Обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ - технологии
проект по развитию речи (старшая группа)
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады. Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.Образовательная деятельность, проводимая по традиционной методике однообразна и скучна как для детей, так и для меня самой, как педагога. Однажды натолкнувшись на технологию ТРИЗ (Альтшуллер), меня она очень заинтересовала, я начала изучать методическую литературу, изучать методы и приемы данной технологии, для дальнейшей работы составила картотеку дидактических игр по ТРИЗ и изготовила пособия для игр «Черное – белое», «Хорошо – плохо», «Карусель», «Все в мире перепуталось», «Волшебный светофор», «Пятиэкранка», «Схемы маленьких человечков». Опираясь на основную общеобразовательную программу «от рождения до школы» (Веракса) и календарно - тематического планирования по программе, разработала перспективное планирование,внедряя игровые приемы и методы по ТРИЗ технологии,как на занятии, так и вне занятия, во время наблюдений, в процессе свободной игровой деятельности детей.В связи с этим, мы только максимально увеличиваем эффективность основной общеобразовательной программы. С начала учебного года начала реализовывать свою работу на практике и решила использовать её (технологию) и в дальнейшей своей работе. Ведь золотое правило организационной деятельности детей состоит в том, что ребёнку должно быть интересно и комфортно!Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_1_1.docx | 59.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ - технологии
Актуальность: современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады. Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.Образовательная деятельность, проводимая по традиционной методике однообразна и скучна как для детей, так и для меня самой, как педагога. Однажды натолкнувшись на технологию ТРИЗ (Альтшуллер), меня она очень заинтересовала, я начала изучать методическую литературу, изучать методы и приемы данной технологии, для дальнейшей работы составила картотеку дидактических игр по ТРИЗ и изготовила пособия для игр «Черное – белое», «Хорошо – плохо», «Карусель», «Все в мире перепуталось», «Волшебный светофор», «Пятиэкранка», «Схемы маленьких человечков». Опираясь на основную общеобразовательную программу «от рождения до школы» (Веракса) и календарно - тематического планирования по программе, разработала перспективное планирование,внедряя игровые приемы и методы по ТРИЗ технологии,как на занятии, так и вне занятия, во время наблюдений, в процессе свободной игровой деятельности детей.В связи с этим, мы только максимально увеличиваем эффективность основной общеобразовательной программы. С начала учебного года начала реализовывать свою работу на практике и решила использовать её (технологию) и в дальнейшей своей работе. Ведь золотое правило организационной деятельности детей состоит в том, что ребёнку должно быть интересно и комфортно!Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой и исследовательской активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Цель моей работы- обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых приемовТРИЗ – технологии.
Принцип ТРИЗ: «Разрешение противоречий – ключ к интеллектуальному мышлению. Средство работы с детьми – педагогический поиск. Если ребенок не задает вопроса, то воспитатель задает его сам: «Что было бы, если…» Занятие это поиск истины».
Помимо этого ТРИЗ работает на принципе сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. На сегодняшний день мною изучены не все методы технологии. В дальнейшем я планирую рассмотреть все методы более подробно. В своей работе я использую методы ТРИЗ, которые необходимо проводить на начальном этапе знакомства с технологией:
- Метод «Противоречия»
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Игра «Да-Нетки» или «Угадай, что я загадала»
Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: «Машина», «Роза», «Гриб», «Береза», «Вода», «Радуга» и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Адвокаты – Прокуроры» и др.
Игра «Черное-белое»
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: «Книга». Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: «Гусеница», «Волк», «Цветок», «Стульчик», «Таблетка», «Конфетка», «Мама», «Птичка», «Укол», «Драка», «Наказание» и т.д.
Игра «Наоборот» или «перевертыши» (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,..)
На втором этапе учим детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками? «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?»
Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . . .Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)
На третьем этапе - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?«Помоги Золушке» - Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка.
- Метод «Системный оператор»
Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системного мышления, или много экранного мышления».
Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем. (Г.С.Альтшуллер)
Основные понятия.
Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей, обязательно само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.
Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система: Машина, подсистема: колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др.; система: Дождь, подсистема: туча, капли воды; система: Дерево, подсистема: корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т.д.)
Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т.п.)
Алгоритм работы над темой.
- Предлагаем ребенку объект – систему. Выявляем его функцию, назначение
- Рассматриваем, выделяем подсистемы (части объекта)
- Определяем функции подсистем.
- Определяем надсистему.
- Метод мозгового штурма (атаки). С помощью метода, дети смело высказывают свои идеи; дети учатся фантазировать; дети учатся говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Например: «Как спасти птиц в суровую зимнюю пору?», «Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?», «Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?».
- Метод маленьких человечков.
Суть методики состоит в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков развивает у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность.
Алгоритм работы над темой.
Работа с детьми с применением метода ММЧ проводится в несколько этапов.
1. Педагог вместе с детьми выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких МЧ. Так, например, при моделировании стены дома маленькие человечки являются своеобразными «кирпичиками», а при моделировании дерева надо исходить из его образа (ствол, ветки).
2. Моделирование объектов и явлений, состоящие из сочетания разнообразных человечков: вода в аквариуме, чашка на блюдце и т. д.
4.Схематизация. Схема в отличие от механической модели позволяет показать взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-». Таким образом, отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков.
При использовании методов ТРИЗ в непосредственно образовательной деятельности, в наблюдении, в игровой деятельности, мы добьёмся поставленной цели и придем к следующим результатам: повысится интерес к ОД; обогатится круг представлений, пополнится словарный запас слов; сформируется творческая личность, подготовленная к решению нестандартных задач в различных областях действительности; поможет преодолеть застенчивость, замкнутость, робость детей.
Дорогие воспитатели, если вы хотите идти на работу, как на праздник. Если вам нравятся, когда глаза детей блестят на занятии, они активны на занятиях, если вы хотите целый день смеяться, удивляться, петь и общаться с умными, думающими детьми – займитесь ТРИЗом. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.
Перспективный план работы по ТРИЗ технологии
Сроки | Тема образовательной деятельности | Задачи | Методы и приемы | Краткое описание |
Осень (2-я – 4-я неделя сентября) | - НОД по развитию речи «Волшебница осень» (Противоречия в погоде) «Солнышко и дождик» -НОД по окружающему миру «Осень» (Противоречия в погоде) - Наблюдения в природе | Систематизировать знания детей об осеннем времени года; расширить и активизировать словарь детей по теме «Осень»; Развивать любознательность, творческое воображение, логическое мышление, связную речь; Закрепить знание признаков осени. Учить детей отвечать на вопросы. Закрепить знания об овощах, фруктах, грибах. Уточнить, как ведут себя животные осенью. Формировать у детей приёмы фантазирования: оживление, изменение законов природы, уменьшение, увеличение предметов, приём эмпатии, учить находить сходство и различие в различных предметах, видеть пользу и вред (хорошее и плохое) в одном предмете, объекте. | -Обсуждение с детьми противоречий в погоде:игра«Хорошо – плохо». -Подвижная игра «Солнышко и дождь». -Подведение итогов. Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что узнали нового? Что было самым интересным? -Обсуждение с детьми противоречий в погоде: игра «Черное и белое». -Подвижная игра «Коршун и мышки». -Подведение итогов. Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что узнали нового? Что было самым интересным? | Как, по-вашему, дождь хороший или плохой? А солнце какое, хорошее или плохое? Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика, и дети перечисляют отрицательные качества. Объекты для игры: лужа, желтый листик, клинптиц, ежик с грибочками, яблоня, медведь строит берлогу, ребята в теплой одежде. Наблюдение за солнцем. Чем полезно солнце? Какой вред приносит? Наблюдение за птицами. Найти общее и различие: птица – самолёт. Наблюдение за отлётом птиц в тёплые края. Что хорошего в том, что птицы улетают на юг? Что плохого в том, что птицы улетают на юг? Рассматривание насекомых через увеличительное стекло: что видите? Почему они такими стали? На кого похожи? Наблюдение за листопадом: что общего между листьями и птицами? Чем отличаются? |
Мой город, моя страна, моя планета (1-я – 2-я неделя октября) | -НОД по окружающему миру «К дедушке на ферму». (Противоречия в предметах) - НОД по ФЭМП. - Наблюдения в природе | Закреплять представления детей о том, где выращивают овощи и фрукты, знания об их свойствах. Систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов. Активизировать словарь детей: косточка, семя, бахча, урожай, плоды, корни, стебель. Воспитывать бережное отношение к природе. Закреплять представления о четырехугольниках, треугольниках о круге. Познакомить детей с составом чисел 7 и 8 из единиц. Познакомить с цифрой 7. Закреплять умение последовательно называть дни недели. Формировать у детей приёмы фантазирования: оживление, изменение законов природы, уменьшение, увеличение предметов, приём эмпатии, учить находить сходство и различие в различных предметах, видеть пользу и вред (хорошее и плохое) в одном предмете, объекте. | - Игра «Да – нетка». (яблоко, морковь). - Игра «Раньше – позже» - Классификация овощей и фруктов по различным признакам (большие-маленькие, овощи-фрукты, по форме) Игра «Теремок». (развиваем аналитические способности ребёнка, учим сравнивать, выделяя общее и находя различия). | В мешочке спрятаны фрукт и овощ. Ребенок с помощью вопросов должен узнать, что лежит в мешочке. «Всегда ли морковка была такой? А что с ней было раньше? А еще раньше? Дети говорят, что было до этого, или что будет после. (сопровождается показом картинок) Детям раздаются предметы или карточки с изображениями геометрических фигур. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки: - Кто в теремочке живёт? - Я, квадрат. А ты кто? - А я - ромб. Пусти меня к себе жить? - Скажешь, чем на меня похож – пущу. Пришедший сравнивает обе фигуры. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе. Предложить детям оживить ветер: Кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? О чём спорит ветер с солнцем? Наблюдение за облаками: Куда они плывут? Какие вести несут? О чём нам расскажут? Что нам покажут? Предложить детям походить по асфальту в обуви с мокрой подошвой: что получилось? Почему? Наблюдение за листопадом: на что похожи листья? Наблюдения за дождём через очки с цветными стёклами: почему дождь жёлтый, красные? |
День народного единства (3-я неделя октября – 2-я неделя ноября) | -НОД по ознакомлению с природой «Птицы нашего края» - НОД по развитию речи «Небылицы – перевертыши». -Наблюдения в природе | Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности, где живут дети. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот». Познакомить детей с народными и авторскими перевертышами, вызывать желание составлять свои небылицы. Формировать у детей приёмы фантазирования: оживление, изменение законов природы, уменьшение, увеличение предметов, приём эмпатии, учить находить сходство и различие в различных предметах, видеть пользу и вред (хорошее и плохое) в одном предмете, объекте. | Ига «Да-нетка». Игра «Хорошо-плохо» Мозговой штурм Игра «Наоборот» или «перевертыши» (проводится с мячом). Фантазирование «наоборот» | Угадываем с помощью вопросов птицу. Что хорошего в том, что птицы улетают? А что плохого в том, что птицы улетают? Как пережить нашу суровую, холодную зиму перелетной птичке (ласточке) со сломанным крылом? Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч. Анти-расческа, дети должны назвать антоним – лохматит. Для чего нужно: испугать бандитов, придать прическе пышность. (Анти-зонт). Предложить детям превратиться в кустик: о чём ты мечтаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился? О чём шепчутся твои листики? Наблюдение за листопадом: на что похожи листики, когда они кружатся в воздухе? Предложить походить по асфальту в обуви с мокрой подошвой: что получилось? Почему? Рассматривание опавших листьев через увеличительное стекло: на что похожи листья? Выкладывание узоров из верёвочек. Камешков: что получилось? |
