НОД по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Мануилова Юлия Владимировна

Образовательная деятельность по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_po_razvitiyu_rechi.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

           Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зима»

Цель: учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине.

Задачи:

Образовательные:

-учить детей целенаправленному рассматриванию картины -последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов

Развивающие:

-развивать способность самостоятельно придумывать сюжет

-развивать связную речь

-активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными

Воспитательные:

-воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

- воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.

Материал: картина «Зима»

Предварительная работа: чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме; наблюдение за погодой на прогулке, за птицами.

Вводная часть

                                                  Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: здравствуйте ребята, давайте поприветствуем друг друга, давайте потянем руки вперед и соединим их в центре круга. Немного постоим и попытаемся почувствовать тепло от друг друга.

«Солнечные лучики»

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

Воспитатель: А сейчас дети отгадайте  загадку

«Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?»

Основная часть

Дети: зимой

Воспитатель: Правильно! В данной загадке говорится о времени года – зима. Ребята, а кто знает и назовёт зимние месяца?

4.Актуализация знаний

Дети: Декабрь, Январь, Февраль.

Воспитатель: Верно! Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?

Дети: Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз.  Много снега везде.

Воспитатель: Молодцы. Какие стоят деревья?

Дети:  Белые от снега и мороза.

Воспитатель: Что лежит на крышах домов и на улице?

Дети: снег

Воспитатель: ребята, а во что одеты  дети  зимой?

Дети: Зимнюю одежду - шапку, куртку, теплые сапоги, варежки, шарф.

Воспитатель: а что вы видите на дереве?

Дети: на дереве висит  кормушка для птиц.

Воспитатель: а каких птиц вы видите на картине?

Дети: это синички и воробьи.

Воспитатель: дети, а это какие птицы: зимующие или перелетные?

Дети: синички и  воробьи зимующие.

Воспитатель: правильно, это зимующие птицы. В холодное время года синички  ищут теплое место для зимовки и часто перебираются поближе к людям.  В зимний период воробьи строят себе гнезда под крышами домов, сараев.

Воспитатель: Как живется птицам зимой?

Дети: Трудно. Плохо

Воспитатель: Почему?

Дети: Они голодают, замерзают.

Воспитатель: Как можно им помочь?

Дети: Сделать кормушки, давать им корм.

Воспитатель: Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

Воспитатель: итак дети, зима - чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я  любила кататься на санках с горки и играть в снежки. Я и сейчас хочу с вами поиграть в снежки. Я буду бросать вам снежок и задавать вопрос. А вы должны его поймать и ответить на вопрос. Итак, начнём.

Воспитатель: Зима какая?

Дети: Снежная, холодная, суровая, морозная

Воспитатель: Снег какой?

Дети: Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий

Воспитатель: Настроение у нас на прогулке какое?

Дети: Весёлое, радостное

Воспитатель: вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем.

Физминутка:

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Воспитатель: А хотите посмотреть, как проводят время зимой другие дети?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: тогда  давайте посмотрим на эту картину.

(педагог демонстрирует картину «Зима»)

Воспитатель: давайте рассмотрим ее, какое время года изображено на картине?

Дети: Изображено время года – зима.

Воспитатель: Почему вы думаете, что зима?

Дети: Потому, что везде лежит снег. Дети одеты тепло.

Воспитатель: а что вы видите на дереве?

Дети: на дереве висит  кормушка для птиц.

Воспитатель: а каких птиц вы видите на картине?

Дети: это синички и воробьи.

Воспитатель: дети, а это какие птицы: зимующие или перелетные?

Дети: синички и  воробьи зимующие.

Воспитатель: правильно, это зимующие птицы. В холодное время года синички  ищут теплое место для зимовки и часто перебираются поближе к людям.  В зимний период воробьи строят себе гнезда под крышами домов, сараев.

Воспитатель: посмотрите на картину,  что делают дети на улице?

Дети: дети кормят птиц.

Воспитатель: а дети радостные или грустные?

Дети: дети веселые, радостные, они счастливы, что помогают птицам.

Воспитатель: а как вы думаете, дети замерзли на улице?

Дети: Нет,  дети одеты в теплую, зимнюю одежду, они много двигаются.

Воспитатель: молодцы ребята, мы рассмотрели картину, и теперь будем составлять рассказ.  Итак, я начну, а Таня его продолжит.

Воспитатель: Наступила зима. Деревья стоят все в снегу. Дети вышли на прогулку.

Таня: На дерево дети повесили кормушку. Света кормит синичку с руки, а Миша насыпает ей корм на снег, Оля просто смотрит и радуется, что птички кушают.  Настроение у всех детей радостное.

Воспитатель: Молодец Таня, А теперь Дима  попробует самостоятельно составить свой  рассказ. (Воспитатель слушает рассказ еще 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).

Заключительная часть

Итог занятия:

Здорово! Молодцы! Ребята, мне очень понравились ваши рассказы. Вы очень хорошо постарались на нашем сегодняшнем занятии.

Обобщение:

О каком времени года  мы сегодня с вами говорили? Что составляли? Во что играли?

Рефлексия:

 А что вам понравилось больше всего? А чей рассказ был самым интересным? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...