Конспект занятия по развитию речи "Широка страна моя родная"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кониченко Мария Ивановна

Решаются речевые задачи в ходе закрепления знаний о родной стране России. Во время путешествия в Якутию дети знакомятся с народом Якутии, их внешностью, одеждой и бытом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Конспект занятия по речевом у развитию.

                Тема занятия: «Широка страна моя родная»

                                 Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)

Цель: Речевое развитие в ходе закрепления знаний о родной стране; продолжать знакомить детей с республикой России – Саха (Якутия)

Задачи: 

Образовательные: 

- дать понятие: Россия – многонациональная страна; обогатить словарный запас детей;

-упражнять в подборе определений к словосочетанию: Какая Россия?

- упражнять в образовании сложных прилагательных;

- упражняться в составление предложений, в умение логически заканчивать предложения. 

Развивающие: развить у детей память, сообразительность, логическое мышление, любознательность;

Воспитательные: воспитать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей;  воспитывать у детей патриотические чувства: уважение к Родной стране, гордость за нее, бережное отношение к ней.

Методы и приёмы, технологии: игровые, наглядные, словесные, дидактические игры, чтение художественной литературы, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные.

Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, игрушка  мяч, маски (старухи, льда, солнца, тучи, ветра, горы, мышки, лисы), макет Якутии, игрушки кукол Якутов, выставка книг со сказками народов России.

   Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по заданной теме, чтение художественной литературы о Якутии, чтение сказок народа Якутии, заучивание стихотворений о родной Земле, прослушивание музыкальных произведений патриотического характера, изготовление масок для инсценирования сказки «Старуха Талл, Таал,  изготовление макетов, разучивание подвижных игр народов Якутии;

                                        Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Воспитатель: «Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок» - звенит колокольчиком, дети собираются около воспитателя.

- Здравствуйте, мои друзья, всех вас рада видеть я. Здравствуйте гостям мы скажем, ручкой все мы им помашем. Дети, давайте поиграем в нашу любимую игру с пальчиками.               «Дружат в нашей группе девочки и мальчики, (слегка хлопаем в ладошки)    

Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики ,(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)

                                        1-2-3-4-5 – начинаем мы играть.

                                            Дружно за руки возьмёмся

                                            И друг другу улыбнёмся!»

                                            Все дети улыбаются? Хорошее у нас настроение? – Да.

                                       Сегодня будем мы играть, Россию нашу изучать.»

Послушайте  стихотворение  «Необъятная страна».  Внимательно слушайте, и потом мне скажите, почему такое название автор решил дать своему стихотворению.

Если долго-долго-долго  в самолёте нам лететь                                                      

Если долго-долго-долго  на Россию нам смотреть                                  

То увидим мы тогда и леса, и города                              

  Озёра, реки и моря, поля и степь и горы                                                                                            

 Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Необъятная, это значит, какая? (такая большая, что её не объять)

  1. Основная часть.

Воспитатель: На планете много разных стран, но  наша страна самая большая, великая, сильная и красивая.

- Давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать.

Словесная игра:

Наша страна называется … Россия.

Граждане России называютсяроссияне.

Столица России город … Москва.

Наш родной город, в котором мы с вами живём называется – Санкт-Петербург

Президент России … В. В. Путин.

Д/Игра: «Какая наша Россия?»:

В. Дети, а сейчас вы будете передавать друг дружке мяч по кругу и называть слова определения, какая наша Россия, слушайте внимательно друг друга и не повторяйте уже названные слова: большая, огромная, великая,   необъятная, бескрайняя, богатая, щедрая, могучая, сильная, крепкая, непобедимая, мирная, цветущая, красивая, любимая, светлая, милая.  добрая,  многонациональная, единая, дружелюбная, заботливая, честная, терпеливая,  и т.д.

Д/Игра: «Чего в России много?» (полным предложением):

В России много рек и озер  

В России много домов.

В России много гор.

В России много лесов и полей.

В России много разных машин.

В России живет много людей.

             Физкультминутка (давайте ещё руками покажем, что есть в России)

Что в России нашей есть, -пожимают плечами

Это нам не перечесть. – качают головой с указательным пальцем

Раз-леса, - качают руками вверху

Два – моря, - рукой волны

Три – поля и горы – руки полочкой и смыкают вверху

А четыре – ты и я – показывают руками

                                (посадить на стульчики)

Воспитатель. Страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. А живёт у нас много народностей: русские, башкиры, чуваши, осетины, татары, якуты и многие другие. (более 180 наций) Все они жители нашей огромной страны. Мы сильны дружбой разных народов. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции, сказки и игры.

