"Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
консультация по логопедии (старшая группа)

В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, т.к. совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.  В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_formirovaniya_slovarya.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Белоярский сад «Буратино»

консультация для воспитателей

Тема: «Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Учитель-логопед: Трофимова Т.В.

В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

Основными признаками общего недоразвития речи являются:

· позднее развитие речи

· скудный словарный запас

· стойкие отступления от грамматической нормы

· дефекты произношения

· нарушение фонематических процессов

Выделяют 4 уровня ОНР. Чаще всего мы работаем с детьми 3 уровня.  Для них характерно появление развёрнутой обиходной речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, у детей отмечается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. Дети пользуются всеми частями речи, но в активном словаре наиболее широко представлены существительные и глаголы. Мало прилагательных, (слов, обозначающих качества, признаки предметов), наречий (слов, обозначающих состояния предметов и действий). Дети употребляют только один синоним. Ответы однообразны, типичны. Вместо синонимов дети подбирают: дополнение или объяснение слова-стимула (парк — где качели); семантически близкие слова (улица — дорога); слова-антонимы, иногда повторение исходного слова с частицей «не» (огромный — маленький); слова, близкие по звучанию (здание — сдать). Многие дети допускают ошибки словообразования.. Недостаточный навык практического применения словообразования обедняет пути накопления словарного запаса. Ребёнок затрудняется связно высказываться. Затрудняется в составлении рассказа, пересказа, рассказа по серии картин.

Важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, т.к. совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.  В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Задачи воспитателя по формированию словаря детей.

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов.

В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).  

        Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Во всех возрастных группах выделяют 3 направления:

1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Приёмы развития словаря у детей:

В беседе используется целый комплекс приемов обучения. Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? Воспитателю нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу.

 Экскурсий :

1.Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.

3.Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.

Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они имеют цель уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

Сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей. Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала. Если дети впервые знакомятся с какими-то явлениями, то здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его..

Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. Этих прием позволяет настроить ребёнка  на необходимость запомнить слова, сохранить в памяти его звуковой образ.

Очень важно варьировать методику повторений. С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом и др.).

Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит».

Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними. При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры. В дидактических играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.

Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений. Отличительной чертой является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи

Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова.

Работа воспитателя по формированию словаря осуществляется не только в организованной деятельности, но и в  повседневной жизни

Организуя работу над речью в повседневной жизни, надо исходить из того, что дети нуждаются в постоянном повторении материала.

В течение всего срока пребывания детей в детском саду необходимо регулярно повторять пройденный материал ) словарь, тексты, речевые игры).

Воспитатель работает над формированием речи детей во время выполнения всех режимных моментов (утренней зарядки, умывания, одевания, приема пищи, прогулки, труда и т.д.), а также во время игровой деятельности и целевых прогулок.

В начале от детей требуется лишь правильное выполнение словесных инструкций. Если ребенок ошибается, то его нужно поправить и попросить повторить. По мере овладения речью дети должны комментировать свою деятельность, употребляя прилагательные, предлоги, числительные.

Если ребенок обращается с молчаливой просьбой, воспитатель помогает ему выразить ее, подсказывает отдельные слова и обороты, предлагает облегченный вариант предложения, исправляет речь ребенка, если он исказил слоговую структуру слова.

Перечисленные требования к речи детей (комментировать действия, обращаясь с просьбами, проговаривать их) предъявляются постоянно, на всех занятиях, прогулках, режимных моментах.

Работа воспитателя над речью начинается ежедневно с утра. Во время одевания повторяются названия частей тела, предметов одежды, действий (надеть, одеть, одеться, завязать, развязать и т.д.),

На утренней гимнастике закрепляются названия частей суток, текущего месяца и времени года. Такие режимные моменты, как завтрак, обед, ужин становятся поводом для речевой работы: усваиваются понятия «завтрак», «обед», «ужин», «полдник», «позавтракать», «пообедать»  и т.д. При подаче на стол повторить названия различной посуды; материал, из которого они сделаны. При разговоре о еде спрашивают: «Что ты ешь?», «Из чего сделана котлета? «, «Значит она какая?»

Чтобы все дети могли осмыслить содержание вопросов, их нужно произносить громко, но адресовать кому-нибудь одному. Во время одевания на прогулку и возвращения с прогулки воспитатель закрепляет названия верхней одежды и упражняет в образовании относительных прилагательных: меховой, шерстяной, резиновый, трикотажный, осенняя, зимняя и т.д. Дети отвечают на вопросы: «Какая шапка? Какое пальто?  Почему так называется?»

Во время игровой деятельности воспитатель, раздавая игрушки, старается вовлечь детей в диалог: «Что тебе дать?», «Машинка какая?»,  «Что ты будешь делать?»

Подобные вопросы заставляют детей правильно употреблять названия предметов, действий с ними, признаков предметов. Собирая игрушки, воспитатель задает вопросы:»Что ты делал?», «Что ты сделал?»

После ужина, в свободное время (с подгруппой или индивидуально) нудно проводить словесные дидактические игры на закрепление пройденных тем.

Для развития речи надо использовать и те возможности, которые предоставляются во время коллективного труда.. Отрабатываются глаголы с приставками (собери, разложи, отбери, протри, вымой и т.д.), употребление предлогов, пространственных понятий («Поставь коробку на стол», «Положи машину на нижнюю полку».

Речевая работа проводится и на прогулках. Целевые прогулки знакомят с общественными учреждениями и предприятиями, находящихся недалеко от детского сада. На целевых прогулках рассматриваются дома, дается их описание, при этом закрепляются понятия о частях дома (крыша, стены, окна и т.д.) Можно спросить: «В доме много чего?» (окон, дверей, замков, балконов)

В повседневной жизни для развития речи и речевой активности, коррекция некоторых недостатков огромное значение имеют поручения. Например: «Отбери сломанные карандаши. Скажи, что ты сделал? Отложи книги на ремонт» и т.д.

Практические результаты подобной работы реально ощущаются. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает из высказывания более правильными, грамотными развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстрее овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности.

Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова.

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2_е изд., дораб. - М.: Просвящение, 1991.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974.

4.Мухина В. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста

Значение речи у ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему в буд...

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы ....

Расширяем словарный запас у детей старшего дошкольного возраста

Ваш ребенок уже многое знает. А всегда ли ему хватает слов, чтобы выразить свои мысли достаточно чётко, красочно описать то, что он видел? Всегда ли ребёнок может объяснить значение тех слов, которые ...

Формирование словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста

Расширению словарного запаса, уточнению значений слов помогают совместные игры взрослого и ребенка. Предлагаю некоторые игры для активизации активного словаря детей младшего дошкольного возраста....

«Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Данный материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста с нарушениями речи...

Консультация для родителей «Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных - выдающихся психологов, педагогов и лингвистов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эл...