Занятие по развитию речи «Вот летят снежинки, белые пушинки» в средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Бордунова Светлана Сергеевна

Цель: создать условия для формирования у детей представления о снежинках, о снеге, для применения умений отвечать на вопросы по содержанию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи  «Вот летят снежинки, белые пушинки» в средней группы

Цель: создать условия для формирования у детей представления о снежинках, о снеге, для применения умений отвечать на вопросы по содержанию.

Задачи:

Образовательные:

– расширять словарь синонимов, существительных, прилагательных, глаголов по теме;

– учить составлять рассказ, используя полученные раннее знания о зиме, зимующих птицах, диких животных.

Развивающие:

– развивать умение практически использовать в речи предложения разных типов;

– развивать связную речь;

– развивать память, мышление, речь и воображение.

Воспитательные

– продолжать формировать эстетическое восприятие окружающей действительности;

– продолжать воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

Ход занятия:

Воспитатель выставляет на панно картинку с зимним пейзажем, зачитывает детям отрывок из книги Н. Сладкова «Солнцеворот»:

Всё куда-то скрылось и подевалось. Звуки приглушены, запахи заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зелёные листья? Где вы, густые травы? Где вы, пёстрые бабочки?

Льды закрыли озёра, снега укутали землю. Солнце всё ниже и ниже. А тени длинней и длинней. И день короче воробьиного носа.

Сумерки старого года…

И вдруг что-то случилось!

Солнце всё выше и выше, тени короче и короче. И день хоть на воробьиный скок, а прибавился.

Значит, солнце повернуло на лето. Пришёл рассвет нового года. Совершился солнцеворот!

И не страшно теперь, что всё куда-то скрылось и подевалось. Что звуки приглушены, запахи заморожены. Что вместо листьев одни только почки, вместо трав одни семена, а вместо бабочек — только куколки. Будет всё было бы солнце. Теперь всему свой черёд — только срок дайте!

Путешествие продолжается.

Мы летим к солнцу!

Воспитатель задает детям вопросы:

— О каком времени года я вам прочитала? Когда все это бывает? Почему вы так думаете? (Рассуждения детей.)

— Что еще происходит зимой? (Свободные высказывания детей.)

Воспитатель загадывает детям загадку Б. Заходера «Нахмурилось

небо…»

Нахмурилось небо

(Наверно, не в духе!).

Летают, летают

Белые мухи!..

И носятся слухи,

Что белые мухи,

Не только летают,

Но даже — не тают!

Детей, отгадавших загадку, педагог спрашивает:

— Как вы догадались, что это снег? (Свободные высказывания.)

— С чем сравнивают снежинки в этом стихотворении ? Расскажите, какие бывают снежинки, какой бывает снег? (Снег белый, пушистый, искрящийся, блестящий, сверкающий.)

Затем загадывает следующую загадку Б. Заходера «На стекле букет из роз…».

— Какой бывает мороз? (Сильный, крепкий, трескучий.)

Теперь, отгадайте еще одну загадку

У кого, скажите, нос

В огороде летом рос?

(У снеговика)

Как вы догадались, что это снеговик? Почему сказано, что нос рос на грядке? (Ответы детей.) Если дети затрудняются, воспитатель показывает им картинку с изображением снеговика.

Игра «Ласковые слова»

- А давайте мы поиграем. Я буду вам говорить слова, связанные со снегом, а вы слова, которые услышите, вы будете переделывать в ласковые.

Например:

Снег – снежок,

Снеговик – снеговичок,

Снегурка – Снегурочка,

Снегопад – снегопадик.

Снежинка – снежиночка

А теперь отгадайте следующие загадки.

Есть у белки, есть у мишки,

У лисички, у зайчишки.

И в холодный день зимы

В ней гулять выходим мы.

(Шуба)

Ребята, что делает зимой зайчик? Белочка? Лисичка? Воспитатель выслушивает свободные высказывания детей, обобщает и распространяет их ответы: «Зимой белочка прячется в дупле, где у нее припасены орехи, шишки, сушеные грибы. Зайка бегает по лесу. Ищет, чего бы поесть. А лиса за ним охотится».А что делает зимой мишка? (Спит в берлоге.) Кто еще из животных спит всю зиму? (Ежик, лягушки, насекомые.) Ежик спит в норке. Лягушки ныряют в воду, зарываются в густой ил. Бабочки забираются в темные щели на крыше. Жуки зимуют в земле, в коре деревьев. А один жук проснулся и запел.

Воспитатель читает стихотворение

Б. Заходера «Жу- жу-жу, жу- жу-жу…»

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Кого хочешь закружу!

Жу-жу-жу, жу-жу-жу —

Я с ребятами дружу!

Песенку жука повторяют с детьми хором 3 раза, двигаясь по группе. Воспитатель говорит: Жук придумал для вас игру. Вставайте в круг. Буду бросать мяч и называть слово. Надо перекинуть мяч назад и произнести слово точно так, как я. (В игре используются слова: жжжук, дружжжу, за- кружжжу, зззову, зззимую, укутали, утеплили, нахмурилось-сь-сь, ль-ль-летают, л-л-ласкаются, нось-сь-сятся, рис-с- совал, сказ-з- зать, гуль-ль-лять, выходить, Добывать.) .

Рефлексия.

-Ребята о чем мы сегодня говорили?

-Вам понравилось занятие?

-То больше вам всего понравилось и запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи. Тема: "Ладушки в гостях у бабушки". средняя группа

Работа подготовлена с детьми средней группы, направлена на составление описательного рассказа по игрушке, развивать у детей монологическую речь, воспитывать любовь к народному искусству, посредством ф...

Интегрированное занятие по развитию речи, музыке и конструированию из бумаги в средней группе "Путешествие пчелки"

Тема: «Путешествие пчелки».Образовательные задачи: продолжать знакомство  детей с особенностями жизни пчел, их  внешним строением; закреплять знания детей о флоре и фауне леса; закрепл...

Конспект итогового занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в средней группе Тема: «Поможем зайчишке»

Программное содержание: 1.    Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе, признаки весны.2.    Закрепить знания детей о диких животных.3....

Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе в ходе исследовательского проекта: «ВОДА» Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ ОБЛАКОВ И ОСАДКИ»

Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе в ходе исследовательского проекта: «ВОДА»Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ ОБЛАКОВ И ОСАДКИ» Программные задачи:...

Школа для зверей" занятие по развитию речи с использованием приёмов мнемотехники для детей средней группы.

Ход занятия развивается на сюжете сказки (собственное сочинение). Герои сказки появляются в определённой последовательности, после того как дети составят рассказ по мнемо таблице....

Игра-занятие по развитию речи и формированию целостной картины мира в средней группе "Уроки дорожной грамоты"

Цели:1. ОбучающиеПознакомить детей с пешеходным переходом, дать  представление о том, как нужно правильно переходить дорогу;Способствовать закреплению знания сигналов светофора;Учить детей отвеча...

Интегрированное занятии по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий. «Помоги тучке!» (средняя группа)

Конспект открытого НОД "Помоги тучке". Интегразия образовательный областе :развитие речи, познание, физическая культура. Использованя различные здоровьесберегающие технологии....