Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Тема « Чтение и анализ текста «Встреча с ежиком»».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ильина Елена Юрьевна.

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе  на тему:  Тема « Чтение и анализ текста «Встреча с ежиком»».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

дошкольные группы общеразвивающей направленности

Технологическая карта

Образовательная область "Речевое развитие"

Раздел «Развитие речи»

старшая группа

Тема « Чтение и анализ текста «Встреча с ежиком»».

Воспитатель: Ильина Елена Юрьевна

г. Югорск – 2024 г

Образовательная область: Речевое развитие

Раздел: развитие речи

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Чтение и анализ текста «Встреча с ежиком»».

Цель: Формирование у детей предпосылок умения анализировать прослушанный текст, пробуждение интереса к чтению.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать обучать детей слушать рассказы писателей.
  • Упражнять детей в составлении загадки о еже.
  • Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.
  • Формировать умения отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность.
  • Развивать речь, память, мышление.
  • Развивать координации движений.
  • Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Предварительная работа: Знакомство с рассказом Е.И. Матвеевой «Встреча с ежиком». Беседа о жизни животных. Рассматривание иллюстраций и картин с изображением ежа и собак породы такса. Отгадывание загадок о животных. Чтение рассказов Е.И. Матвеевой «Читаем с таксой Ламбой». Разучивание пальчиковой гимнастики: «Ёжик, ёжик колкий…»; «Этот шарик не простой».

Материалы и оборудование: Игрушка еж. Таблица для загадывания загадки по технологии ТРИЗ, которая постепенно заполняется. Портрет иллюстратора – художника Маши Колкер. Иллюстрация иллюстратора – художника Маши Колкер к рассказу Е. И. Матвеевой «Встреча с ежиком». Портрет Елены Ивановны Матвеевой. Плакат «Нельзя брать домой диких животных». Раскраски про ежика. Массажный мячик.

Этап (структурные компоненты деятельности), продолжительность (мин)

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности,

Деятельность педагога

Предполагаемые ответы детей

#1042;водная часть

3 мин.

Приветствие детей друг друга.

Упражнение «Доброе утро! Улыбнись»

Звучит музыка лёгкая тихая.

- Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и друзьям

С добрым утром! Добрый вечер!

Добрый день! Всем говорим.

Давайте подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение.

Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.

Повернись к соседу справа, подари улыбку,

Повернись к соседу слева и снова улыбнись

Дети встают в круг, берутся за руки. Дети стоят в кругу, в соответствии с текстом, поворачиваются и улыбаются друг другу.

Дети здороваются.

#1054;сновной этап

19 мин.

В группе появляется ёжик (игрушка)

Рассматривание иллюстрации

к рассказу Е. И. Матвеевой «Встреча с ежиком»

Выводим на экран портрет иллюстратора – художника Маши Колкер.

Пальчиковая игра Дети выполняют движения вместе с воспитателем.

Беседа по содержанию рассказа.

Выводим на экран

портрет Елены Ивановны Матвеевой

Упражнение «Испуганный ежик»

(игра с массажным мячиком)

Игра с массажным мячом

Игровое упражнение «Составь загадку»

Ребята посмотрите к нам в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся.

«Ежик хочет приготовить сюрприз для одного замечательного щенка таксы. Зовут щенка Ламба: сочинить загадку про ежика, но он не умеет этого делать и просит Вас, помочь ему сочинить загадку про ежика».

Дети, поможем ежику, загадать загадку о еже.

Еще ежик принес нам картинку и хочет рассказать, какая история с ним приключилась.

Ребята смотрите какая красочная иллюстрация.

Воспитатель задает вопросы по иллюстрации (выставляется иллюстрация к рассказу Е. И. Матвеевой «Встреча с ежиком»).

Вопросы по иллюстрации.

#1059;гадайте, к какому произведению нарисована иллюстрация.

#1056;ебята посмотрите на иллюстрацию и скажите кого вы видите на ней.

