План самообразования воспитателя
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Новикова Анна Николаевна

План самообразования воспитателя "Использование математики в развитие речи детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mat-ki_v_razvitii_rechi.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ефимовский детский сад комбинированного вида»

План самообразования воспитателя ГКН

 « Использование математики в развитии речи детей»

Составила Воспитатель ГКН Новикова А. Н._____

Согласовано Зам.зав. Шпилина Ю.Г.________

П.Ефимовский, 2024 год

Актуальность:

В развитии интеллекта и умственного воспитания ребенка большую роль играет математическое развитие. Математика уникальна, она обладает общеразвивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоций; формируется терпение, настойчивость, творческий потенциал личности. Одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Но детство невозможно представить без русской речи (потешек, считалок, загадок, стихов). Поэтому знакомство с математикой через развитие речи поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.

Использование элементарных математических представлений на разных этапах развития речи способствует развитию правильных представлений о позиции звука в слове, о расположении звука по отношению к рядом стоящему звуку, о количестве звуков в слове, количестве слов в предложении; активизирует логические связи, что напрямую развивает представления о грамматических конструкциях, т. е. употребление падежных окончаний, согласование существительного с числительным и наоборот, образование притяжательных прилагательных. Безусловно, использование элементарных математических представлений, как часть представлений ребенка о мире, ускоряет процесс обследования речевого развития, помогает на начальных этапах по постановке звукопроизношения, активизации звуков в словах по средствам чистоговорок и считалок, в которых представлен порядковый счет, представления о форме и величине.

Использование элементов элементарных математических представлений  возможно в совершенствовании разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи, в том числе объяснительной.

Установлено, что уровень развития речи ребенка прямо зависит от сформированности тонких  движений пальцев рук, это обусловлено близостью речевого и двигательного центров в коре головного мозга. Несформированность тонкой моторики рук – это неточность движений, трудности в усвоении движений, а, следовательно, и в  мыслительном процессе, а поэтому возникает неточность в выборе правильного по описанию, по форме, по цвету предмета, неточность в соотнесении предметов по признакам, количеству или определения той или иной последовательности предметов. Для активизации этих центров хорошо использовать пальчиковую гимнастику с пальчиковыми куклами и без. Но конечно в пальчиковой гимнастике не обойтись без счета и соблюдения логически последовательных действий.

Цель: Определение системы работы по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста. Создание условий по формированию элементарно математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу, официальные и нормативные документы по данному вопросу.

-Выявить возможности использования математики в развитии речи детей дошкольного возраста.

-Организовать специальные условия, способствующие формированию речи, при использовании математических игр и упражнений .

-Изучить применение инновационных образовательных технологий.

-Составить собственные методические разработки, картотеку дидактических игр и использовать их в работе с детьми.

-Разработать перспективный план работы с детьми.

-Расширить математический уголок.

Участники: дети группы компенсирующей направленности (Возраст 5-7 лет), родители,

Срок реализации: 1 год (2024-2025 учебный год)

Этапы реализации проекта :

этапы

сроки

содержание

1.

подготовительный

сентябрь

изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление планов работы с детьми, родителями

2

основной

Октябрь-апрель

создание развивающей среды; использование математических игр и упражнений в развитии связной речи дошкольников; привлечение родителей;

3

заключительный

май

проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития

Предполагаемый результат формирование у воспитанников интереса к познанию, развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

В процессе реализации плана самообразования используются математические игры направленные на развитие речи детей.

сроки

Содержание и цели

сентябрь

Изучение литературы

Диагностика и мониторинг развития детей

Подбор материала

октябрь

1. Числовая зарядка.

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько чисел; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение: Дети произносят цепочку из 4 чисел, например,1-2-3-4, одновременно совершая следующее движение пальцами правой руки: на 1 - соединяются кончики большого и указательного пальцев, на 2 – большой и средний пальцы, на 3 – большой и безымянный, а на 4 – большой и мизинец. В следующий раз упражнение проводится также, но движения совершают пальцы левой руки. В заключении проговаривают числа и работают обеими руками одновременно.

2.Цепочка чисел.

Цель: закрепление умения соотносить цифры и числа, запоминать их названия с опорой и без опоры вразбивку, развитие слуховой памяти. Подвижная игра («С мячом», «Ворота», «Хлопки»): Пять-шесть детей встают в шеренгу. Взрослый просит их назвать число (цифру) по карточке. Ребенок, стоящий первым, называет число и хлопает ладонями по ладоням ребенка, стоящего в шеренге вторым. Тот, в свою очередь, поворачивается к соседу слева и хлопает его по ладоням уже дважды, повторяя  это число, и называя новое число. Третий участник игры должен трижды хлопнуть по ладошкам соседа, стоящего от него слева, и сначала повторить уже названные числа, а потом добавить к ним еще одно. Так «по цепочке» дети передают друг другу числа, каждый раз наращивая их последовательность еще на одно число.

 3 «Не промочи ног»

Цель: Закрепление счета, знания геометрических фигур

Пройти через «болото», не промочив ног. Наступать можно только на определённые фигуры, /например, на четырёхугольники синего цвета или только квадраты и т. д. / при этом ребенок должен говорить на какую фигуру он наступает.

4. Работа в прописях.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений

ноябрь

1. Далеко - близко.

Цель: образовывать степени сравнения пространственных наречий.