Ребята,  нам тут сегодня пришло письмо. Откуда же оно? (открываю конверт, достаю письмо и читаю) Сейчас мы с вами отправимся в гости в Якутию. Якутия – самый холодный из обжитых регионов планеты. Там длинная зима и совсем короткое лето. Нам надо потеплее одеться. Что мы с вами наденем? Подсказывайте мне. (меховые шубы, штаны (в Якутии саян из овчины или меха), высокие сапоги (в Якутии они нзываются торбасы – высокие сапоги из оленьих шкур мехом наружу, шапки, рукавицы.) (Дети изображают одевание) Оделись? Молодцы. На чем отправимся?

- На самолёте.  (Включить музыку)

              Игра «Летчики. На аэродром!» Внимание! Посадка! Остановка – Республика Саха (Якутия). Выходим из самолёта и подходим к импровизированному макету Якутии

Давайте поздороваемся с детьми из ЯКУТИИ. Скажем им –ДОРОО. Это по-русски значит «здравствуйте». Каждый народ можно узнать по внешности.

Д/Игра. Какой? Какие? У Якутов тёмные волосы, они-(тёмноволосые). Лица у них круглые, значит они- (круглолицые). Глаза у мальчика карие, он- (кареглазый.) Каждый народ  можно узнать ещё и по одежде. На картинке мы видим якутский Новый год. Если праздник, то одежда какая? (праздничная, нарядная)

В. Мы свами видим жилище Якутов. Балаган - это зимнее жилище якутов, летнее жилище якутов называется -  ураса.  Повторите, пожалуйста, как называется жилище?

                                       ( Посадить на стульчики)

Вы. наверное, замёрзли. Давайте поиграем

 Упражнение на дыхание «Холодно-жарко». (подул северный ветер - выдыхаем холодную струю, греем руки -дуем тёплую струю воздуха)

               Рассматривание книг со сказками разных народов России.

Воспитатель: Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Воспитатель: Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Ребята, я знаю, что вы знаете одну замечательную якутскую сказку, которая называется «Старуха ТААЛ ТААЛ». Расскажите нашим гостям, я, думаю, что они не знают её. Приготовить маски (старухи, льда, солнца, тучи, ветра, мышки, лисы )

            Инсценирование диалога старухи с другими героями сказки

                                         И спрашивает старуха  Таал – Таал у Человека:

                     - Человек –Человек, силён ли ты?

       Отвечает другой воспитатель                -Силён, волен и могуч я!                            

 -В чём твоя сила ? В чём твоя  воля?                                                  

Могуч  я умом дерзким, воля моя – мыслить  светло, сила моя – желание жить.

 - Тогда помоги, спаси меня!                                            

 Человек не мог оставить её в беде, протянул руку и вытянул старуху Таал – Таал из примёрзшей ко льду шубейки.

Выходит, сильнее всего на свете – ум, светлые мысли и жажда жизни.

Вот и сказки конец, а кто слышал молодец!

Давайте попрощаемся с жителями Якутии. Скажем им До свидания.

 Воспитатель. Ну что ж, пора нам возвращаться к себе домой, в Санкт- Петербург.

          Сели в самолёт. Включили музыку и полетели.

Заключительная часть.

Воспитатель. Вот мы и в группе опять. Какое замечательное путешествие мы совершили. Давайте вспомним, где мы с вами были? Что было сегодня на занятии?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

 

Вот сколько мы знаем о нашей Родине - России.

- Все народы России похожи между собой тем, что хотят жить мирно, дружно и никогда не ссориться друг с другом.

Ребята, а заключение я хочу дать вам напутствие:

Берегите Россию, нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была, Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Экскурсия по родному городу".

Экскурсия не выходя с территории детского сада, с использованием фотоматериалов....

Конспект занятия по развитию речи "Страна вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие учит детей правилам этикета, вежливым словам. Воспитывает дружелюбие, уважение ко взрослым и друг к другу....

Конспект занятия по развитию речи "Наша армия родная"

Формировать у детей начальные представления о Российской армии, родах войск и некоторых их  представителях: танкист, лётчик, моряк. Учить детей преобразовывать имена существительные единственного...

Конспект занятия по развитию речи "Страна волшебников"

Занятие построено в игровой соревновательной  форме с использованием мнемотаблиц....

Конспект занятия по развитию речи "Страна вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие учит детей правилам этикета, вежливым словам. Воспитывает дружелюбие, уважение ко взрослым и друг к другу....

Конспект занятия по развитию речи "Наша армия родная". Подготовительная группа

Занятие по развитию речи подготовительная группа. Тема: “Наша Армия родная”Цель: Совершенствование речевой деятельности детей дошкольного возраста.Задачи: -развивать умение пересказывать т...

Конспект занятия по развитию речи "Страна Чудес"

Конспект занятия по развитию речи в детском саду во второй младшей группе на тему «Страна чудес» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Образовател...