3. Как, вы думаете, какое время года изображено? (Требую полного ответа)

4. А как вы догадались?

#1063;то делает ежик?

6. Что делает такса Ламба?

#1042; какой ситуации еж сворачивается в клубочек?

Вывод. Ребята Ежик принес Вам красочную иллюстрацию и обсудили, что на ней изображено

Молодцы!

А создала ее замечательный художник – иллюстратор Маша Колкер.

(выставляется портрет Маши Колкер)

Тебе ежик понравилось наше обсуждение.

Ребята ежик Вам говорит спасибо.

Ёжик, ёжик колкий (Пальцы двух рук сплетены в «замок»). Движения кистями Покажи иголки. вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются - кисти при этом сложены в «замок»)

Ёжик, ёжик колкий (Движения кистями с выпрямленными пальцами вправо)

Спрячь свои иголки. влево)

Раз, два, три- нет иголок. Посмотри! (Пальцы складываются в «замок»)

Вам понравился ежик? Многие писатели тоже любили наблюдать за животными и сочинять про них много рассказов.

Давайте вспомним рассказ Елены Ивановны Матвеевой.

1.Давайте вспомним как он называется?

#1050;то бежал по тропинке?

#1050;ого встретила Ламба?

4. Что решила Ламба, когда увидела Ежика?

#1063;то сделал ежик, когда почуял опасность

Но пока мы с вами играли с нашим ежиком что-то случилось. Ребята закройте глаза.

Посмотрите на него ребята. Он свернулся в клубочек.

(Игра с массажным мячиком)

Вы знаете, что делает ежик, когда его пугает неожиданно появившаяся собака? Подойдите к ежику, который сильно испугался собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ежика.

Кто хочет успокоить ежика?

Подойди к ежику, тихонько поговори с ним. Скажи ему, что окажись ты на его месте, ты тоже испугался бы.

Можешь его погладить.

Если ты будешь осторожен, ежик тебя не уколет.

Попытайся показать ежику, что ты к нему очень хорошо относишься, не только словами, но и жестами, мимикой, прикосновениями.

Успокой его – и ты увидишь, что он расслабится и раскроется.

Молодцы!

Продолжим обсуждать рассказ Е.И. Матвеевой «Встреча с ежиком».

6. Верно ли, что Ламба не знала, что у ежиков иголки такие острые? #1055;равильно ли я понимаю, что Ламба подползла к ежику и ткнула его носом?

8. Как вы думаете, правильно ли подумала Ламба о том, что «Ой! Больно! Злой ежик! Не буду с тобой дружить».

Для чего нужны иголки ежу?

9. Что сделал ежик, когда Ламба ткнула его носом?

10. Ребята, что Вас (огорчило) в рассказе?

Верно, иголки – это, средство защиты от врагов. Свернется еж в колючий клубок, выпустит свои острые иголки – попробуй -ка, съешь его!

А сейчас поиграем с ёжиком.
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!
(Движения соответствуют тексту)

Ежик нам так понравилась твоя история, что мы решили про тебя загадку загадать.

Дети, давайте с вами загадаем загадку о еже.

Признак – действие.

1. - Что делает ежик? (Пыхтит, собирает, семенит)

Пыхтит как кто или что делает так же? (Пыхтит как новенький паровозик.)

Собирает как кто или что делает так же? (Собирает как хозяйка.)

#1055;олзет, топает как кто или что делает так же?

Далее составим загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».

Ребята ежик говорит спасибо, ему очень понравилось загадка.

Мы с вами загадали загадку о еже. Молодцы!

Здравствуй ежик.

Да.

1. «Встреча с ежиком»

2. Мы видим собаку таксу Ламбу и ежика.

3. На картине изображено лето.

#1062;ветут ромашки, зеленая трава.

5. Ежик свернулся клубочком.

#1051;амба увидела ежика.