Подвижная игра. Один из играющих назначается водящим. Он выходит за дверь. Остальные прячут где-то в комнате на видном месте какую-нибудь игрушку (водящий не знает,  какую). Затем зовут водящего.  Он  начинает искать игрушку, а все участники игры комментируют поиски: если он приближается к игрушке, говорят «близко», «ближе», «совсем близко»; если удаляется от игрушки, говорят «далековато», «далеко», «еще дальше», «совсем далеко».

2. «Игры со счетными палочками»

Цель: формирование геометрических представлений, развитие пространственного воображения, обогащение и активизация речи детей.

Рассмотри фигуры на рисунке. Выложи их из счётных палочек по памяти, если затрудняешься, по образцу. Расскажи, как тебе это удалось?

3. «Художники»

Цель: совершенствование монологической формы речи, составление рассказа о предметах, по набору картинок.

Детям предлагается «нарисовать» картину. Расположение предметов обговаривается. В задании используются слова: вверху, снизу, слева, справа и т. д.

4.  Работа в прописях.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений

декабрь

1. Пять названий.

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу, закрепление предметного словаря по лексическим темам.

Упражнение: По заданию педагога дети перечисляют с опорой на картинку или по представлению пять названий каких - либо предметов. Например, ребенок делает первый короткий вдох и говорит: «Я знаю пять названий деревьев», и продолжает после паузы и второго вдоха: «Береза, рябина, ель, клен, дуб». Если ребёнок называет деревья по картинке, он должен показывать на них указательным пальцем, если же перечисление идет по памяти, то правой рукой следует загибать пальцы на левой.

2. Прятки.

Цель: выполнять действия, основанные на понимании словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением (в, на, за, под, около, между, рядом, слева от, справа).

Подвижная игра Заранее заготовленные игрушки незаметно прячут в разных местах комнаты. Детям говорят, что пришло письмо. В нем сообщается, что к ним в комнату прилетели и поселились непрошенные гости — следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Спрашивают, кто пойдет на поиски. (Ребенок находит спрятанное.) Кто-то спрятался в уголке игрушек за шкафом. Кто-то спрятался под кукольной кроватью. Кто-то спрятался на столе справа от среднего окна. При каждом очередном сообщении ребенок отыскивает непрошеного гостя и комментирует свои действия. Прятать можно также цифры, геометрические тела и фигуры.

3. Игра «Веселые фигуры. Найди пару».

Цель математическая: формирование геометрической зоркости в умении соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами. Образование прилагательных от существительных.

Ход игры: раздаются карточки с изображением геометрических фигур и по одной предъявляются изображения предметов. Соотнося форму предмета с геометрической фигурой, комментируется действие следующим образом:

- Ёлка похожа на треугольник. Елка какая? – Треугольная.

Аналогично остальные предметы. Для закрепления даются задания:

- Назови все круглые предметы. Назови все квадратные предметы. И т.д.

4. Работа в прописях.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений

январь

1. Назови по порядку.

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов; закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Упражнение: Детям даётся задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.  

2. Игры со счетными палочками, плоскостными геометрическими фигурами и предметными картинками.

Цели математические: прямой и обратный счет, закрепление образования чисел. Автоматизация звуков в словах, согласование числительных с существительными, изменение формы числа существительных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, счет в пределах 10.

Ход игры: в зависимости от автоматизируемого звука подбирается геометрическая фигура или счетная палочка. Дается задание разложить цифры по порядку, сосчитать количество фигур или палочек, проговаривая счет (одна палочка, две палочки и т.д.), считать и проговаривать, сначала прибавляя по одной, затем убавляя по одной палочке (к двум палочкам прибавить одну палочку получится три палочки).

3. Работа в прописях.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений

февраль

1.: Посчитай парами до десяти и обратно

Цель: Закрепление счёта парами до десяти и обратно. Согласование существительных с числтельными.

Два лимона, четыре лимона, шесть лимонов, восемь лимонов, десять лимонов, восемь лимонов, шесть лимонов, четыре лимона, два лимона.

2. Загадки, задачи – шутки, занимательные вопросы. 

Цель : вырабатывать умение выделять главные существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. 

3. Работа в прописях.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений

март

1. Разложи по образцу.

Цель: учить выкладывать геометрические фигуры( цветные карандаши) по образцу, объясняя, какая фигура где находится.

Детям предлагают выложить предметы в соответствии с образцом

2. Игра «Скажи, где находиться?»

Цель: формировать у детей пространственное представление; развивать внимание, закреплять цвета, закреплять геометрические фигуры.

Используем слова: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

3.  Работа в прописях.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений

апрель

1. «Времена года, времена суток»

Цель:  закрепление последовательности времени года, суток. Развитие связной речи, активизация словаря.

2. Отгадай число

Цель: развитие мышления, сравнения. Закрепления понятий больше, меньше.

Ведущий загадывает любое число в пределах 10 .

Играющие с помощью вопросов должны отгадать это число. Ведущий может отвечать на вопросы только словами «да» или «нет».

Когда число отгадано, ведущим становится тот, кто отгадал число.

Усложнение. Загадывать числа в пределах 20.

Детям предлагается рассказать, что можно делать в данное время года, время суток

3. Работа в прописях.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений

май

Итоговая диагностика и мониторинг развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования воспитателя .

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида «Батыр» г. Буинска Буинского района РТ  «План по самообразованию педагога»...

План самообразования воспитателя

Формирование основ педагогического мастерства."Мастер"(в переводе с лат. - начальник,учитель)-это человек ,достигший высркого уровня совершенства и творчества в своем деле....

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...