Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Тема « Чтение и анализ текста «Встреча с ежиком»».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Тема « Чтение и анализ текста «Встреча с ежиком»».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
дошкольные группы общеразвивающей направленности
Технологическая карта
Образовательная область "Речевое развитие"
Раздел «Развитие речи»
старшая группа
Тема « Чтение и анализ текста «Встреча с ежиком»».
Воспитатель: Ильина Елена Юрьевна
г. Югорск – 2024 г
Образовательная область: Речевое развитие
Раздел: развитие речи
Возрастная группа: старшая группа
Тема: «Чтение и анализ текста «Встреча с ежиком»».
Цель: Формирование у детей предпосылок умения анализировать прослушанный текст, пробуждение интереса к чтению.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать обучать детей слушать рассказы писателей.
- Упражнять детей в составлении загадки о еже.
- Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.
- Формировать умения отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность.
- Развивать речь, память, мышление.
- Развивать координации движений.
- Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
Предварительная работа: Знакомство с рассказом Е.И. Матвеевой «Встреча с ежиком». Беседа о жизни животных. Рассматривание иллюстраций и картин с изображением ежа и собак породы такса. Отгадывание загадок о животных. Чтение рассказов Е.И. Матвеевой «Читаем с таксой Ламбой». Разучивание пальчиковой гимнастики: «Ёжик, ёжик колкий…»; «Этот шарик не простой».
Материалы и оборудование: Игрушка еж. Таблица для загадывания загадки по технологии ТРИЗ, которая постепенно заполняется. Портрет иллюстратора – художника Маши Колкер. Иллюстрация иллюстратора – художника Маши Колкер к рассказу Е. И. Матвеевой «Встреча с ежиком». Портрет Елены Ивановны Матвеевой. Плакат «Нельзя брать домой диких животных». Раскраски про ежика. Массажный мячик.
Этап (структурные компоненты деятельности), продолжительность (мин) | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, | Деятельность педагога | Предполагаемые ответы детей |
#1042;водная часть 3 мин. | Приветствие детей друг друга. Упражнение «Доброе утро! Улыбнись» | Звучит музыка лёгкая тихая. - Я люблю, когда при встрече Мы знакомым и друзьям С добрым утром! Добрый вечер! Добрый день! Всем говорим. Давайте подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение. Если каждый улыбнётся, Повернись к соседу справа, подари улыбку, Повернись к соседу слева и снова улыбнись | Дети встают в круг, берутся за руки. Дети стоят в кругу, в соответствии с текстом, поворачиваются и улыбаются друг другу. Дети здороваются. |
#1054;сновной этап 19 мин. | В группе появляется ёжик (игрушка) Рассматривание иллюстрации к рассказу Е. И. Матвеевой «Встреча с ежиком» Выводим на экран портрет иллюстратора – художника Маши Колкер. Пальчиковая игра Дети выполняют движения вместе с воспитателем. Беседа по содержанию рассказа. Выводим на экран портрет Елены Ивановны Матвеевой Упражнение «Испуганный ежик» (игра с массажным мячиком) Игра с массажным мячом Игровое упражнение «Составь загадку» | Ребята посмотрите к нам в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся. «Ежик хочет приготовить сюрприз для одного замечательного щенка таксы. Зовут щенка Ламба: сочинить загадку про ежика, но он не умеет этого делать и просит Вас, помочь ему сочинить загадку про ежика». Дети, поможем ежику, загадать загадку о еже. Еще ежик принес нам картинку и хочет рассказать, какая история с ним приключилась. Ребята смотрите какая красочная иллюстрация. Воспитатель задает вопросы по иллюстрации (выставляется иллюстрация к рассказу Е. И. Матвеевой «Встреча с ежиком»). Вопросы по иллюстрации. #1059;гадайте, к какому произведению нарисована иллюстрация. #1056;ебята посмотрите на иллюстрацию и скажите кого вы видите на ней. 3. Как, вы думаете, какое время года изображено? (Требую полного ответа) 4. А как вы догадались? #1063;то делает ежик? 6. Что делает такса Ламба? #1042; какой ситуации еж сворачивается в клубочек? Вывод. Ребята Ежик принес Вам красочную иллюстрацию и обсудили, что на ней изображено Молодцы! А создала ее замечательный художник – иллюстратор Маша Колкер. (выставляется портрет Маши Колкер) Тебе ежик понравилось наше обсуждение. Ребята ежик Вам говорит спасибо. Ёжик, ёжик колкий (Пальцы двух рук сплетены в «замок»). Движения кистями Покажи иголки. вправо-влево) Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются - кисти при этом сложены в «замок») Ёжик, ёжик колкий (Движения кистями с выпрямленными пальцами вправо) Спрячь свои иголки. влево) Раз, два, три- нет иголок. Посмотри! (Пальцы складываются в «замок») Вам понравился ежик? Многие писатели тоже любили наблюдать за животными и сочинять про них много рассказов. Давайте вспомним рассказ Елены Ивановны Матвеевой. 1.Давайте вспомним как он называется? #1050;то бежал по тропинке? #1050;ого встретила Ламба? 4. Что решила Ламба, когда увидела Ежика? #1063;то сделал ежик, когда почуял опасность Но пока мы с вами играли с нашим ежиком что-то случилось. Ребята закройте глаза. Посмотрите на него ребята. Он свернулся в клубочек. (Игра с массажным мячиком) Вы знаете, что делает ежик, когда его пугает неожиданно появившаяся собака? Подойдите к ежику, который сильно испугался собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ежика. Кто хочет успокоить ежика? Подойди к ежику, тихонько поговори с ним. Скажи ему, что окажись ты на его месте, ты тоже испугался бы. Можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, ежик тебя не уколет. Попытайся показать ежику, что ты к нему очень хорошо относишься, не только словами, но и жестами, мимикой, прикосновениями. Успокой его – и ты увидишь, что он расслабится и раскроется. Молодцы! Продолжим обсуждать рассказ Е.