7. Ежик сворачивается клубочком в случае опасности.

Дети выполняют движения согласно тексту.

1.Рассказ называется «Встреча с ежиком»

2. По тропинке бежала Ламба.

#1051;амба встретила Ежика.

#1051;амба решила с ежиком подружиться.

#1054;н превратился в колючий клубок

Сворачивается клубочком.

Дети подходят к ежику и успокаивают его.

#1051;амба не знала, что у ежиков иголки такие острые.

7. Ламба подползла к ежику и ткнула его носом.

8. Ежик не злой. В лесу ежика подстерегает много опасностей, поэтому ему постоянно надо быть начеку. Чтобы его не съели волк или лиса.

9. Ежик фыркнул и убежал в лес.

10. Ламба не подружилась с ежиком.

Дети выполняют движения согласно тексту.

Дети. Пыхтит, собирает, топает.

2. Дети. Пыхтит как новенький паровоз.

#1044;ети.Собирает как хозяйка.

#1044;ети. топает, как ребенок.

5. Дети. Пыхтит, как паровозик; собирает, как добрая хозяйка; ползет, но не ребенок, который учится ходить.

#1047;аключительный этап.

Рефлексия

3 мин.

Игровое упражнение «Ответь на вопросы»

Мячик массажный.

Раскраски про ежика

Ребята, мне очень интересно было с вами играть и в завершении, я хотела бы подарить вам раскраски про ежика и про собаку таксу, но, чтобы ее получить, вам надо ответить навопросы, а поможет мне в этом наш мячик, похожий на ежика.

1. Кто к нам пришел.

#1063;то он нам принес.

3. Назови главных героев на иллюстрации Маши Колкер.

#1056;асскажите, что мы делали, когда играли в картину.

#1053;азовите, название рассказа Елены Ивановны Матвеевой.

#1042;ам понравилась история «Встреча с ежиком»

6. Расскажите сочиненную нами загадку.

7. Можно ли домой брать и трогать диких животных.

Какая хорошая история, мы теперь знаем, что если ежик сворачивается, то он может уколоть.

Ёжику пора идти в лес! Попрощаемся с нашим гостем. До свидания, до встречи.

Вы сегодня порадовали меня своими знаниями, надеюсь, что вы всегда бережно будете относиться к животным и будете в дальнейшем слушать рассказы про таксу Ламбу.

Дети передают друг другу мячик.

1. К нам пришел ежик.

#1054;н принес нам картинку.

3. Такса Ламба и ежик.

4. Превращались в ежиков, они почувствовали опасность, спрятались, свернулись в клубочек

4. «Встреча с ежиком»

#1044;а.

6. «Пыхтит, как новый паровозик; собирает, как добрая хозяйка; ползает, но не маленький ребенок, который учится ходить».

7. Нельзя брать домой диких животных.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Рассказ о путешествии по маршруту доктора Айболита с помощью современного транспорта"

Социальная потребность в повышении качества обучения и воспитаниядетей дошкольного возраста обуславливает актуальность использованияинформационных технологий в ДОУ.Компьютер, обладая огромным потенциа...

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Технологическая карта занятия по речевому развитию, с прописанными методами и приемами, самоанализом занятиям....

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе "День Победы"

Технологическая карта занятия по развитию речи Ф.И.О: Адилова Дарья НиколаевнаТема занятий: «День Победы»Образовательные области: речевое развитиеВозрастная группа: старшая группаЦель...

Технологическая карта ООД по развитию речи в старшей группе

Технологическая карта ООД по развитию речи в старшей группе...

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе Л.Н. Толстой "Прыжок"

Предлагаю вашему вниманию технологическую карту занятия по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет)

Представляю технологическую карту занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет)....

Технологическая карта НОД по РАЗВИТИЮ РЕЧИ в старшей группе «Путешествие в лес»

Цель: Расширить словарный запас дошкольников и закрепить знания о животных нашего леса....