целенаправленное и систематическое обучение его специальным способам запоминания, сохранения и воспроизведения полученной информации.

20 век – особый в истории мнемотехники. Она стала развиваться семимильными шагами по всему миру, кроме нашей страны. В России, мнемотехника формировалась скрыто из-за специфики советского режима.

До 1990 года мнемотехника существовала в виде разрозненных приемов, не имела теоретической базы, не объясняла механизмов памяти, книги о тренировке памяти описывали низкоэффективные приемы и содержали большое количество методических ошибок. Системы запоминания 16-го века были «системами Знаний» (что-то вроде энциклопедий), но не системами мнемотехники. Мнемотехника (как целостная система, как учебная дисциплина) ранее не существовала, о чем совершенно справедливо писал в книге «О памяти и мнемонике, 1903 г.» профессор Г.Челпанов, основатель и директор Московского психологического института (1912-1923

  1. Современные взгляды на мнемотехнику

В наши дни название термин «мнемотехника» означает совокупность приемов и методов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. (Козаренко В.А.2016)

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения: мнемоника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Многочисленные современные исследования посвящены изучению памяти в различных видах деятельности: игровой, учебной, спортивной, трудовой (П.И. Зинченко, Л.М. Житникова, З.М. Истомина, Я.И. Петров, A.C. Прангишвили, И.М. Розет, В.И. Самохвалова, A.A. Смирнов, А.Н. Шлычкова и др.), и практически отсутствуют представления о памяти в педагогической деятельности, в межличностном познании учителем учеников.

Серьёзная веха истории мнемотехники – создание визуальной методики «Джордано», автор Владимир Козаренко и метод речевых способов Самвела Гарибяна (1992г).

Матюгин И.Ю. - педагог, основатель "Школы эйдетики" разработал систему запоминания информации с помощью методов эйдотехники и мнемотехники. Он автор ряда книг, в которых подробно описаны методы запоминания с использованием образного мышления, воображения, автобиографической памяти, памяти на соощущения.

В методической разработке Сафроновой Е. Д. и Карцевой Е. Г. «Развитие интеллектуальных способностей детей путем интеллектуального тренинга» представлены многочисленные задания на развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, логического и образного мышления в процессе интеллектуального тренинга, которые наиболее подходят для детей дошкольного возраста. 10

Карцева Е. Г. разработала алгоритмы работы с мнемотаблицами и списками слов для запоминания, а мнемотехнические коллажи, предложенные Сафроновой Е. Д. ,отличаются яркой фантазией, творческой направленностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выгодский, Л.С. "Развитие мнемических и мнемотехнических функций"- статья "Собрание сочинений "3 том "Проблемы развития психики" ,под .ред. А.М.Матюшкина, М-2002- С. 239-254

2. С. Гарибян. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Maxima. Санкт-Петербург. 1993. 77с.

3. Грановская P.M. Восприятие и модели памяти.-Л.:Наука, 1974.-360с

4. Лурия, А.Р. "Маленькая книжка о большой памяти "" авт.А.Р.Лурия [электронный текст ]- 2012 - 88с

5. Е.Д. Сафронова. Е.Г. Карцева Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Методическое пособие к курсу. Учебно-методический центр ассоциаций «Интеркаспий». ЛР № 0394 от 26.10.95. СПб. 24с.

6. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Запоминание цифр: Книга по развитию памяти у детей. М.: Изд-во Эйдос, 1999. - 77 с.

7. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребёнка: Кн. для детей и их родителей. М.: Изд-во Эйдос, 1994.- 112 с., ил.

10. Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И. Запоминание лиц и имен. М.: Эйдос, 1994.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...