Мастер-класс "Кубики сказок". Авторская разработка.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Ризванова Амина Рифовна

Представляю вашему вниманию МК для развитияяречи детей на занятиях по башкирскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_kubiki_skazok_23g.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

МК «Бабушкины сказки»

Титульный слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Ризванова Амина Рифовна. Я являюсь преподавателем б.я. в ПЛ-группах и руководителем КБЯ в подгот.к шк.группе.

ВВЕДЕНИЕ

Слайд 2. В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные пособия и методики. Среди совершенно новых, но уже достаточно известных и широко используемых мною в практике методик можно выделить пособие «БС» (показ).

Это пособие- совершенно новое, создано в 2022 году при участии филологов БГУ и Московского педагогического государственного университета.

Кратко ознакомлю вас с данным пособием, чтобы понять суть работы с ним.

ТЕОРИЯ

Слайд 3. «Бабушкины сказки» – новый, уникальный проект Фонда сохранения и изучения родных языков. Данное пособие создано специально для дошкольников Башкортостана на родном языке и основано на полилингвизме (многоязычии) народов нашей республики с учетом специфики нашего региона.

Сказки распределены на разные разделы: дружба, труд, дом, доверие, взаимопомощь, доброта и другие. Результатом этого проекта специалисты видят развитие двуязычной системы образования, чтобы дети помнили и знали о своем родном языке.

Слайд 4. Этот комплект позволяет осуществлять образовательный процесс в ДОУ в диалоге культур, наглядно демонстрируя детям, что именно общность базовых ценностей позволяет народам Российской Федерации жить в мире и согласии на протяжении многих веков.

Как вы видите на слайде, кроме сказок на русском и б.я.здесь представлены и развивающие задания для развития.

С начала учебного года данное пособие внедряют в обучение в некоторых дошкольных образовательных учреждениях Башкирии, активно занимаемся по данным пособиям и мы.

5 слайд. Почему мы обратили внимание именно на это пособие?- Потому что данное пособие поможет нам выполнить задачу ФГОС ДО – Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. С помощью этого пособия мы не только развиваем речь детей, но и воспитываем их любовь к родному народу, его языку и культуре, формируем чувство патриотизма.

Слайд 6. Работая с детьми от 4 до 7 лет, я давно занимаюсь решением проблемы формирования связной речи детей, т.к. эта проблема является очень актуальной в дошкольном возрасте. И цель данного пособия-  развивать у детей речевую активность, познавательный интерес, внимание, воображение, память, мелкую моторику руки; формировать умение понимать изображённое на картинке и отвечать на вопросы взрослого.

7 слайд. Мы с детьми уже занимались по данному пособию, и нам захотелось продолжения. Это подтолкнуло меня к мысли о разработке своих, новых способов работы с данным уникальным пособием «БС», благодаря которым можно регулировать и совершенствовать процесс развития связной речи у детей. И сегодня я их представлю в виде разработанного мною пособия «Кубики сказок».

Слайд 8. ПРАКТИКА

Итак, приглашаю 6 желающих поучаствовать в разв.играх!

Вытаскивают по 1 карточке-варианта работы с пособием «Кубики сказок». Уважаемые коллеги, пройдите к своим пособиям, рассмотрите их и в течение 1 минуты подумайте, как бы вы применили данный вариант пособия?

Слайд 9. Пока наши участники игры думают, обратим внимание на слайд и посмотрим варианты игр, которые мы сейчас увидим.

Слайд 10. Итак, под №1 у нас «6 картинок= 1 сказка». Альфинур (у которой этот вариант), как бы Вы работали с данным вариантом игры?

Интересный вариант! А с нашими детьми я работаю так. Начинаем мы всегда с картинок, и только потом подключаем кубики.

1. Расположить правильно последовательность картинок, назвать и рассказать сказку. На примере сказки «4 сестры- красавицы» предлагаю поиграть. Я переверну картинки и перемешаю, а вы возьмите по 1. Участники берут по 1 картинке, строятся по порядку, рассказывают сказку.

2. «Один лишний»- найти не соответствующую данной сказке картинку, сказать название обеих сказок, правильный вариант рассказать по очереди.

3…..

Слайд 11. Под №2 у нас «6 картинок= 6 сказок». Альфинур (у которой этот вариант), как бы Вы работали с данным вариантом игры?

Интересный вариант! А с нашими детьми я работаю так.

1.Каждому ребёнку даётся 1 картинка. Нужно назвать сказку и главных героев.

2. Рассказать понравившуюся сказку.

Слайд 12. Под №3 у нас «1 кубик= 1 сказка». Альфинур (у которой этот вариант), как бы Вы работали с данным вариантом игры?

Интересный вариант! А с нашими детьми я работаю так. Поработав с картинками, подключаем «Кубики сказок». Детям очень нравится с ними работать.

Индивидуальная работа. В зависимости от задачи, поставленной педагогом, ребёнок сам выбирает, или педагог предлагает ребёнку 1 кубик, где на 6-ти его гранях расположены 6 картинок по сюжету одной сказки. Опираясь на них, ребёнок рассказывает сказку.

Сначала педагог показывает картинку-начало сказки, ребёнок продолжает, а затем постепенно задания усложняются: ребёнок, рассматривая кубик, самостоятельно определяет начало сказки и выстраивает ход сюжета по картинкам. И более усложненный вариант: педагог показывает картинку, с которой ребёнок продолжает рассказывание сказки- например, не с 1-ой,  а с со 2-ой или 3-ей картинки кубика.

