Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

Познакомить детей с рассказом Н. Калининой «Про снежный колобок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_pereskaz_snezhnyy_kolobok.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Выполнила воспитатель

МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино

Гладкина М.А.

Цель: обучение детей пересказу рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Задачи: 

1. Связная речь: учить детей понимать содержание и структуру рассказа, излагать содержание близко к тексту, применяя графические схемы. Словарь: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных к слову зима, снег…), действия предметов. Грамматический строй речи: продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Звуковая культура речи: передавать интонацию и сопереживать персонажу, отчётливо произносить слова.

2. Развивать произвольное внимание, долгосрочную память, воображение.

3. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сопереживать героям.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание иллюстраций «Зима» и «Зимние забавы»; беседа «Зимние забавы»; игровая деятельность на прогулке: постройки из снега (снеговик, колобок, горка); чтение художественной литературы: Н. Носов «На горке», И. Суриков «Зима».

Оборудование: портрет писательницы, книга Н. Калининой «Про снежный колобок», картинки-иллюстрации к книге, мольберт, графические схемы, ведёрко со снежным комочком, палочка.

Ход занятия

Вводная часть

- Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру «Стоп! Палочка, остановись!» Дети становятся в круг

Ребята, какое сейчас время года?

- Как вы узнали, что на дворе зима?

- Зима.

- Потому что на улице идёт снег, холодно, морозно. Люди одеты в тёплую, зимнюю одежду.

Игра «Стоп! Палочка, остановись!»

Стою в середине круга с палочкой. Если кто-то повторяет уже названное слово или слишком долго ищет его, даю сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!»

Дети отчётливо называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему.

- А какая бывает зима? Холодная, морозная, ветреная, снежная, волшебная, белая, пушистая…

Загадка

- А сейчас послушайте загадку:

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идёт. (снег)

- А как вы догадались? Ответы детей.

- А какой он? - Мягкий, белый, пушистый, серебристый, лёгкий, холодный, воздушный, сверкающий, хрупкий, первый…

- Какие красивые и выразительные слова вы вспомнили про снег.

- А что снег делает? - Лежит, сверкает, порхает, кружится, летит, ложится…

- Вы любите играть со снегом? - Да. Очень!

- А что вы делаете зимой на прогулке?

- Строим горки, катаемся на санках, коньках и на лыжах, лепим снежки, снеговика, строим снежные города …

Ведёрко со снежным комочком

- Посмотрите, что у меня лежит в ведёрке?\ - В ведёрке лежит снежный ком, комочек снега, снежок…

- А что происходит со снегом, когда он падает на ладошку? Почему так происходит? - Снег тает, превращается в воду. - Потому что снег холодный, а ладошка тёплая.

- Молодцы, все были активные, игра прошла интересно.

Основная часть

- Давайте послушаем с вами рассказ о мальчике Алёше и его зимнем приключении. Называется он «Про снежный колобок», написала его Наталья Дмитриевна Калинина. А ведёрко со снежным комочком пусть пока постоит на столе. Внести портрет писательницы.

Первичное чтение рассказа

Н. Калинина «Про снежный колобок»

   Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад.

   Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок.

   Ребята пообедали, легли после обеда спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает.
  Поглядел Алеша в карман – а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
Смотрит Алеша на всех, спрашивает:
- Где мой колобок?
- А колобок где? Как вы думаете?

Вопросы по рассказу

- Понравился вам рассказ? Почему?

- Какие вопросы ко мне у вас появились?

- Чем занимались ребята на дворе? - Ребята гуляли на дворе, лепили снежную бабу.

- Кто из ребят слепил снежного колобка? - Мальчик Алёша.

- Как он это делал? - Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот.

- Как вы думаете, какие чувства испытывал Алёша к колобку? - Он ему нравился, жалел его, полюбил.

- Как вы догадались? - Алёше стало жалко оставлять колобка на улице, он взял его и положил в карман.

- О чём думал Алёша, когда спрятал колобок в карман? - Не хотел с ним расставаться, он подружился с ним, Алёша хотел, чтобы колобок дождался его после сна, поиграть с ним ещё.

- Что увидели ребята около Алёшиного шкафчика, когда проснулись? - Около шкафчика – лужа, а из кармана кап – кап – кап – вода капает

- Ребята, а куда делся колобок? - Растаял.

- А может, его кто-то вытащил?

- Нет. От колобка остались угольки и палочки. А снег растаял, потому что его принесли в тёплое помещение.

- Что вам особенно понравилось? Ответы детей.

Физминутка

1, 2, 3, 4 –

Мы с тобой снежки слепили,

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем

И в корзину побросаем.

- Дети, послушайте внимательно рассказ ещё раз, а потом вы перескажите его по схемам.

- А для чего нам нужны такие схемы?

Повторное чтение рассказа

- Ребята, кто хочет пересказать историю, которая произошла с Алёшей на зимней прогулке?

Во время пересказа предлагаю детям опираться на графическую схему.

Пересказ рассказа.

Пересказывают по схемам. Для пересказа вызываются трое детей. Один начнет рассказ, другой продолжит, третий закончит.

Текст пересказывается два раза. После пересказа педагог оценивает, привлекая к обсуждению детей.

Заключительная часть

- Давайте вспомним, как называется рассказ? Кто его написал? - Рассказ называется «Про снежный колобок». - Наталья Калинина.

- Как чувствует себя снежный колобок в нашей группе? - Он растаял, превратился в воду, лужу.

- А почему? - Потому что в нашей группе тепло.

- Дети, а из чего можно слепить колобка, чтобы он не растаял? - Из песка, глины, пластилина, теста.

- Молодцы. Вы сегодня все хорошо занимались. Очень меня порадовали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: : Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа). Пересказ рассказа Н.Калининой "Про снежный колобок".

Программное содержание:1. Продолжать формировать умение детей выразительно пересказывать литературный текст;2. Уметь употреблять в пересказе местоимения и глаголы в форме 1 лица;3. Формировать навыки ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» с опорой на мнемотаблицу»

Конспект занятия для детей средней группы по развитию речи с использованием мнемотаблицы. В занятии используется сюрпризный момент, поисковый момент, использование мнемотаблицы, физминутка, дыхвтельна...

Занятие в старшей группе по развитию речи Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Занятие в старшей группе по развитию речиПересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»Задачи:Связная речь: учить детей передавать литературный текст, связно, последовательно, вырази...

Конспект НОД в средней группе "Пересказ рассказа Н.Калининой "Про снежный колобок"

Тема: "Пересказ рассказа Н. Калининой "Про снежный колобок"...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Цель: формировать умение детей пересказывать текст с помощью приемов мнемотехники, с  использованием интерактивного стола. Образовательные задачи:-Продолжать учить детей  передавать сод...

Конспект занятия в старшей группе МБДОУ "Теремок" с. Петровское по развитию речи "Пересказ рассказа Н. Калининой "Про снежный колобок".

Чтение рассказа Н. Калининой "Про снежный колобок". Обсуждение содержния рассказа с детьми. Пересказ рассказа детьми. Обогащение и активизация словарного запаса детей....