Стимулирующие упражнения и занятия.
материал по развитию речи (младшая группа)

КРАПИВИНА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Стимулирующие упражнения и занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стимулирующие упражнения и занятия.

Даже если ребенку исполнилось только два года, нужно внимательно следить за тем, как формируется его речь. Не стоит откладывать этот вопрос на потом. Своевременное выявление задержки помогает быстро исправить ситуацию, подтолкнуть ребенка к усвоению необходимого словарного запаса.

Специальные упражнения

Занятия не должны быть однообразными. Необходимо увлечь ребенка. Только в случае заинтересованности малыш будет с удовольствием выполнять упражнения.

  1. Изучайте с ребенком слова по группам: овощи, фрукты, транспорт, одежда и так далее. Удобно для этого использовать карточки.
  2. Играйте в «Назови предмет». Сначала родитель говорит, что изображено на карточке, затем это право передается малышу. Если ответ неверный, то нужно мягко поправить сына или дочь.
  3. Найдите несколько простых загадок, попробуйте озвучить их малышу. Идеально, если они будут рифмованные. Например:
    «Он мурлычет и поёт. Угадали? Это… (кот)!».
  4. Читайте ребенку стихи. Чем проще, тем лучше. Он будет постепенно их запоминать.
  5. Произносите первую часть слова, чтобы мальчик или девочка говорили вторую. Например:
    − Кош…
    − …ка!
  6. Давайте малышу задание на определение уменьшительной формы. Например: «Как зовут ребенка кошки?».
  7. Работайте над развитием воображения. Помогут, например, такие вопросы: «Зачем нужна вода?», «Что делают при помощи ложки?» и так далее.
  8. Развивайте мелкую моторику, которая напрямую связана с речью. Можно сделать «сухие бассейны» из разных круп, зашить зернышки в мешочки, использовать слегка колючие предметы: мячики, щетки. Собирайте пазлы, кубики, матрешек.
  9. Делайте артикуляционную гимнастику
  10. Пойте песни с ребенком.
  11. Отказывайтесь понимать жесты, чтобы малыш начал выражать мысли словами.
  12. Используйте в речи одни и те же слова, не гонитесь за разнообразием. Ребенку будет проще их запомнить. Это актуально при чтении сказок. Лучше выбрать и повторять несколько, чем каждый день читать новую.
  13. Делайте дыхательные упражнения.
  14. Массажируйте пальчики – это относится к развитию мелкой моторики, как и следующий пункт.
  15. Обводите предметы по контуру.

Можно придумать и другие упражнения – такие, чтобы малышу было весело и полезно. Поищите, например, какие-нибудь у доктора Комаровского.

Игровые занятия

  1. Имитировать звуки животных. Пусть ребенок изобразит, как кричат те или иные звери, птицы.
  2. Делать сценки с игрушками – «кукольный театр» с имитацией звуков или простенькими диалогами.
  3. Игра «Кто дольше прокричит звук». Можно выбрать самые простые: «ууу», «ааа».
  4. Упражнение «Прояви внимание». На столе разложите предметы. Какое-то время ребенок на них должен смотреть. Затем уберите вещи или накройте материей. А малыш должен вспомнить, что лежало на столе.
  5. Зарядка для губ. Несколько упражнений: вытянуть язык в трубочку, широко улыбнуться, корчить смешные рожицы перед зеркалом. Как было отмечено выше, ребенку очень важно смотреть на свое отражение, видеть, что меняется, когда напрягаются или расслабляются разные мышцы.
  6. Упражнение «Вкуснятина»: языком необходимо облизывать губы
  7. Игра «Качели»: язык при открытом рте нужно перемещать с внутренней стороны нижних зубов на верхние.
  8. Упражнение «Лошадка»: пробуем поцокать.
  9. «Снежинка». Положите ребенку на ладонь кусочек бумаги. Можно вырезать настоящую снежинку. Малыш должен сдуть её с руки.
  10. «Свечки». Зажгите предметы с фитильками и контролируйте процесс. Ребенок должен сильно дуть на огонь.
  11. Игра «Ветер». Сделайте бабочек, стрекоз, снежинки на ниточках. Малыш должен дуть на них.
  12. Игра «Морское происшествие». Изготовьте небольшие кораблики с бумажными парусами, поставьте их в тазик с водой. Пусть ребенок дует на судна.
  13. Упражнение для активации артикуляции. Дуйте через трубочку в бутылочку или в стакан. Можно наполнить тару пенопластовыми шариками, а не водой.
  14. Упражнение «Кошечка». Налейте малышу в блюдце молока или воды, пусть он пробует его лакать. Выглядит странно, но хорошо тренируются мышцы.
  15. «Лягушонок». Пусть малыш покажет, как прыгает и квакает земноводное.
  16. Активные упражнения. Исполните простые танцы: с хлопками, притопами, прыжками, поворотами корпуса. Можно делать всё, что хочется. Включайте фантазию. Любая физическая активность полезна. Но ребенок не должен сильно уставать.
  17. Упражнение «Есть у котика на лапках очень острые царапки». Ладони сжимаются и разжимаются.
  18. Потешки. Их очень много, они забавные и полезные. Выбирайте на свой вкус, ориентируйтесь на ребенка. Помните о правиле, которое уже обозначалось в статье: лучше выбрать несколько потешек и повторять их, чем использовать большое количество.
  19. Игра с карамелью. Возьмите карамель на палочке. К ней нужно тянуться языком, облизывать: вверх, вниз, влево, вправо.
  20. Игра с фруктами. Воткните сладкие палочки в яблоко или грушу. Задача: вытаскивать их зубками из плода.
  21. И многое другое….

Играйте с ребенком, обязательно найдется что-то такое, что ему понравится больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедические упражнения и занятия

1. «Улыбочка»Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. 2. «Заборчик»Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.3. «Птенчик»Широко открыть рот, как можно дальше развед...

Логоритмические упражнения на занятиях в детском саду

Логоритмические упражнения на занятиях в детском саду...

проектная деятельность "Использование элементов аэробики и гимнастических упражнений на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей, координация их всестороннего физического и психического развития, р...

Использование речевых игр и упражнений на занятиях.

Консультация для педагогов"Использование речевых игр и упражнений на занятиях"(игры и упражнения для развития речи детей старшего возраста)...

Стимулирующие упражнения и приемы самомассажа для детей старшего дошкольного возраста.

Стимулирующие упражнения и приемы самомассажа для детей старшего дошкольного возраста. (По материалам книги Семенович Анны Владимировны «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском во...

Занятие – тренировка «О пользе и влиянии на организм физических упражнений, Физкультурное занятие в нетрадиционной форме «Целебная сила цвета» (подготовительная группа 6-7 лет)

Занятие – тренировка «О пользе и влиянии на организм физических упражнений , Физкультурное занятие в нетрадиционной форме «Целебная сила цвета» (подготовительная груп...

Мастер-класс «Игры и упражнения для занятий с детьми дома» Демонстрация правильного выполнения артикуляционной гимнастики, кинезиологические упражнения при подготовке к письму

Мастер-класс можно использовать при работе с родителями детей посещающих группы компенсирующей направленности, и, особенно - не посещающих данные группы для профилактики, коррекции различных речевых н...