Новый год (3-я неделя ноября – 4-я неделя декабря) | - НОД «За что я люблю зиму»? (Противоречия в зиме) НОД «Необычные приключения маленьких человечков» -Наблюдения в природе | Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма». Познакомить детей с агрегатным состоянием детей в неживой природе. Используя ММЧ объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными. Формировать у детей приёмы фантазирования: оживление, изменение законов природы, уменьшение, увеличение предметов, приём эмпатии, учить находить сходство и различие в различных предметах, видеть пользу и вред (хорошее и плохое) в одном предмете, объекте. | -Обсуждение с детьми противоречий в зиме: игра «Хорошо – плохо». - Игра «Наоборот». - Мозговой штурм - Подведение итогов. Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что узнали нового? Что было самым интересным? - История о МЧ. - Опыты: вода с песком, вода с сахарным песком. - Подвижная игра в маленьких человечков. | -Что хорошего, а что плохого в зиме? -Летом жарко, а зимой холодно; летом на деревьях листья, а зимой листьев нет; летом день длинный, а зимой; зимой солнце низко, а летом; летом гуляют на улице много, а зимой; зимой рябина сладкая, а летом; зимой птицам голодно, а летом; зимой земля покрыта снегом, а летом. - Бабушка живет на юге, а дедушка на севере. Что сделать чтобы бабушка потрогала снег, а дедушка травку? Переезжать нельзя. Жили – были веселые МЧ. Жили они вокруг нас в камнях, лужах, в игрушках. МЧ очень разные. Твердые Ч были дружными, крепко держались за руки и жили в твердых предметах. В чем вокруг нас живут ТЧ? Другие Ч живут в жидкостях. Они просто стоят рядышком. В чем живут ЖЧ? А третьи были хулиганами. Они постоянно двигались. А живут они в таких веществах ка воздух, туман, ветер, пар, дым. И вот однажды они поссорились, кто из них лучше. Спорили долго, пока не обиделись друг на друга и спрятались в коробку (на ощупь определяем). Наблюдение за превращениями: в кого превращаются сугробы? Кусты? Снежные постройки? Рассмотреть одежду детей: почему варежки согревают руки? Шапка – голову и т. д. Рисование палочкой на снегу: что получилось? Наблюдение за метелью: какой характер у метели? О чём спорят снег и ветер? Кто мама метели? Почему бывает метель? Предложить оживить снег: откуда он пришёл? Какие вести нам принёс? Чем снег хорош? Чем плох? Рассматривание льда: Что с ним станет, если лёд перенести в тепло? Предложить детям показать, как выглядят «Маленькие человечки» льда. Рассматривание снега через цветные стёкла: какого цвета снег? Почему? |
Зима (1-я – 4-я неделя января) | - НОД по окружающему миру «Секретныепревращения льда». (ММЧ) -Наблюдения в природе | Формировать у детей элементарное представление о переходе вещества из твердого в жидкое, газообразное. Учить давать определение каждому состоянию вещества. Формировать у детей приёмы фантазирования: оживление, изменение законов природы, уменьшение, увеличение предметов, приём эмпатии, учить находить сходство и различие в различных предметах, видеть пользу и вред (хорошее и плохое) в одном предмете, объекте. | -Опыты со льдом. -Игра «Хорошо – плохо». -Подвижная игра в маленьких человечков. Моделирование маленькими человечками льда, воды и пара. Мозговой штурм. | Лед опускаем в стакан с водой (плавает, легкий); Разбиваем лед (хрупкий); Лед тает. Лед – хорошо или плохо. Холодная вода – хорошо или плохо. Соленая вода – хорошо или плохо. Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Наблюдение за облаками: на что похожи? Откуда плывут? Какие вести нам несут? О чём мечтают? Что нам покажут» Рисование палочкой на снегу: что получилось? Почему? Рассматривание зимней одежды: почему куртка согревает нас в мороз? Варежки? Шапка? Рассматривая снег, учить детей находить положительные и отрицательные качества. |