Аналогично проводятся игры для нескольких детей. По считалке 1 ребёнок находит начало сказки, рассказывает сюжет своей картинки, далее передаёт сказочный кубик след.ребёнку, тот ищет вторую картинку, рассказывает свою часть сюжета и передаёт следующему. И так поочерёдно- дети не только развивают связную речь, но и учатся внимательно слушать товарищей, следить за ходом сказки, вовремя вступать в разговор, контролировать правильность ответов других детей.

- А мы поиграем в более усложнённый вариант: предлагаю выбрать по считалке, кто начинает (считалка на б.я.). Альфинур, начни, пожалуйста, рассказывать сказку не с начала, а с этой картинки. Рассказав свой сюжет, передай кубик тому, кому захочешь (в подготовительной группе усложняем: например, тому, в чьём имени есть башкирский звук «…»). Молодцы! Вы хорошо рассказали сказку!

Слайд 13. Под №4 у нас «1 кубик= 6 сказок». Альфинур (у которой этот вариант), как бы Вы работали с данным вариантом игры?

Интересный вариант! А с нашими детьми я работаю так. Аналогично картинкам:

1. Каждый ребёнок выбирает 1 кубик. Нужно назвать указанную педагогом или другим ребёнком сказку и главных героев.

2. Рассказать ту сказку, которую ещё не рассказывал.

3. Более сложный вариант: рассмотрев картинки кубика, выбрать 1 из них и рассказать сказку с того момента, который изображён на картинке.

4. Рассказать сказку поочерёдно, найдя на своих кубиках картинки, относящиеся к данной сказке.

Слайд 14. Под №5 у нас «1 кубик + 6 картинок». Альфинур (у которой этот вариант), как бы Вы работали с данным вариантом игры?

Интересный вариант! А с нашими детьми я работаю так.

1. Ребёнок поочерёдно вставляет картинки, начиная с начала сказки, и рассказывает её.

2. Ребёнку даются первые 3-4 картинки сказки, а новый конец он придумывает сам.

3. Более сложный вариант: наоборот, начать рассказывать сказку без картинок, а затем имеющиеся вставить в грани кубика по порядку.

Слайд 15. Под №6 у нас «Пустой кубик». Альфинур (у которой этот вариант), как бы Вы работали с данным вариантом игры?

Интересный вариант! А с нашими детьми я работаю так.

1. Ребята уже достаточно хорошо знают сказки, и могут нарисовать их самостоятельно. При желании рисунки легко стираются влажными салфетками.

2. На пустом кубике ребёнок может сочинить, нарисовать, а затем всем рассказать свою собственную сказку.

Молодцы, хорошо поработали!

Слайд 16. РЕФЛЕКСИЯ

И закончим наше речевую игру ОБСУЖДЕНИЕМ И ПОДВЕДЕНИЕМ ИТОГОВ. Предлагаю сделать это по методике американского учёного и психолога Бенджамина БлумаПриём называется «Кубик Блума». У нас есть кубик, на гранях которого написано: Назови, Почему, Объясни, Предложи, Придумай, Поделись.

«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. И может использоваться в обсуждении с людьми любого возраста.

Воспитатель или 1 из детей бросает кубикВыпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. 

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление и т. д. Например: Назови героев сказки «Хитрая лиса».

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например: Почему волки испугались домашних животных в сказке «Коза и овечка»?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают сфокусировать внимание на проблеме. Например: объясни, за что лиса посадила волка в мешок в сказке «Хитрая лиса»?

Предложи. Ребёнок предлагает своё видение проблемы. Свои идеи, как использовать то или иное знание на практике. Например: предложи свой вариант спасения пчёл от медведя в сказке «Медведь и пчёлы».

Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: придумай другой конец сказки.

Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, оценивать значимость полученных сведений, выражать свои эмоции. Например: поделись своими впечатлениями о сказке.

С помощью слайда- подсказки мы проанализируем наше игру- занятие. По считалке выберем того, кто первым кинет кубик (если 3 участника- 3 раза кидают, хватит, т.к. суть уже показали. Если 6участников- 6 раз) и задаст вопрос. Если будут затруднения с вопросом- я помогу.

Назови. Назовите  сказки, которые сегодня звучали.

Почему. Почему в данном пособии собраны вместе башкирские и русские народные сказки?

Объясни. Объясни, как работа с данным пособием влияет на речь детей?

Предложи. Предложи, как можно разнообразить работу с данным пособием?

Придумай. Придумай другое название для пособия «БС».

Поделись. Поделись своими впечатлениями о сегодняшней игре.

Кубики Блума я дарю вам для использования в работе.

13  слайд. Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей и приобщения их к языку и культуре родного народа. 

Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне за короткий период убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.

Надеюсь, материал станет вам полезен. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка. Конспект "Помощь маленьким друзьям"

Конспект занятия по ручному труду в средней группе...

Авторская разработка коррекционно-дидактической игры "Волшебные бутылочки"

Надеюсь, что моя игра поможет в коррекционной работе систематизировать знания детей о цвете, размере. Развить пространственные ориентировки, закрепить количественный и порядковый счёт, снизить напряже...

Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...

Авторская разработка" По следам любимых сказок" (Викторина)

Цель: Закрепление знаний детей о прочитанных произведениях....

«Вернисаж сказок" - методическая разработка театрализованной игры для детей дошкольного возраста «Вернисаж сказок

                    Цель: развитие интереса к устному народному творчеству (сказкам). Создание условий для активного использования сказок ...

Методическая разработка:«Полосы препятствий, эстафеты и скоростно-силовые упражнения, в игровой форме, для внедрения на занятияхпо физическому воспитанию в детском саду» Авторская разработка

В данной работе представлены примеры эстафет, полос препятствий и скоросто-силовых упражнений, направленных на развитие основных физических качеств человека, для применения на занятиях по физическому ...