Стимулирующие упражнения и приемы самомассажа для детей старшего дошкольного возраста.
книга по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему
Стимулирующие упражнения и приемы самомассажа для детей старшего дошкольного возраста. (По материалам книги Семенович Анны Владимировны «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стимулирующие упражнения и приемы самомассажа для детей | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Стимулирующие упражнения и приемы самомассажа для детей старшего дошкольного возраста. (По материалам книги Семенович Анны Владимировны «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»)
Стимулирующие упражнения и приемы самомассажа вводим в режимные моменты.
1. Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу и производит резкие хлопки (5-10 хлопков с интервалом около 1 с); местами соприкосновения становятся углубления между запястьем и нижней частью ладони. Затем упражнение повторяется, но местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья.
2. Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары выполняются сначала кулаками, обращенными вверх, а затем - вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.
После этих стимулирующих упражнений можно переходить к самомассажу различных частей тела.
3. «Мытье головы». А. Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее. Б. Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.
4. «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука - от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы - по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.
5. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.
6. «Умные ушки». Уши потягиваются в трех направлениях (вверх, вниз, к затылку) последовательно по 3-5 раз, затем вращение ушей по - часовой линии, против часовой линии.
7. «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
8. «Веселые носики». Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.
9. Покусывание и «почесывание» губ зубами; то же – языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и растирание губами друг друга в различных направлениях.
10. «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.
11. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам. Можно совместить с приговоркой «Водичка, водичка умой моё личико».
12. «Гибкая шея, свободные плечи». Аккуратно массировать шею сзади:
а) правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой – правое плечо;
б) правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5-10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее; то же - левой рукой, затем обеими руками одновременно.
13. «Сова». Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминайте захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же - с левым плечом правой рукой.
14. «Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление её движению и одновременно массируя её. Затем руки меняются. Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук.
14. «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.
15. «Качалка» на спине и животе и «Бревнышко» являются прекрасным массажем для позвоночника, спинных и брюшных мышц, внутренних органов.
16. «Теплые ножки». Сидя, энергично растереть (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же – левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг об друга, а также о пол.
Полезно также поглаживание стоп и пальцев ног тыльной стороной кисти и пальцев; растирание, разминание их и давление на них кончиками пальцев и большим пальцем, косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладони и т.д.
Эти упражнения оказывают активизирующее и заземляющее действие на организм, а также укрепляют мышцы и связки свода стопы, снимают усталость, предотвращают плоскостопие.
17. Разнообразная ходьба.
Виды ходьбы:
- Ходьба на носочках;
- Ходьба на пяточках;
- Ходьба «как медведи»;
- Ходьба «как уточки»;
- Ходьба с изменением положения рук;
- Ходьба вперед спиной с заданием;
- Ходьба со сменой темпа;
- Ходьба с заданием;
- Ходьба с закрытыми глазами;
- «Паровозик»;
- Ходьба с отклепыванием ритма «шаг-шаг-шаг-хлопок»;
- «Носочки - пяточки»;
- Упражнение «Подружились-поссорились»;
- Пространственный диктант;
- «Цыганочка».
- По массажным дорожкам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самомассаж для детей старшего дошкольного возраста
Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, им...
Самомассаж для детей старшего дошкольного возраста.
Массаж спины «Дождик».Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи и выполняют массажные движения. Педагог стоит за последним ребенком. После выполнения дети поворачиваются на 180 градусов и выпол...
Комплексы по самомассажу для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаемые упражнения могут использовать как педагоги на занятиях с детьми, так и родители дошкольников....
Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа для детей старшего дошкольного возраста.
Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа в стихах для детей старшего дошкольного возраста. (старшая группа)...
Рабочая программа «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей старшего дошкольного возраста». (старшая группа, возраст детей 5-7 лет).
Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшей группы в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и...
Консультация для родителей - самомассаж для детей старшего дошкольного возраста.
Самомассаж лица укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущение от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее. Способству...
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Обучение элементам грамоты – завершающий этап в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи этого этапа решаются с учетом индивидуальных...