День защитника отечества (1-я – 3-я неделя февраля) | -НОД «Волшебные снежки» (ММЧ) -НОД по лепке «Военный транспорт» (знакомство с системным оператором) -Наблюдения в природе | Закреплять с детьми свойства снега, объясняя эти свойства с помощью «Маленьких человечков», учить разрешать противоречия, отвечать на вопросы воспитателя правильным ответом, активизировать словарь детей, воспитывать любовь к природе. Развивать умение анализировать и обобщать, развивать воображение. Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэранки». Дать понятия о надсистемах и подсистемах объектов. Формировать у детей приёмы фантазирования: оживление, изменение законов природы, уменьшение, увеличение предметов, приём эмпатии, учить находить сходство и различие в различных предметах, видеть пользу и вред (хорошее и плохое) в одном предмете, объекте. | Игра «Чем был – чем стал?» Игра «Раньше-позже» Игра «Системный лифт». «Что было, есть, будет». Игра «Волшебный светофор». (У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый – надсистему). Каким ты видишь армию будущего? | учить детей составлять логическую цепочку действий. Если поехать вниз — узнаешь части, из которых состоишь. Поедешь вверх — узнаешь места, где можешь быть. Поедешь назад — узнаешь прошлое, вперед — будущее. Воспитатель предлагает прокатить танк, военный самолет по всем экранам. Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего является. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: для чего он. Рассмотреть сугробы снега: что хорошего в том, что снега много? Что плохого в том, что снега много? Рисование палочкой на снегу: что получилось? Почему? Рассматривание снега через цветные очки: почему снег жёлтого цвета? Зелёного? На что похожи снежные сугробы в темноте? Рассматривание снежных построек через увеличительное стекло: на что похожи постройки? Почему? |
Международный женский день (1-я неделя февраля – 1-я неделя марта) | -НОД ознакомление с природой «Огород на окне». -НОД по рисованию «Цветы для мамы». -Наблюдения в природе | Формировать представления детей о разнообразии культурных растений.Формировать системное мышление через выявление функций объекта, надсистемных и подсистемных связей; Развивать навыки общения; Продолжать учить различать объекты рукотворного и природного мира; Учить детей рисовать с натуры, красиво располагая изображение на листе бумаги. Закрепить умение детей определять функцию объектов; обозначать словом действие по отношению к нему. Формировать у детей приёмы фантазирования: оживление, изменение законов природы, уменьшение, увеличение предметов, приём эмпатии, учить находить сходство и различие в различных предметах, видеть пользу и вред (хорошее и плохое) в одном предмете, объекте. | -Игра «Системный оператор» (пятиэкранка). Мозговой штурм. Игра «Системный оператор» (пятиэкранка). | Прокатить все эти объекты по пятиэкранке(морковь, редис, подсолнух). Практическая деятельность: посадка семян. Что было бы, если бы исчезли растения? Объект: Тюльпан и Нарцис. «Что-то»: Если мы рассмотрим что то… (объект) Это что-то для чего то… (функция объекта) Это что-то из чего то … (подсистема объекта) Это что-то часть чегото… (надсистема объекта) Чем то было это что-то… (прошлое объекта) Что то будет с этим что-то… (будущее объекта) Что то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри! Наблюдение за облаками: откуда плывут? На что похожи? Что они могут нам рассказать? Наблюдение за птицами: сравнить птицу и самолёт: что общего? Чем отличаются? Беседа: чем может служить палочка? |