И. Матвеевой «Встреча с ежиком». 6. Верно ли, что Ламба не знала, что у ежиков иголки такие острые? #1055;равильно ли я понимаю, что Ламба подползла к ежику и ткнула его носом? 8. Как вы думаете, правильно ли подумала Ламба о том, что «Ой! Больно! Злой ежик! Не буду с тобой дружить». Для чего нужны иголки ежу? 9. Что сделал ежик, когда Ламба ткнула его носом? 10. Ребята, что Вас (огорчило) в рассказе? Верно, иголки – это, средство защиты от врагов. Свернется еж в колючий клубок, выпустит свои острые иголки – попробуй -ка, съешь его! А сейчас поиграем с ёжиком. Ежик нам так понравилась твоя история, что мы решили про тебя загадку загадать. Дети, давайте с вами загадаем загадку о еже. Признак – действие. 1. - Что делает ежик? (Пыхтит, собирает, семенит) Пыхтит как кто или что делает так же? (Пыхтит как новенький паровозик.) Собирает как кто или что делает так же? (Собирает как хозяйка.) #1055;олзет, топает как кто или что делает так же? Далее составим загадку в целом, используя связки «Как», «Но не». Ребята ежик говорит спасибо, ему очень понравилось загадка. Мы с вами загадали загадку о еже. Молодцы! | Здравствуй ежик. Да. 1. «Встреча с ежиком» 2. Мы видим собаку таксу Ламбу и ежика. 3. На картине изображено лето. #1062;ветут ромашки, зеленая трава. 5. Ежик свернулся клубочком. #1051;амба увидела ежика. 7. Ежик сворачивается клубочком в случае опасности. Дети выполняют движения согласно тексту. 1.Рассказ называется «Встреча с ежиком» 2. По тропинке бежала Ламба. #1051;амба встретила Ежика. #1051;амба решила с ежиком подружиться. #1054;н превратился в колючий клубок Сворачивается клубочком. Дети подходят к ежику и успокаивают его. #1051;амба не знала, что у ежиков иголки такие острые. 7. Ламба подползла к ежику и ткнула его носом. 8. Ежик не злой. В лесу ежика подстерегает много опасностей, поэтому ему постоянно надо быть начеку. Чтобы его не съели волк или лиса. 9. Ежик фыркнул и убежал в лес. 10. Ламба не подружилась с ежиком. Дети выполняют движения согласно тексту. Дети. Пыхтит, собирает, топает. 2. Дети. Пыхтит как новенький паровоз. #1044;ети.Собирает как хозяйка. #1044;ети. топает, как ребенок. 5. Дети. Пыхтит, как паровозик; собирает, как добрая хозяйка; ползет, но не ребенок, который учится ходить. |
#1047;аключительный этап. Рефлексия 3 мин. | Игровое упражнение «Ответь на вопросы» Мячик массажный. Раскраски про ежика | Ребята, мне очень интересно было с вами играть и в завершении, я хотела бы подарить вам раскраски про ежика и про собаку таксу, но, чтобы ее получить, вам надо ответить навопросы, а поможет мне в этом наш мячик, похожий на ежика. 1. Кто к нам пришел. #1063;то он нам принес. 3. Назови главных героев на иллюстрации Маши Колкер. #1056;асскажите, что мы делали, когда играли в картину. #1053;азовите, название рассказа Елены Ивановны Матвеевой. #1042;ам понравилась история «Встреча с ежиком» 6. Расскажите сочиненную нами загадку. 7. Можно ли домой брать и трогать диких животных. Какая хорошая история, мы теперь знаем, что если ежик сворачивается, то он может уколоть. Ёжику пора идти в лес! Попрощаемся с нашим гостем. До свидания, до встречи. Вы сегодня порадовали меня своими знаниями, надеюсь, что вы всегда бережно будете относиться к животным и будете в дальнейшем слушать рассказы про таксу Ламбу. | Дети передают друг другу мячик. 1. К нам пришел ежик. #1054;н принес нам картинку. 3. Такса Ламба и ежик. 4. Превращались в ежиков, они почувствовали опасность, спрятались, свернулись в клубочек 4. «Встреча с ежиком» #1044;а. 6. «Пыхтит, как новый паровозик; собирает, как добрая хозяйка; ползает, но не маленький ребенок, который учится ходить». 7. Нельзя брать домой диких животных. . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Рассказ о путешествии по маршруту доктора Айболита с помощью современного транспорта"
Социальная потребность в повышении качества обучения и воспитаниядетей дошкольного возраста обуславливает актуальность использованияинформационных технологий в ДОУ.Компьютер, обладая огромным потенциа...
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»
Технологическая карта занятия по речевому развитию, с прописанными методами и приемами, самоанализом занятиям....
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе "День Победы"
Технологическая карта занятия по развитию речи Ф.И.О: Адилова Дарья НиколаевнаТема занятий: «День Победы»Образовательные области: речевое развитиеВозрастная группа: старшая группаЦель...
Технологическая карта ООД по развитию речи в старшей группе
Технологическая карта ООД по развитию речи в старшей группе...
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе Л.Н. Толстой "Прыжок"
Предлагаю вашему вниманию технологическую карту занятия по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет)
Представляю технологическую карту занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет)....
Технологическая карта НОД по РАЗВИТИЮ РЕЧИ в старшей группе «Путешествие в лес»
Цель: Расширить словарный запас дошкольников и закрепить знания о животных нашего леса....