Весна (1-я – 2-я неделя апреля) | - НОД по развитию речи «Анализ сказки Снегурочка по системному оператору». -Наблюдения в природе | Развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать. Обучать использованию приема «наоборот». Развивать воображение, эмпатию. | -Упражнение «Какую сказку я загадала?» -Анализ сказки по «системному оператору». -Фантазирование. | В центре пятиэкранки Снегурочка. Из чего состоит Снегурочка? (подсистема). Где она была в начале сказки? (надсистема). Чем была раньше? От куда она появилась? (прошлое). А что произойдет потом? (будущее). Мы с вами хотим что бы было наоборот, чтоб Снегурочка не растаяла. (можно изменить свойства Снегурочки) Предложить порисовать палочкой на песке: что получилось? Почему? Предложить превратиться в кустик: о чём ты мечтаешь? Кто твои друзья? Кого ты боишься? Сравнение птицы и самолёта: что общего? Чем отличаются? |
День Победы (3-я неделя апреля – 1-я неделя мая) | Обобщающее занятие за год квест-игра «В поисках клада». -Наблюдения в природе | - Игра «Да-нетка». - Игра «Маленькие человечки». -Игра «Хорошо-плохо». -Игра «Чем был-чем стал». -Игра «В Мире все перепуталось». -Мозговой щтурм. -Игра «Наоборот». -Игра «Системный оператор». -Игра «Волшебный светофор». | 1 станция кукольный уголок. Объект для игры: кукла. 2 станция моечная. Подбор предметов к схемам маленьких человечков (стакан с водой, кипящий чайник, кастрюля с горячим супом, шкаф, тарелка). 3 станция раздевалка. Кофты, штаны, чем были раньше. Было раньше тканью, а стало… Сейчас это рисунки, а было…красками, чистым листом бумаги. Шкафчики, а было… Обувь, а было… Рукотворный мир и природный мир. Дети определяют предмет на картинке к той или иной части модели. 4 станция книжный уголок. Как выгнать лису из заюшкиной избушки? Как не пустить медведя в теремок? Как курочке спасти своих цыплят от коршуна? 5 станция группа. Представь себя на месте божьей коровки: кто твои друзья? Кого ты боишься? Что нам расскажешь? Что нам покажешь? Что ты любишь есть? Рассматривание дождя через цветные очки. Рассматривание муравьёв, божьей коровки через увеличительное стекло: на кого похожи? Почему? Выкладывание узоров из верёвочек, камешков на асфальте: что получилось? Наблюдение за дождём через цветные очки: почему дождь фиолетового цвета? Жёлтого? Коричневого? |
Работа с родителями:
- Консультация: «Первые шаги в ТРИЗ»
- Ознакомить родителей с картотекой игр по технологии – ТРИЗ
- Оформить папку передвижку на тему «Чудеса прогулок»
- Консультация на тему: «Творчество с помощью ТРИЗ»
- Консультация: «Как организовать досуг детей необычно».
- Привлечь родителей к изготовлению пособия к игре «Маленькие человечки»
Таким образом, на сегодняшний день по детям видно в дальнейшей своей педагогической деятельности я планирую больше углубиться и изучать технологию внедрять технологию со среднего возраста.Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста. Видна положительная динамика. Разработка и внедрение моего опыта работы также эффективно сказывается на достижениях детей в различных видах творческой деятельности.
Список используемой литературы:
- Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112 с.
- Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Е.Рябина. Калейдоскоп мышления. 77 увлекательных игр, формирующих гибкий нестандартный подход к окружающему миру на основе ТРИЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...
Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста
Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы ....
"Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.Важное место в общей системе речево...
Проект "Формирование навыков творческого воображения и мыслительной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий"
Актуальность Современные преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способно...
Формирование навыков творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий
Современные преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно ...
Обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста по средствам чтения русских народных
Одна из задач дошкольных учреждений - воспитание творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить.Для всестороннего развития ребенка речь имеет большое значение. Младший ...
"Обогащение лексического запаса у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Игра развивает речь, а речь организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение....